Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Горячевой Ю.Ю., судей Бабкина А.И. и Сарбаша С.В., рассмотрев заявление Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (ул. Советская, д. 18, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450008) от 10.11.2010 о пересмотре в порядке надзора постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2010 по делу N А07-11126/2008-Г-ЮИР Арбитражного суда Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Альтор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к государственному унитарному предприятию "Центр добычи и обработки камня" (далее - предприятие) о взыскании задолженности по договору подряда от 28.05.2007 N 12 в сумме 1 790 935 рублей 56 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.09.2008 иск удовлетворен.
Обществу 20.10.2008 выдан исполнительный лист, на основании которого судебным приставом-исполнителем 02.12.2008 возбуждено исполнительное производство N 80/5/27589/7/2008.
В связи с неисполнением требований исполнительного листа общество обратилось с заявлением о признании предприятия несостоятельным (банкротом) в Арбитражный суд Республики Башкортостан, который определением от 15.04.2009 возбудил производство по делу N А07-7080/2009 о несостоятельности (банкротстве), а затем определением от 09.11.2009 приостановил до вступления в законную силу судебного акта по делу N А07-10344/2009 по иску о признании недействительным договора подряда, которое, в свою очередь, определением от 22.12.2009 приостановлено до рассмотрения настоящего дела.
Между тем, не согласившись с решением суда первой инстанции от 18.09.2008 по настоящему делу, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство) в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 25.05.2009 обратилось с апелляционной жалобой и ходатайством о восстановлении пропущенного срока на ее подачу.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 решение оставлено без изменения. Министерство признано лицом, чьи права и интересы обжалованным им решением не нарушены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.10.2009 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, в том числе для определения процессуального статуса министерства.
Определением от 20.11.2009 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции. Затем привлек к участию в деле третьими лицами без самостоятельных требований относительно предмета спора министерство и Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее - комитет), а также назначил строительно-техническую экспертизу.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 с учетом определения об исправлении опечатки от 22.07.2010 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.09.2008 отменено. Исковые требования удовлетворены частично. С предприятия взыскано 1 542 442 рубля 86 копеек задолженности и 17 616 рублей 59 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Суд апелляционной инстанции 16.07.2010 выдал и направил обществу исполнительный лист на взыскание указанных сумм при отсутствии в деле сведений о прекращении (окончании) исполнительного производства по исполнительному листу, выданному 20.10.2008 судом первой инстанции.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2010 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В заявлении в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, комитет просит отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что в период рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции общество было ликвидировано.
Изучив материалы дела, доводы комитета, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.
Пунктом 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу при условии, если данные основания возникли до принятия решения судом первой инстанции (например, состоялась ликвидация организации, являющейся стороной в деле). В других случаях прекращению подлежит производство по апелляционной жалобе (например, применительно к пункту 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, представленной предприятием суду кассационной инстанции, 21.04.2010 в этот реестр внесена запись N 2100280597866 о ликвидации общества на основании решения его учредителя.
Поскольку ликвидация общества - истца по делу, состоялась после принятия решения судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не мог отменить это решение и принять новый судебный акт по существу спора, а должен был прекратить производство по жалобе министерства применительно к пункту 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отклоняя довод кассационной жалобы предприятия о ликвидации общества на момент принятия постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 и оставляя названный судебный акт без изменения, суд кассационной инстанции исходил из того, что ранее при рассмотрении спора по существу заявленных требований это обстоятельство не было предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и надлежащими доказательствами предприятием не подтверждено.
Между тем доводы о ликвидации стороны по делу относятся не к существу и обстоятельствам рассматриваемого спора, а к правоспособности участвующих в нем лиц, то есть тем юридическим фактам, с которыми связана сама возможность производства по делам и жалобам в арбитражном суде. Поэтому при наличии таких доводов суд кассационной инстанции был не вправе уклоняться от проведения их проверки.
Согласно статье 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице предоставляются в виде: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.
Предоставленная предприятием в суд кассационной инстанции копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.08.2010 соответствует форме приложения N 5 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438.
Аналогичные сведения о ликвидации общества размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации в сети Интернет.
В связи с этим судебная коллегия находит несостоятельными выводы суда кассационной инстанции о недоказанности предприятием довода о ликвидации общества. В случае сомнения в достоверности представленной предприятием выписки, суд кассационной инстанции был не лишен возможности обратиться в установленном порядке в регистрирующий орган с запросом о предоставлении в отношении общества сведений, содержащихся в государственном реестре.
Помимо того, представитель общества Гайнуллина Р.А. 12.10.2010 участвовала в заседании суда кассационной инстанции, что позволяло суду кассационной инстанции до истечения срока рассмотрения кассационной жалобы (10.11.2010) обеспечить получение необходимых сведений от обеих сторон по делу.
Довод о ликвидации общества был единственным в кассационной жалобе предприятия, однако вместо его рассмотрения суд кассационной инстанции проверил законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции по незаявленным основаниям.
При этом он оставил без внимания последовательную выдачу в пользу общества нижестоящими судебными инстанциями двух исполнительных листов на общую сумму, вдвое превышающую размер его удовлетворенных требований.
В силу части 1 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции выдает исполнительный лист на основании принятого им постановления.
Однако из данной нормы не следует, что в результате ее реализации истец может получить исполнительные листы на большую сумму, нежели окончательно присуждена ему по результатам рассмотрения дела.
Поскольку выданный на основании решения суда первой инстанции исполнительный лист предъявлен к исполнению, то, по мнению судебной коллегии, в целях соблюдения баланса интересов сторон по делу и недопущения двойного взыскания суд апелляционной инстанции не должен был выдавать исполнительный лист до возвращения в арбитражный суд ранее выданного исполнительного листа или получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства по этому листу в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 44 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Учитывая, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регулирующих порядок такого возвращения, ранее выданный исполнительный лист как ничтожный может быть отозван арбитражным судом применительно к положениям части 7 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или самостоятельно возвращен арбитражному суду взыскателем.
В силу изложенного и в целях формирования единообразной практики толкования и применения норм права коллегия судей считает необходимым передать настоящее дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для решения вопроса о пересмотре оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А07-11126/2008-Г-ЮИР Арбитражного суда Республики Башкортостан для пересмотра в порядке надзора постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2010.
См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2011 г. N 16731/10
2. Направить копии настоящего определения, заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора и прилагаемых к ним документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 30.05.2011.
Председательствующий судья |
Ю.Ю. Горячева |
Судьи |
А.И. Бабкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 апреля 2011 г. N ВАС-16731/10
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А07-11126/2008
Истец: ООО "Альтор"
Ответчик: ГУП "Центр добычи и обработки камня"
Кредитор: Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Третье лицо: ООО Альтор, ГУП Центр добычии обработки камня
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2011 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9483/11
13.01.2011 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7658/09-С4
30.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16731/10
12.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7658/09-С4
30.06.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4695/2009