См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 22 сентября 2011 г. N МЦИ-1-14/3755
10 июня 2011 года в Ассоциации российских банков состоялось совещание по вопросам, связанным с изданием Банком России Письма от 31.03.2011 года N 41-Т "О представлении в кредитные организации бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде" (далее - Письмо N 41-Т), разработанного с целью обеспечения проверки подлинности электронных документов бухгалтерской и налоговой отчетности, а также соответствующих квитанций об их получении.
В совещании приняли участие представители Банка России, ФНС России, крупных операторов связи, разработчиков программного обеспечения, а также представители кредитных организаций, специализирующиеся в области информационной банковской безопасности и функционирования автоматизированных рабочих мест.
По итогам совещания было принято решение подготовить сводную справку о наличии у банков проблем, возникающих при применении Письма N 41-Т и о наличие проблем, возникающих при взаимодействии с территориальными органами ФНС России, связанных с представлением бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде.
В этой связи АРБ обратилась к банкам - членам АРБ с просьбой направить соответствующую информацию, на основании которой была подготовлена указанная сводная справка (прилагается).
Ассоциация российских банков выражает надежду, что содержащаяся в сводной справке информация будет способствовать оптимизации взаимодействия кредитных организаций и территориальных органов ФНС России при представлении бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде.
Приложение на 10 (десяти) листах.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Сводная справка
о наличии у банков проблем, возникающих при применении Письма Банка России от 31.03.2011 года N 41-Т "О представлении в кредитные организации бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде" и о наличие проблем, возникающих при взаимодействии с Федеральной налоговой службой, связанных с представлением бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде
N |
Проблемы, возникающие при применении Письма Банка России от 31.03.2011 года N 41-Т "О представлении в кредитные организации бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде" |
Проблемы, возникающие при взаимодействии с Федеральной налоговой службой, связанные с представлением бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде |
1. |
- |
Налоговая отчетность Банка подготавливается в Программе "Налогоплательщик ЭОН". В данной программе есть возможность подгрузить бухгалтерскую отчетность (формы 101 и 102) в электронном виде в формате .xlm или вручную перебивать все суммы. Так как формы 101 и 102 выгружаются в электронном виде в формате отличном от формата .xml, возможности подгрузить их нет. В связи с этим бухгалтерская отчетность предоставляется в налоговые органы на бумажном носителе. |
2. |
В настоящее время Банк не применяет письмо 41-Т на практике. Однако, следуя рекомендациям Банка России, прорабатывается вопрос о необходимости приобретения специализированного программного обеспечения, определение количества рабочих мест. Сайт ФНС России не содержит информацию о контактах по вопросам приобретения и установки подобного ПО (впрочем, как и ссылка на сайт, указанная в письме 41-Т, не приводит к заявленной в письме информации). Банк, на сегодняшний день, еще не обращался в налоговый орган, в котором зарегистрирован, поэтому не можем дать оценку ответной реакции. Необходимость проведения поисковой работы несколько сдерживает оперативное внедрение рекомендаций Банка России. |
- |
3. |
- |
В Банке действует электронный канал связи с Межрегиональной налоговой инспекцией N 9, сконфигурированный для отправки налоговых деклараций как Головной организации, так и всех филиалов с использованием программного обеспечения ПО "ГНИВЦ - Курьер", разработанного Главным научно-исследовательским вычислительным центром Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ ФНС). Основное замечание при направлении деклараций - несоблюдение налоговыми органами сроков подтверждения о получении отчетности, указанных в Методических рекомендациях по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), утвержденных приказом ФНС РФ от 02.11.09 N ММ-7-6/534. Так, налоговый орган по месту расположения филиала или другого обособленного подразделения при получении декларации должен в течение 4 часов отправить сообщение о прохождении форматного контроля, и еще в течение 4 часов должен проверить данные декларации и в зависимости от результатов проверки направить квитанцию о приеме декларации или отказе в приеме. При направлении декларации 26 апреля Банк из 66 деклараций по налогу на прибыль от 21 инспекции получил квитанции о приеме декларации по истечении 36 часов. От четырех инспекции квитанция поступали соответственно по истечении 40 часов, 42 часов, 3 суток и 7 суток (в том числе два выходных). Таким образом, почти 40 процентов инспекций ответили с заметной задержкой. Другой