Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Е.М. Моисеевой, судей И.И. Полубениной, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ЭлитВода Ру" (ответчик), г. Москва от 11.04.2011 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.03.2011 по делу N А40-60322/10-12-360 Арбитражного суда города Москвы,
по иску компании "ХАЙНЕКЕН Чешская Республика, Акционерное общество" ("Heineken Ceska republika") (далее - компания) к ООО "ЭлитВода Ру" (далее - общество) о запрете совершать любые действия по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации без согласия компании товаров с размещенным на них товарным знаком "KRUSOVICE", в том числе ввоз, хранение для цели продажи, предложение к продаже, продажу таких товаров и взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака в размере 200 000 рублей
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Центральная акцизная таможня, Компания "Zanoza, s.r.o." (Чехия).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 19.08.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 решение суда первой инстанции отменено по безусловным основаниям, в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств того, что данная продукция не предназначалась для ввоза на территорию Российской Федерации; на упаковке пива отсутствуют какие-либо указания на ограничения по его использованию по территориальному принципу; из маркетингового соглашения от 01.03.2010, заключенного между обществом и Компанией "Zanoza, s.r.o." (Чехия), следует, что поставщик гарантирует, что товар правомерно выпущен в гражданский оборот и его дальнейшее распространение не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности; ответчик представил в материалы дела сертификаты соответствия, подтверждающие добросовестность действий ответчика по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации, то есть отсутствуют основания считать ответчика нарушителем исключительных прав истца на товарный знак. При этом суд апелляционной инстанции квалифицировал действия истца как злоупотребление правом, согласно положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, что также явилось основанием для отказа истцу в защите принадлежащего ему права.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.03.2011 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, исковые требования удовлетворены в части: суд кассационной инстанции запретил обществу совершать любые действия по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации без согласия компании товаров с размещенным на них товарным знаком "KRUSOVICE", в том числе ввоз, хранение для цели продажи, предложение к продаже, продажу таких товаров. В части взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, поступившем в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить постановление кассационной инстанций, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение единообразия судебной практики. По мнению заявителя, суд может запретить совершение определенных действий в отношении конкретной партии товара, поэтому общий запрет на совершение обществом любых действий, в том числе в будущем, в отношении любых товаров, маркированных товарным знаком "KRUSOVICE", без разрешения компании, а не правообладателя, нарушает интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Судом установлено, что Компания "ХАЙНЕКЕН Чешская Республика, Акционерное общество" ("Heineken Ceska republika") является иностранным юридическим лицом и зарегистрирована в Чехии.
Данной компании принадлежит исключительное право на товарный знак "KRUSOVICE", зарегистрированное в порядке национальной регистрации в Роспатенте согласно свидетельству о регистрации N 278869 в отношении товаров 32 класса МКТУ, в том числе пива, а также в порядке международной регистрации с указанием Российской Федерации и внесенного в таможенный реестр интеллектуальной собственности, что не отрицается ответчиком.
Права истца на указанный товарный знак признаются и охраняются на территории Российской Федерации. Названный товарный знак используется истцом при маркировке поставляемой на территорию Российской Федерации продукции (пива).
Судом также установлено, что ответчик ввез на территорию Российской Федерации пиво, маркированное товарным знаком "KRUSOVICE", что подтверждается грузовой таможенной декларации N 10009150/270410/0003442, оформленной Боровским таможенным постом Центральной акцизной таможни.
Поставщиком данного пива согласно контракту с ответчиком от 24.02.2010 N 027/11 является Компания "Zanoza, s.r.o." (Чехия), которая указана в таможенных декларациях и перевозочных документах как отправитель.
Удовлетворяя требования истца в части запрета совершать любые действия по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации указанного товара, суд кассационной инстанции исходил из того, что согласно статье 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации ввоз на территорию Российской Федерации товара с нанесенным на него товарным знаком, а также хранение для цели продажи, предложение к продаже, продажа такого товара являются самостоятельными способами использования этого товарного знака.
Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие правомерность использования названного товарного знака при ввозе на территорию Российской Федерации товара, маркированного товарным знаком "KRUSOVICE", и введения его в гражданский оборот на указанной территории. При этом судом кассационной инстанции отвергнута ссылка ответчика на наличие маркетингового соглашения от 01.03.2010, заключенного между обществом и Компанией "Zanoza, s.r.o." (Чехия), и сертификатов соответствия, поскольку указанные доказательства не свидетельствует о наличии у ответчика права на использование товарного знака "KRUSOVICE".
Суд кассационной инстанции признал, что исходя из принципа исчерпания права, также действующего в Европейском союзе, по которому товар, введенный в оборот с согласия правообладателя в одной стране Европейского союза, может без согласия правообладателя распространяться в других странах Европейского союза, Компания "Zanoza, s.r.o." (Чехия) могла свободно распространять товар по всем странам Европейского союза, но ввоз на территорию Российской Федерации требовал согласия правообладателя. Суд также признал, что ввоз товара на территорию Российской Федерации осуществлен ответчиком, поскольку ГТД на выпуск товара в свободное обращение подал ответчик, он являлся по ГТД получателем товара и лицом, ответственным за финансовое урегулирование.
С учетом положений статей 1484 и 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции признал, что общество, осуществившее ввоз на территорию Российской Федерации спорного товара без согласия правообладателя на использование товарного знака этим способом, независимо от того, что оно само не наносило соответствующий товарный знак на товар, является нарушителем исключительных прав истца на данный товарный знак.
Поскольку при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций не рассматривался вопрос о размере компенсации с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 43.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд кассационной инстанции в порядке статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил дело на новое рассмотрение в части определения размера компенсации за незаконное использование товарного знака.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются: 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; 2) нарушение права и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А40-60322/10-12-360 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.03.2011 отказать.
Председательствующий судья |
Е.М. Моисеева |
Судьи |
И.И. Полубенина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 мая 2011 г. N ВАС-5318/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-60322/2010
Истец: "ХАЙНЕКЕН ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА,АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО", Компания "Heineken Ceska republika", Компания "Heineken Ceska republika" (Компания "ХАЙНЕКЕН ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКИ, АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО"), Хайнекен Чешская Республика АО
Ответчик: ООО "ЭлитВода Ру"
Третье лицо: -----, "Zanoza, s. r.o.", zanoza, Компания "Zanoza, s. r.o" (Чехия), Компания "Заноза" С. Р.О. (Чехия), Компания Zanoza s. r.o., ФТС ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ, ЦАТ, Центральная акцизная таможня
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5318/11
24.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5318/11
29.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1528/11
24.07.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31989/11
28.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5318/11
31.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5318/11
10.05.2012 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1528/11
10.05.2012 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1528/11
24.02.2012 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1528/11