Страховые взносы: нюансы и рекомендации
Бухгалтерам не привыкать к изменениям в законодательстве, с которыми зачастую приходится долго разбираться. Основные новшества в 2011 году связаны с повышением ставок страховых взносов. Несмотря на то что чиновники по данной теме издали много различных разъяснений, вопросы у финансистов все же остаются. Не являются исключением и наши читатели, которые охотно откликнулись на предложение поучаствовать в "горячей линии". На вопросы в этом номере отвечает независимый налоговый консультант, к.э.н. Марина Климова.
Марина Аркадьевна, помогите, пожалуйста, разобраться. Я знаю, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1), с отчета за первый квартал 2011 года изменена. В чем суть изменений?
Действительно, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 N 894н с отчетности за 1 квартал 2011 года применяется в редакции от 31.01.2011.
Раздел 4 "Основания для применения пониженного тарифа" формы, подаваемой в Пенсионный Фонд, дополнен подразделом 4.4 "Расчет соответствия условия на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного частью 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ".
Заполняют этот раздел страхователи, которые уплачивают в 2011-2012 гг. страховые взносы в ПФР по сниженному тарифу, установленному для организаций, применяющих УСН (по отдельным видам деятельности, соответствующим кодам ОКВЭД, поименованным в п. 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ), показывая в нем долю доходов от основного вида деятельности в общем объеме доходов.
Для остальных страхователей никаких изменений в отчете нет.
Я допустила ошибку при заполнении платежного поручения по взносам в ПФР, указав неверный КБК. Чем это грозит, и нужно ли производить платеж повторно по верным реквизитам? Также слышала, что некоторые КБК изменились в текущем году и появились новые разъяснения по заполнению реквизита ОКАТО в платежном поручении. Что это за изменения?
Платежные поручения на перечисление страховых взносов оформляются плательщиками при перечислении платежей со своих счетов, в соответствии с правилами, установленными Положением Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", а также Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2004 года N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (в редакции от 1 октября 2009 года N 102н).
По каждому виду платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации, ФСС и в фонды обязательного медицинского страхования оформляются отдельные платежные поручения.
Вам необходимо обращать внимание на правильное заполнение полей платежных поручений, в первую очередь - КБК, номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, так как ошибки в этих реквизитах приводят к тому, что обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной (пп. 4 п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
В Поле (104) указывается один из кодов бюджетной классификации, который можно найти в приложении 1 к Федеральному закону от 10.12.2010 N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов", приложении 1 к Федеральному закону от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов", приложении 1 к Федеральному закону 08.12.2010 N 333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов".
Если вы допустили ошибку, повторно уплачивать взнос не нужно, но уточнить платеж необходимо, иначе будет начисляться пеня. Для уточнения платежа в орган фонда (ПФР или ФСС) по месту регистрации страхователя нужно подать заявление. При этом контролирующий орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты взноса до дня принятия органом контроля решения об уточнении платежа.
Что касается значения кода ОКАТО, то в платежном поручении нужно указывать код муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства (значение территориального Управления ПФР, органа ФСС).
Ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлены льготные тарифы страховых взносов на 2011-2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, по некоторым видам деятельности. Среди них и такой, как предоставление персональных услуг. Что это за вид деятельности и кто может воспользоваться этой льготой?
Согласно классификатору ОКВЭД, раздел 93 "Предоставление персональных услуг" включает такие виды деятельности:
1) Стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий составной частью этого вида деятельности.
2) Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.
3) Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
4) Физкультурно-оздоровительная деятельность: деятельность с целью улучшения физического состояния и обеспечения комфорта, например деятельность турецких бань, саун и парных бань, соляриев, курортов с минеральными источниками, салонов для снижения веса и похудения, массажных кабинетов, центров физической культуры и т.п.
5) Предоставление прочих персональных услуг: деятельность астрологов и спиритологов, предоставление сопровождения (эскорта), деятельность службы знакомств, предоставление услуг брачными бюро, деятельность организаций по исследованию генеалогии, предоставление услуг чистильщиками обуви, носильщиками, персоналом, обслуживающим автомобильные стоянки, и т.п.
Марина Аркадьевна, подскажите, пожалуйста, нужно ли начислять социальные страховые взносы со стоимости оплачиваемых нами проездных билетов сотрудников?
Объектом обложения страховыми взносами, согласно ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются в частности выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Таким образом, стоимость проездных билетов, выдаваемых работникам, является частью объекта для начисления взносов. Даже если расходы на оплату проездных билетов не уменьшают базу по налогу на прибыль, это не освободит работодателя от начисления и уплаты социальных страховых взносов. В то же время, п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. К числу таких выплат относится и оплата (выдача) проездных билетов работникам, имеющим разъездной характер работ.
Итак, вы можете воспользоваться этой льготой и не начислять взносы в части выдаваемых проездных, предназначенных сотрудникам, имеющим разъездной характер работ. Стоимость проездных билетов, которыми организация обеспечивает остальных работников, подлежит обложению взносами.
Организация вовремя не уплатила взносы в ФФОМС. Может ли Фонд взыскать недоимку во внесудебном порядке или приостановить операции по счету организации до момента погашения задолженности?
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, неисполнения требования об уплате, обязанность по уплате страховых взносов, начисленных пеней и наложенного на страхователя штрафа исполняется в принудительном порядке.
