Комментарий к информационному письму Президиума ВАС РФ от 30 декабря 2004 г. N 86 "О правовом положении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявивших свои требования после закрытия реестра требований кредиторов"
См. справку "Наиболее актуальные вопросы предпринимательской деятельности. Комментарии судебной практики ВАС РФ. / Отв. ред. Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова"
1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) изменил порядок установления требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в деле о банкротстве. Если по Закону о банкротстве 1998 г. требования указанных кредиторов рассматривались арбитражным управляющим в порядке, предусмотренном ст. 46 и ст. 75 данного Закона, то теперь такие требования рассматриваются арбитражным судом (ст.ст. 71, 100 Закона о банкротстве). В соответствии с общим правилом п. 6 ст. 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
Практика применения Закона о банкротстве (особенно в начальный период его действия) свидетельствует, что не все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы приняли во внимание указанные новеллы. Нередко требования к должнику по-прежнему направлялись только арбитражному управляющему. В результате оказывалось, что по отдельным делам о банкротстве, возбужденным по заявлениям должников, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы если и заявляли свои требования к должнику, то делали это после истечения сроков, установленных п. 1 ст. 142 и п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве.
Наличие такой ситуации вызывало неопределенность по вопросам, связанным с процедурой конкурсного производства, поскольку определение порядка, сроков и условий продажи имущества должника, а также решение некоторых других вопросов, касающихся ликвидации дел и имущества должника, возможны только на основании решения собрания кредиторов или образованного по решению собрания кредиторов комитета кредиторов.
В силу ст. 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых по денежным обязательствам или об уплате обязательных платежей включены в реестр требований кредиторов. Поэтому по смыслу п. 3 и п. 4 ст. 12, п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве "опоздавшие" кредиторы могут участвовать в собрании кредиторов, но без права голоса.
Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, предъявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов, не утрачивают права на удовлетворение своих требований к должнику. В соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве их требования подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Кроме того, "опоздавшие" кредиторы как обладающие указанным имущественным правом могут оспаривать принятые на собрании кредиторов решения (п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве). По указанным основаниям в комментируемом информационном письме содержится вполне логичная и соответствующая смыслу названных норм Закона о банкротстве рекомендация, что, если все требования кредиторов являются "опоздавшими", "опоздавшие" кредиторы могут принимать решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов.
2. Пунктом 1 ст. 142 Закона о банкротстве определено, что реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Указанное правило вызвало затруднение в правоприменительной практике*(1).
По этой причине в комментируемом информационном письме разъяснено, что реестр требований кредиторов закрывается в силу закона при наступлении указанных в нем обстоятельств. Таким обстоятельством является истечение установленного п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве двухмесячного срока. Для признания реестра требований кредиторов закрытым не требуется издание какого-либо документа конкурсным управляющим или иным лицом, направление конкурсным управляющим сведений о закрытии реестра кредиторам, совершение каких-либо иных действий.
При решении вопроса о своевременности предъявления кредитором требования принимается во внимание дата подачи заявления, а не дата вынесения арбитражным судом соответствующего определения*(2).
С.А. Денисов
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 января 2005 г. по делу N КГ-А41/11937-04; Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 августа 2007 г. по делу N Ф04-4660/2007(36210-А75-22).
*(2) См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 августа 2007 г. по делу N Ф08-4141/2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С.А. Денисов. Комментарий к информационному письму Президиума ВАС РФ от 30 декабря 2004 г. N 86 "О правовом положении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявивших свои требования после закрытия реестра требований кредиторов" (Наиболее актуальные вопросы предпринимательской деятельности. Комментарии судебной практики ВАС РФ. / Отв. ред. Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова). - Специально для системы ГАРАНТ, 2011.
Автор
С.А. Денисов