Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Завьяловой Т.В., судей Бациева В.В. и Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Инспекции ФНС России по г. Усинску Республики Коми (169710 Республика Коми, г. Усинск, ул. Нефтяников, 33) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Коми от 30.12.2009 по делу N А29-8234/2009, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.08.2010 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированное энергетическое монтажно-наладочное предприятие" (169710 Республика Коми, г. Усинск, ул. Нефтяников, д. 40/1, кв. 3-4) к Инспекции ФНС России по г. Усинску Республики Коми о признании недействительным решения от 22.05.2009 N 11-15/5-2, в редакции решения Управления ФНС России по Республике Коми (167982 Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 53) от 23.07.2009 N 321-А,
при участии в качестве третьих лиц: Управления ФНС России по Республике Коми и общества с ограниченной ответственностью "Специализированное энергетическое монтажно-наладочное предприятие -ЭМ".
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированное энергетическое монтажно-наладочное предприятие" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Усинску Республики Коми (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 22.05.2009 N 11-15/5-2, в редакции решения Управления ФНС России по Республике Коми (далее - управление) от 23.07.2009 N 321-А.
Решением суда первой инстанции от 30.12.2009 заявленное требование общества удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 25.08.2010 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекцией ставится вопрос о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов как принятых с нарушением норм материального права.
Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их пересмотра в порядке надзора.
Оспариваемое решение принято инспекцией по результатам проведения выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и уплаты обществом налогов, сборов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, а так же налога доходы физических лиц за период с 01.01.2005 по 29.02.2008. Указанным решением налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неуплату налога на прибыль и единого социального налога, кроме того, ему доначислены указанные налоги.
Решением управления от 23.07.2009 N 321-А названное решение инспекции изменено: общество привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Кодекса, за неполную уплату налога на прибыль и единого социального налога за 2006 год. В привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неполную уплату этих налогов за 2005 год отказано в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
Основанием для доначисления спорных налогов послужил вывод инспекции о получении обществом необоснованной налоговой выгоды в виде налога на прибыль, не уплаченного в связи с включением в расходы стоимости строительно-монтажных работ по договорам со специально созданными субподрядчиками - обществами с ограниченной ответственностью "Специализированное энергетическое монтажно-наладочное предприятие-Б" и "Специализированное энергетическое монтажно-наладочное предприятие-ЭМ", согласно которым организации обязуются выполнить все работы своими силами, а общество производить материально-техническое обеспечение. Также инспекция ссылается на неуплату единого социального налога с денежных выплат, произведенных физическим лицам - сотрудникам названных организаций, поскольку эти сотрудники ранее находились в трудовых отношениях с обществом, а впоследствии были уволены по собственному желанию и приняты на работу в указанные организации, применяющие упрощенный режим налогообложения, при этом выполняемые трудовые функции работников, переведенных в созданные организации, не изменились.
По мнению инспекции, данные факты свидетельствуют о формальном заключении спорных договоров, а также о недобросовестном характере действий общества, выразившихся в создании искусственной схемы, не имеющей реальной деловой цели.
Суды, изучив представленные в материалы дела доказательства, установили, что в рассматриваемом случае имели место подрядные правоотношения по выполнению определенных работ на объектах заказчиков строительства - сторонних организаций. Общество в данных правоотношениях выступало в качестве генерального подрядчика, привлекающего для выполнения работ субподрядные организации - как общества с ограниченной ответственностью "Специализированное энергетическое монтажно-наладочное предприятие-ЭМ" и "Специализированное энергетическое монтажно-наладочное предприятие -Б", так и другие на аналогичных условиях; выполнение работ по указанным договорам носило реальный характер.
Также судебные инстанции установили, что анализ деятельности общества подтверждает разумные экономические и организационные причины осуществления его деятельности как генерального подрядчика во взаимоотношениях с заказчиками и субподрядными организациями. Перевод работников во вновь созданные организации не носил формального характера и был обусловлен объективными причинами изменения характера деятельности общества, выполнение трудовых функций работниками обществ с ограниченной ответственностью "Специализированное энергетическое монтажно-наладочное предприятие -ЭМ" и "Специализированное энергетическое монтажно-наладочное предприятие-Б" осуществлялось в рамках трудовых договоров, заключенных каждым работником со своим работодателем и именно субподрядные организации являлись фактическими работодателями для своих работников.
При названных обстоятельствах судами сделан вывод об отсутствии у инспекции оснований для доначисления обществу налога на прибыль и единого социального налога.
Доводы инспекции, изложенные в заявлении, направлены на переоценку доказательств по делу, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
В связи с этим дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А29-8234/2009 Арбитражного суда Республики Коми для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 30.12.2009, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.08.2010 отказать.
Председательствующий судья |
Т.В.Завьялова |
Судьи |
В.В.Бациев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2010 г. N ВАС-17232/10
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был