момент взаимодействия - в самих Методических рекомендациях. Согласно п. 2.8 при представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС представителем налогоплательщика доверенность (копия доверенности), подтверждающая право представителя подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до представления налоговой декларации (расчета). Таким образом, если декларации подписываются не руководителем организации, то во все налоговые инспекции, в которые представляется декларация должны быть направлены нотариально заверенные копии доверенностей на заместителя руководителя, подписывающего декларацию. Учитывая значительное количество налоговых инспекций, в которые необходимо представить декларации по налогам (налог на прибыль, налог на имущество, транспортный и земельный налоги) такой подход к представлению доверенности несет неоправданные материальные и временные затраты. При этом, в п. 5 ст. 80 Налогового кодекса указано, что если декларация представляется в электронном виде, то и доверенность может быть представлена в электронном виде. Кроме того, ежегодно при окончании срока действия электронных цифровых подписей (ЭЦП) Банк направляет заявление на выдачу ЭЦП в Межрегиональную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам с перечнем лиц, которым предоставлено подписывать декларации и приложением нотариально заверенных доверенностей и только после отметки МИ ФНС заявление направляется в ГНИВЦ ФНС для изготовления ключей. Таким образом, доверенности имеются в инспекции. Учитывая, что инспекции ФНС составляют единую систему налоговых органов, информацию о лицах, подписывающих декларации, можно было бы направлять внутри налоговой системы, не заставляя налогоплательщиков затрачивать дополнительные усилия для представления деклараций. |
4. |
- |
До завершения сдачи налоговой отчетности за 2010 год были проблемы, связанные, возможно, с отсутствием необходимых обновлений программного обеспечения в региональных налоговых органах, вследствие которых отдельные файлы с отчетностью либо не принимались (отвергались) конечными налоговыми органами, либо в банк приходили не все документы, подтверждающие сдачу отчетности (иногда налоговый орган присылал такие документы обычной почтой). В настоящее время все такие вопросы урегулированы. |
5. |
Информация, изложенная в Письме Банка России от 31.03.2011 N 41-Т "О предоставлении в кредитные организации бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде", была рассмотрена. В целях повышения эффективности оценки рисков Банк включился в процесс подготовительной работы по осуществлению предложенных мероприятий. 19.04.2011 был направлен запрос в Центр технической поддержки пользователей ЗАО "ПФ "СКБ Контур" о возможности приобретения программного продукта, позволяющего осуществлять проверку подлинности ЭЦП должностного лица налогового органа и просмотр бухгалтерской и налоговой отчетности клиентов, удостоверенных ЭЦП должностного лица налогового органа. До настоящего времени ответ Банком не получен. С размещением на сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России программы "Банк-Аналитика" Банк подключился к ее тестированию. Взаимодействие с Федеральной налоговой службой, связанное с предоставлением бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде, не производилось. Следует отметить, что клиенты Банка для предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы пользуются услугами различных специализированных операторов связи, и закупка программного комплекса у одного из них не решит проблему проверки достоверности отчетности. В настоящее время подтверждающие документы специализированных операторов связи содержат ограниченную информацию о сданной отчетности (вид отчетности, ее период, номер корректировки и дату). Проверить показатели, входящие в отчетность, в таком случае не представляется возможным. Формат подтверждающего документа также не позволяет проверить чистоту отчетности, а также удостовериться, что отчетность клиента, предоставленная в Банк, идентична предоставленной в налоговый орган. Предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности основано на законодательстве Российской Федерации, которым налоговые органы и специализированные операторы связи не уполномочены предоставлять коммерческим банкам по их запросу данную информацию. Для выполнения рекомендаций, изложенных в письме Банка России, требуются не отдельные разрозненные действия коммерческих банков, а комплексный, централизованный подход Банка России и Федеральной налоговой службы по разработке программного обеспечения и создания единой базы данных бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков-юридических лиц, сдающих ее по телекоммуникационным каналам связи и предусматривающую использование электронной цифровой подписи должностного лица налогового органа. Для получения доступа к базе данных уполномоченных лиц коммерческих банков следует утвердить порядок получения дополнительного сертификата и лицензии на право использования СКЗИ "КриптоПРО" по количеству клиентов-юридических лиц, являющихся заемщиками Банка и представляющих бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде в налоговые органы. |
