Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу
от 18 марта 2009 г. N 2
Федеральная служба по финансовому мониторингу на основе анализа и обобщения практики применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон), а также в связи с вопросами, возникающими у организаций (за исключением кредитных организаций) при реализации требований в части идентификации лиц, находящихся на обслуживании (клиентов) и выгодоприобретателей, сформулировала основные принципы и подходы к осуществлению процедуры идентификации.
Приведенные в настоящем Информационном письме подходы рекомендуются к применению организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), указанным в статье 5 Федерального закона (за исключением кредитных организаций), а также лицам, указанным в статье 7.1 Федерального закона. Для целей настоящего Информационного письма клиентом признается лицо, принимаемое на обслуживание или находящееся на обслуживании в организации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1. Организации обязаны идентифицировать как лиц, которые принимаются на обслуживание в организацию для установления длительных отношений, так и лиц, которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера, вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций).
Если от имени юридического или физического лица действует его представитель, организация обязана идентифицировать представителя, проверить его полномочия, а также идентифицировать и изучить представляемого клиента.
1.2. Организация обязана предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества указанных лиц.
1.3. Организация должна в составе правил внутреннего контроля разработать программу идентификации клиентов, а также установления и идентификации выгодоприобретателей (далее - Программа идентификации).
Программа идентификации должна включать порядок идентификации клиентов, в том числе совокупность мероприятий по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества указанных лиц, установления и идентификации выгодоприобретателей с учетом рекомендаций, содержащихся в разделе 2 настоящего Информационного письма. Иные положения могут включаться в Программу идентификации по усмотрению организации.
1.4. Организация должна, наряду с Программой идентификации, разработать в составе правил внутреннего контроля программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Программа оценки риска).
1.5. Программа идентификации и Программа оценки риска утверждаются руководителем (если иное не установлено учредительными документами) организации.
2. Рекомендации по идентификации клиентов и выгодоприобретателей.
2.1. В целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя организация осуществляет сбор сведений и документов, подтверждающих сведения, предусмотренные приложениями 1 - 3 к настоящему Информационному письму, и иной необходимой информации и документов.
Организация также может использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные организации на законных основаниях.
2.2. В случае, если при установлении длительных отношений характер операций и сделок не позволяет до их совершения идентифицировать клиента, установить и идентифицировать выгодоприобретателя (с учетом доступных в сложившихся обстоятельствах мер) в объеме, определенном приложениями 1 - 3 к настоящему Информационному письму, организация должна завершить идентификацию клиента, установление и идентификацию выгодоприобретателя в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня совершения операции или сделки.
Абзац первый настоящего пункта не распространяется на разовые операции с денежными средствами или иным имуществом, операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона, а также в случае, если у работников организации на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
2.3. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей осуществляется с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Риск).
Организация в рамках идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя при проведении операций и сделок проверяет факт наличия/отсутствия в отношении клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона (далее - Перечень экстремистов).
2.4. Документы, содержащие сведения*, позволяющие идентифицировать клиента, а также установить и идентифицировать выгодоприобретателя, должны быть действительными на дату их предъявления клиентом.
Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, должны представляться организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, должны быть легализованы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Документы представляются организации клиентом в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц).
Если к идентификации клиента, установлению и идентификации выгодоприобретателя имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
В случае представления копий документов организация вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.
2.5. Сведения о клиенте, выгодоприобретателе фиксируются в анкете клиента в объеме, приведенном в приложении 4 к настоящему Информационному письму.
Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа.
Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью уполномоченного сотрудника организации. Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.
В случае изменения сведений, содержащихся в анкете клиента и/или выгодоприобретателя, клиент обязан предоставить организации обновленные сведения и документы, подтверждающие сведения, предусмотренные приложениями 1 - 3 к настоящему Информационному письму, не позднее одного месяца со дня прошедших изменений. Организация следует внести в анкету клиента полученные от него обновленные сведения в день их получения.
2.6. Анкета клиента может не оформляться:
в случае, если сведения, требуемые в соответствии со статьей 7 Федерального закона, и предусмотренные настоящим Информационным письмом, фиксируются организациями иными способами, установленными правилами проведения операций и сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации, отраженными в правилах внутреннего контроля;
организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, при совершении их клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом на сумму менее 600000 рублей либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте.
2.7. Анкета оформляется в обязательном порядке в случаях, если:
фамилия, имя и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчество, а также другие имеющиеся у организации сведения о физическом лице полностью совпадают с информацией, содержащейся в Перечне экстремистов;
в отношении клиента, выгодоприобретателя или операции у организации возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
операция имеет запутанный или необычный характер, свидетельствующий об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и/или совершение указанной операции дает основания полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом;
организация оценивает степень (уровень) Риска как повышенную.
2.8. Организации следует обновить сведения о клиенте и выгодоприобретателе, если у нее возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации Программы идентификации, или в отношении клиента, выгодоприобретателя или операции возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
2.9. Документы, полученные в результате реализации Программы идентификации, в том числе анкета клиента и иные документы, содержащие сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, а также документы, относящиеся к деятельности клиента (в том числе, документы переписки и иные документы по усмотрению организации) подлежат хранению в организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
3. Рекомендации по оценке степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
3.1. Организация оценивает степень (уровень) Риска на основании Перечня признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, предусмотренных приложением 5 к настоящему Информационному письму, а также с учетом признаков таких операций, видов и условий деятельности, самостоятельно включенных организацией в правила внутреннего контроля.
3.2. Первичная оценка степени (уровня) Риска осуществляется при установлении деловых отношений с клиентом.
Для последующей оценки степени (уровня) Риска организация должна осуществлять постоянный мониторинг-контроль операций клиента.
3.3. Оценка степени (уровня) Риска, а также обоснование оценки Риска фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля, в случаях, когда в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Информационного письма анкета может не оформляться.
3.4. Степень (уровень) Риска оценивается как повышенная в случае, если хотя бы один из показателей оценки обоснования Риска, приведенный в приложении 5 к настоящему Информационному письму, а также предусмотренный правилами внутреннего контроля организации, оценен как повышенный.
Организация должна уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, проводимым клиентом, операции (деятельность) которого отнесены к повышенной степени (уровню) Риска, в том числе путем осуществления постоянного мониторинг - контроля за операциями такого клиента.
3.5. Организация следует обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя, не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени (уровне) Риска и не реже одного раза в год в иных случаях, а также пересматривать степень (уровень) Риска по мере изменения указанных сведений либо в случае, когда:
в отношении клиента, выгодоприобретателя или операции возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
операция имеет запутанный или необычный характер, свидетельствующий об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, или совершение указанной операции дает основания полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом.
3.6. Пересмотр степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя, могут производиться также в иных случаях в порядке и сроки, устанавливаемые организацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны рекомендации по идентификации клиентов и оценке риска совершения ими операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Они предназначены для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (кроме кредитных), а также адвокатов, нотариусов и лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги (в случае проведения ими по поручению клиента таких операций).
Организациям необходимо разработать две программы. Во-первых, - программу идентификации клиентов (выгодоприобретателей). Во-вторых, - программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций по легализации преступных доходов.
Приведены сведения, которые следует устанавливать в отношении клиентов. Указаны признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения "отмывочных" операций.
Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 18 марта 2009 г. N 2
Текст информационного письма официально опубликован не был