Взыскание недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам обычно производится во внесудебном порядке. По суду соответствующие суммы взыскиваются только в случаях, указанных в п. 4 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ:
1) с организации, в которой открыт лицевой счет;
2) с организаций, являющихся основными обществами, в случаях, если на их счета в банках поступает выручка от реализации организаций, являющихся зависимыми (дочерними) обществами - в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими зависимыми (дочерними) обществами;
3) с организаций, являющихся зависимыми (дочерними) обществами, в случаях, если на их счета в банках поступает выручка от реализации организаций, являющихся основными обществами - в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими основными обществами;
4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате страховых взносов основана на изменении органом контроля за уплатой страховых взносов юридической квалификации сделки, совершенной таким плательщиком страховых взносов, или статуса и характера деятельности этого плательщика страховых взносов.
Взыскание недоимки взносов в ФФОМС осуществляется по решению органа Пенсионного Фонда, причем инкассовое поручение (поручения) может быть направлено в банк (банки) лишь в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании. Такой пресекательный срок установлен п. 7 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ.
Банк исполняет поручение с бесспорном порядке, списывая средства со счета страхователя. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, рассматриваемые платежи по недоимкам, пеням и штрафам производятся в третью очередь, как это предусмотрено п. 2 ст. 855 ГК РФ.
Нужно ли начислять в 2011 году страховые взносы в ФСС с вознаграждений по гражданско-правовым договорам?
В этой области никаких смысловых изменений в 2011 году не произошло.
По-прежнему пп. 2 п. 3 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ предполагает, что в базу для начисления страховых взносов в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
А п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" гласят, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
По результатам камеральной проверки орган ФСС составил акт о выявленных нарушениях, который явился для нас сюрпризом: никаких возражений или вопросов по нашему отчету мы не получали. Правомерны ли такие действия проверяющих?
Нет, действия сотрудников Фонда неправомерны. Для плательщика взносов важнейшим является п. 3 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ, в которым указывается, что если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа Фонда, и полученным в ходе контроля, работник контролирующего органа обязан сообщить об этом плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Информирование страхователя и истребование пояснений должны производиться строго по форме "Требования о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам" (форма 8-ПФР) согласно приложению N 12 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов". В случае невозможности вручения требования о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщику страховых взносов (его законному или уполномоченному представителю) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, указанное требование направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Обратим также внимание, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 212-ФЗ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случае, если последний день срока приходится надень, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Порядок обжалования действий (бездействия) Фонда или его должностных лиц установлен главой 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
Поясните, пожалуйста, если у нас возникают вопросы по применению законодательства об уплате страховых взносов, куда можно обращаться за разъяснениями?
Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ (п. 5 ст. 1, пп. 2 п. 1 ст. 28, Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731) уполномочило Минздравсоцразвития издавать соответствующие разъяснения и давать страхователям письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. По вопросам применения Федерального закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации издает соответствующие разъяснения по согласованию с Минфином в части финансового обеспечения расходов на выплату страхового обеспечения, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 826).
ФСС обязан бесплатно консультировать страхователей и застрахованных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. 10 п. 2 ст. 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ), а Пенсионному Фонду полагается бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Слышали, что при увольнении работника ему нужно выдавать какую-то справку об уплаченных за него страховых взносах. Подскажите, пожалуйста, о чем идет речь?
Страхователь в день увольнения застрахованного лица (в день выдачи застрахованному лицу трудовой книжки) или в день прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, представляет застрахованному лицу копии его индивидуальных сведений, которые не были представлены страхователем в территориальный орган фонда, а также информацию об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица (в случае их уплаты).
Этого требует п. 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 года N 987н (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 550н).
Бухгалтер по ошибке неверно определил объект обложения взносами. В результате не все выплаты вошли в расчет и взносы за несколько месяцев оказались уплачены не полностью. Что грозит организации за это нарушение?
Нарушение обязанностей по уплате взносов образует состав правонарушений, которые влекут за собой взыскание с плательщиков страховых взносов территориальными органами ПФР штрафов, предусмотренных ст. 47:
- в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования;
- в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования, если вышеназванные деяния совершены умышленно.
Факт неуплаты или неполной уплаты страховых взносов может быть выявлен в ходе проведения камеральной проверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, или в ходе проведения выездной проверки.
С 2010 года у контролирующих органов появилась возможность применять штрафные санкции за неуплату, неполную уплату взносов в течение расчетного периода по результатам камеральной проверки. Это следует из положений п. 4 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ, гласящих, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Правление ПФР приводит правила наложения штрафа (п. 2.2 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утв. Распоряжением Правления ПФ РФ от 05.05.2010 N 120р):
а) размер штрафа рассчитывается исходя из величины суммы страховых взносов, неуплаченных (не полностью уплаченных) в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщика страховых взносов;
б) плательщик страховых взносов не может быть привлечен к ответственности на основании статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов. Неуплата (неполная уплата) правильно исчисленных страховых взносов не образует состава правонарушения, установленного нормами Закона N 212-ФЗ;
в) в случае, если в предыдущем периоде у плательщика имелась переплата страховых взносов по определенному виду страхования, которая равна или превышает сумму страховых взносов этого вида страхования, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же государственный внебюджетный фонд, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному виду страхования, состав правонарушения, предусмотренный статьей 47 Федерального закона N 212-ФЗ, отсутствует, поскольку занижение суммы страховых взносов не приводит к возникновению задолженности по страховым взносам перед конкретным внебюджетным фондом. В том случае, когда у плательщика имеется переплата по страховым взносам в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, плательщик страховых взносов может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 47 Федерального закона N 212-ФЗ, только при соблюдении им условий подачи уточненного расчета, определенных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ.
М.А. Климова,
независимый налоговый консультант,
к.э.н
"Московский бухгалтер", N 4, апрель 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007