- |
6. |
При приеме отчетности в электронном виде, подписанной ЭЦП налогового органа, банк должен, во-первых, проверить корректность ЭЦП, и, во-вторых, иметь возможность просмотреть отчетность в понятном виде. Требования, упоминаемые в письме 41-Т, содержат ссылки на документы, содержащие форматы представления данных. Этих сведений, мы полагаем, будет достаточно, чтобы разработать программу для просмотра отчетности. Что же касается процедур проверки ЭЦП налогового органа, то в этой части информации недостаточно: - не определен удостоверяющий центр, выдающий сертификаты ЭЦП налоговым органам; - не определены утилиты проверки ЭЦП; - не определен порядок взаимодействия банка с удостоверяющим центром по проверке сертификата ЭЦП. |
- |
7. |
Информация, изложенная в Письме N 41-Т, а также указанная по ссылке на сайте ФНС России не дает однозначного понимания, в каком объеме и какие именно сведения могут быть получены кредитными организациями в ФНС России, с помощью какого программного обеспечения предоставляется возможность получения сведений, каким образом данное программное обеспечение может использоваться Банком, какова стоимость использования данного обеспечения и какова стоимость информации, получаемой с его помощью. Действующая в Банке на протяжении длительного времени практика получения от клиентов соответствующей бухгалтерской отчетности на бумажных носителях, заверенной их полномочными органами, позволяет делать выводы о незначительном риске получения недостоверной финансовой информации. В этой связи использование процедуры, изложенной в Письме N 41-Т, в настоящее время для Банка является неактуальной. |
- |
8. |
- |
Банк представляет в налоговые органы налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в электронном виде посредством программного комплекса "ГНИВЦ Курьер Корпорация" на основании заключенного договора с ФГУП ГНИВЦ ФНС России. Имеется проблема следующего характера: невозможность обмена с региональными налоговыми инспекциями прочими документами (письма, акты сверки, запросы). |
9. |
- |
В начале 2011 года у Банка возникали проблемы с представлением налоговой отчетности в налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений Банка, вызванные: - несвоевременным обновлением налоговыми органами программных средств, обеспечивающих прием, хранение и первичную обработку налоговой отчетности налогоплательщика; - изменением налоговыми органами порядка подтверждения лиц, уполномоченных Банком подписывать документы электронной подписью. На настоящий момент вопрос представления Банком отчетности в электронном виде урегулирован. По мнению Банка, во избежание повторного возникновения проблем у налогоплательщиков следует: - налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о планируемых изменениях программного обеспечения с целью адаптации внутренних банковских механизмов к указанным изменениям; - своевременно и заранее, до наступления законодательно установленного срока подачи налоговой отчетности, осуществлять обновление налоговыми органами программного обеспечения, предназначенного для представления такой отчетности. |
10. |
Для разработки необходимого программного обеспечения, эффективного и технологичного внедрения процедуры подтверждения (опровержения) соответствия бухгалтерской и налоговой отчетности с использованием электронной цифровой подписи должностного лица налогового органа в бизнес-процессы требуются значительные затраты времени, человеческих и денежных ресурсов, что ограничивает развитие указанной технологии. Кроме того, самым основным ограничителем внедрения данной технологии является то, что на сегодняшний день крайне недостаточно информации, изложенной на сайте ФНС России в сети Интернет и рекомендациях Банка России, о функционировании данной технологии и технических требованиях, необходимых для разработки соответствующего ПО самим банком или сторонними разработчиками. В ходе анализа предложенной технологии у СКБ-банка возникло много вопросов как технического, так и методологического характера, связанных с возможностью ее внедрения. Перечень вопросов для уточнения порядка работы с электронными документами, заверенными ЭЦП налогового органа: 1. В соответствии с "Требованиями к составу электронных документов, заверенных ЭЦП налогового органа, представляемых налогоплательщиком по месту требования" (п. 3.2 п. 3 "Требования к составу набора данных"), набор данных представляет собой совокупность файлов, объединенных в ZIP-архив. Составные части набора являются документами, сформированными программным обеспечением Налогоплательщика (далее-НП) и Налогового органа (далее-НО) в рамках одного документооборота. Допустимо ли запрашивать у Клиента, получать и обрабатывать отдельными неупакованными файлами следующую часть Набора: - Электронный документ с файлом налоговой декларации (расчета) или бухгалтерской отчетности; - Файл ЭЦП налогоплательщика (представителя) под файлом налоговой декларации (расчета) или бухгалтерской отчетности; - Квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или бухгалтерской отчетности; - Файл ЭЦП налогового органа под квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) или бухгалтерской отчетности? 