В рамках общей торговой политики Европейский Союз (далее - ЕС) проводит собственную политику по защите рынка от демпингового импорта из третьих стран. Правовую основу для реализации антидемпинговой политики ЕС закладывает параграф 1 статьи 207 Договора о функционировании Европейского Союза 1957 г.:
"Общая торговая политика основана на единообразных принципах, особенно в том, что касается ... экспортной политики и мер торговой защиты, включая те, которые должны приниматься в случае демпинга...".
Юридически, демпинг традиционно определяется в негативном ключе, как продажа товара по цене ниже рыночной с целью нанесения ущерба конкуренту. Подобное определение мы находим в статье VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ). Защита от демпинга ("антидемпинг") является важнейшим инструментом международной торговли, разрешенным в рамках ВТО, в качестве меры по борьбе с недобросовестной иностранной торговой практикой и защиты национальных рынков и производителей. Иначе говоря, антидемпинговые меры - это разрешенный в современной международной торговле способ нетарифной защиты внутренних рынков.
Основным актом Европейского Союза в этой сфере является Регламент Совета (ЕС) N 1225/2009 от 30 ноября 2009 г. о защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами Европейского сообщества (Базовый антидемпинговый регламент). Регламент имплементирует в правопорядок ЕС соответствующие положения международных документов в сфере торговли - ст. VI ГАТТ, а также специального Соглашения о применении ст. VI ГАТТ 1994 г. (т.н. Антидемпингового кодекса ВТО). Конкретные антидемпинговые меры вводятся на основе специальных (исполнительных, осуществляющих) регламентов, утверждаемых Советом Европейского Союза по предложению Европейской комиссии.
За исключением случаев, санкционированных Комиссией, Государства - члены ЕС самостоятельно не могут проводить антидемпинговые расследования и вводить антидемпинговые меры. С другой стороны, поскольку на практике антидемпинговые пошлины на импорт взимаются национальными таможенными органами Государств-членов ЕС при пересечении товаром границ ЕС, все нарушения, связанные с этим процессом обжалуются в национальных судах в порядке, установленном национальным правом соответствующего Государства - члена ЕС. При этом национальный суд всегда обязан обращаться с запросом в Суд Европейского Союза, если перед ним встает проблема толкования положений европейского законодательства.
Регламент Совета N 1225/2009 вступил в силу 11 января 2010 г., на 20 день после его официального опубликования в Официальном журнале Европейского Союза в соответствии с его статьей 24. Регламент Совета N 1225/2009 заменил своими положениями предыдущий Регламент Совета N 384/96, создав некую кодифицированную версию (recast) его положений. Регламент Совета N 1225/2009 является пятым по счету Базовым антидемпинговым регламентом ЕС, начиная с 1979 г. Регламент Совета N 1225/2009 содержит преамбулу, 24 статьи и 2 приложения.
Несмотря на то, что со вступлением в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора 2007 г. Европейское сообщество прекратило свое существование, и Европейский Союза стал полноправным приемником Сообщества, Базовый антидемпинговый регламент использует термин "Сообщество" в качестве имени нарицательного для обозначения ЕС, как единого субъекта антидемпинговой политики.
Антидемпинговые процедуры ЕС представляют собой весьма сложный порядок, на основе которого принимается решение о введении антидемпинговых мер в отношении конкретных видов товаров, экспортируемых из конкретной страны. В соответствии с Базовым антидемпинговым регламентом антидемпинговые меры вводятся при установлении факта демпинга, выявлении ущерба или угрозы ущерба промышленности Сообщества, наличия причинно-следственной связи между ними и при отсутствии противоречия антидемпинговых мер интересам Сообщества (ст. 2 и 3 Базового антидемпингового регламента).
Важным в практическом плане является дифференциация Регламентом государств, из которых поставляется импортируемая продукция, на страны с рыночной экономикой и страны с нерыночной экономикой. Статья VI ГАТТ дает формальную возможность для проведения такого различия. В отношении продукции из стран с нерыночной экономикой предусматривается специальный порядок начисления демпинговой пошлины. Выделение отдельной категории стран с нерыночной экономикой было проведено в Сообществе во времена "холодной войны" и по инерции сохраняется по сей день, являясь уже скорее средством дискриминации в международной торговле, нежели средством ее защиты. К странам с нерыночной экономикой относятся сегодня Азербайджан, Беларусь, КНДР, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. До 1-го июля 1998 г. в этом списке находились также Россия и другие страны бывшего СССР и "социалистического блока".
Антидемпинговая процедура возбуждается Комиссией на основе запроса (жалобы) заинтересованной стороны о наличии демпинга на соответствующем товарном рынке (статьи 5 (1) Базового антидемпингового регламента). Комиссия в установленный срок проверяет обоснованность запроса и возбуждает процедуру расследования. Антидемпинговое расследование проводится отдельно по демпингу и по ущербу и состоит в направлении вопросника предполагаемым нарушителям и иным заинтересованным участникам соответствующего рынка, а также посещений указанных предприятий с проверками.
На завершающем этапе расследования проводится анализ полученных данных, исчисляется размер пошлины, которая будет назначена. Все процедуры должны быть завершены в пятнадцатимесячный срок. По завершению расследования Комиссией выносится решение о введении антидемпинговых мер, либо прекращении антидемпинговых процедур. Решение о введении антидемпинговых мер, вынесенное Комиссией, носит предварительный характер (предварительные меры) и действует в течение шести месяцев (ст. 7 Базового антидемпингового регламента) до принятия Советом Регламента о введении окончательных антидемпинговых пошлин (ст. 9 Базового антидемпингового регламента), действующих в течение 5 лет. Введение антидемпинговых мер может быть заменено обязательством экспортера по увеличению цены продукции до рыночного уровня, что нередко используется российскими производителями/экспортерами.
Все решения носят открытый характер и публикуются в Официальном журнале Европейского Союза. Антидемпинговые решения институтов ЕС могут быть обжалованы в Трибунал первой инстанции. Срок обжалования обычно составляет два месяца после официального опубликования.
После введения антидемпинговых пошлин возможно возбуждение процедуры относительно их пересмотра (ст. 11 - 13 Базового антидемпингового регламента). Пересмотр может быть вызван различными обстоятельствами. Выделяют пять видов пересмотра: промежуточный пересмотр (техническая корректировка мер), пересмотр в случае поглощения, пересмотр в случае обхода мер, пересмотр для компании, впервые выходящей на рынок и пересмотр в связи с истечением мер. Пересмотр по своему характеру схож с процедурой расследования, но различается с ней в сроках и по характеру поставленных задач. В случае изменения ситуации на рынке Комиссия также может приостановить меры на срок не более девяти месяцев.
Как мы можем убедиться, введение антидемпинговых пошлин в ЕС представляет собой хорошо проработанную юридически процедуру на основе сбалансированности интересов внутреннего рынка ЕС и гарантий для зарубежных производителей.
Европейский Союз параллельно вводит схожие по своей природе защитные меры от субсидируемого импорта из третьих стран на основе Регламента Совета (ЕС) N 597/2009 от 11 июня 2009 г.
Калиниченко П.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.