2. В соответствии с тем же пунктом п. 3.2 п. 3 "Требований..." составная часть Набора "Квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) или бухгалтерской отчетности" содержит Дату и время представления отчетности в ФНС и Дату принятия отчетности. Какую дату необходимо использовать Банку для её сравнения с датой возможного отзыва сертификата должностного лица НО? 3. Возможна ли ситуация, когда один и тот же исходный файл налоговой декларации или бухгалтерской отчетности, в разное время заверялся разными должностными лицами НО, поэтому Клиентом в Банк могут быть представлены различные Наборы документооборота для одного документа отчетности? Какой Набор из двух в этом случае имеет право учитывать Банк? 4. В каком порядке и с какой периодичностью будет распространяться справочник сертификатов должностного лица НО и список отозванных сертификатов должностных лиц НО? 5. Обновляются ли статусы сертификатов должностных лиц НО одновременно для всех территориальных налоговых органов или у каждого свое расписание обновления? 6. Существует ли единый список отозванных сертификатов должностных лиц НО вне зависимости от региона или необходимо получать несколько таких списков в зависимости от региона? 7. Какова технология проверки статуса сертификата должностного лица НО на момент подписания документа НО? 8. Валидность сертификата должностного лица НО необходимо проверять на дату квитанции или на дату поступления отчетных документов в Банк? 9. Правомерно ли Банку считать сертификат должностного лица НО валидным, если сертификат был отозван на следующий день после даты подписи Квитанции этой ЭЦП? 10. Правомерно ли Банку считать документ отчетности достоверным, если он подписан ЭЦП должностного лица НО, но территориальная принадлежность должностного лица НО, указанная в сертификате, не согласуется с территориальным размещением НО? 11. Каков допустимый период актуальности (действия) заверенных ЭЦП отчетных документов (по дате квитанции) для легитимности их рассмотрения Банком? 12. Какое решение должен принять Банк, если недостоверна или не валидна подпись под Квитанцией, хотя подпись в отчетных документах достоверна и валидна на дату его получения Банком? 13. Каков период хранения в электронном виде документов, заверенных ЭЦП налогового органа? 14. Каковы должны быть действия Банка при недоступности сайта ФНС при запросе отозванных сертификатов должностных лиц НО? Банку необходимо прекратить работу с принятыми отчетными документами или Банк для проверки валидности сертификатов может использовать ранее полученный список отозванных сертификатов должностных лиц НО? 15. Где возможно получить регламент Удостоверяющего центра ФНС? |
Направлена копия письма Главного управления Банка России по Свердловской области от 16.06.2011 N 10-3-20/15408, из содержания которого следует, что взаимодействие с Федеральной налоговой службой России ограничено, и получение каких-либо сведений и документов кредитными организациями непосредственно от налоговых органов не предусматривается. Приводим содержание письма Главного управления Банка России по Свердловской области от 16.06.2011 N 10-3-20/15408: "В рамках работы по реализации письма Банка России от 31.03.2011 N 41-Т информируем, что по сообщению Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области реализация рекомендаций, изложенных в указанном письме, предполагает получение кредитными организациями документов в электронном виде только от клиентов банка при условии, что клиенты ранее представили эти документы в налоговый орган в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, определяющими порядок представления налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Технология, предложенная в данном письме, позволит кредитным организациям проверять, соответствуют или нет документы, полученные от клиента в электронном виде, документам, ранее представленным этими клиентами в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи. Получение кредитными организациями каких-либо сведений и документов непосредственно от налоговых органов или получение доступа к имеющимся в налоговых органах сведениям и документам налогоплательщиков, даже если они являются заемщиками кредитных организаций, в случае реализации указанных рекомендаций не предусматривается.". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 26 июля 2011 г. N А-02/5-575 "О проблемах, возникающих у банков при применении Письма Банка России от 31.03.2011 года N 41-Т и связанных с представлением бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде при взаимодействии с территориальными органами ФНС России"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)