Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б. и судей Борисовой Е.Е., Медведевой А.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о пересмотре в порядке надзора решения от 12.04.2010 по делу N А65-36586/2009-СГЗ-25 Арбитражного суда Республики Татарстан, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.10.2010 по тому же делу по иску индивидуального предпринимателя Сайфуллина Н.Р. (далее - предприниматель Сайфуллин Н.Р., предприниматель) к ответчику - Муниципальному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", с участием третьего лица - Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, о понуждении ответчика к заключению договора купли-продажи муниципального имущества - нежилых помещений: N 1, 1а, 2-9, 11-17, 17а, 18-46 общей площадью 1156 кв.м (инвентарный номер 10093), находящихся на 1-м этаже в здании, расположенном по адресу: г. Казань, ул. Беломорская, д. 45 (литер "А"), в соответствии с проектом представленного договора купли-продажи в предложенной предпринимателем редакции пункта 1.4 договора, изложенной в протоколе разногласий, согласно которой "цена объекта по настоящему договору составляет 12 000 000 руб., в том числе НДС в сумме 1 830 508 руб. 47 коп.".
СУД УСТАНОВИЛ:
решением от 12.04.2010 первой инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.10.2010, заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя принятые по делу судебные акты, заявитель - Муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Комитет) считает, что оспариваемые судебные акты являются необоснованными и незаконными, вынесенными с нарушениями норм материального и процессуального права. Комитет не согласен с выводами судов о том, что в договор купли-продажи недвижимого имущества, заключаемый с предпринимателем, подлежала включению рыночная цена этого имущества, определённая независимым оценщиком 16.02.2009. Заявитель полагает, что, в связи с истечением срока действия этой рыночной цены на день заключения указанного договора, в договор купли-продажи недвижимого имущества по предложению Комитета подлежала включению иная рыночная цена имущества, определённая по отчёту независимого оценщика от 18.08.2009, который предпринимателем в установленном порядке не оспорен, и, по мнению заявителя, в связи с наличием между сторонами разногласий по рыночной цене объекта, суду необходимо было назначить соответствующую экспертизу с целью недопущения нарушения прав и законных интересов сторон. Заявитель приводит доводы и просит в порядке надзора отменить оспариваемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и нарушающие права и законные интересы муниципального образования города Казани, так как не получен соответствующий доход в бюджет города Казани от продажи муниципального имущества.
Изучив доводы, изложенные в поданном заявлении, а также принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении дела судами установлено, что предприниматель, арендующий по договорам с 2004 года указанные нежилые помещения, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и имеет преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого недвижимого имущества в порядке, предусмотренном положениями статей 3, 4, 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
В процессе рассмотрения дела судами также установлено, что упомянутые нежилые помещения, арендуемые предпринимателем, включались в прогнозный план (программу) приватизации муниципальной собственности в городе Казани, и согласно постановлению руководителя исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 08.07.2009 N 5521 "О продаже объектов муниципальной собственности г. Казани на открытых аукционных торгах" эти помещения были выставлены на продажу на открытых аукционных торгах, в связи с этим согласно отчёту независимого оценщика от 16.02.2009 N 182/Оц-09 рыночная стоимость упомянутых нежилых помещений была определена в сумме 12 000 000 рублей.
В адрес Комитета предприниматель направил заявление от 07.08.2009 о снятии с аукционных торгов арендуемых им указанных выше нежилых помещений для реализации предпринимателем предоставленного ему Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого недвижимого имущества, и данное заявление было удовлетворено, но при этом была произведена переоценка этого имущества.
Согласно распоряжению председателя Комитета от 09.09.2009 N 868р предпринимателю Сайфуллину Н.Р. было направлено предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого недвижимого имущества и соответствующий проект договора купли-продажи с указанием рыночной цены имущества в сумме 23 650 000 руб., определённой независимым оценщиком 18.08.2009.
Предприниматель не согласился с предложенным условием о рыночной цене объекта недвижимости, направив Комитету протокол разногласий с указанием ранее определённой независимым оценщиком рыночной цены имущества в сумме 12 000 000 рублей. Однако ответа на своё предложение предприниматель не получил.
В соответствии с положениями частей 1, 2, 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), предусматривает в решениях об условиях приватизации муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьёй 3 настоящего Федерального закона. В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества уполномоченный орган направляет арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьёй 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи муниципального имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества. В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключён в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.
Поскольку требования, установленные названными положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, уполномоченным органом в отношении предпринимателя не были соблюдены, судами при разрешении возникшего спора использована та рыночная цена имущества, которая была определена независимым оценщиком 16.02.2009.
Анализ доводов заявителя показал, что они в данном случае не относятся к основаниям, предусмотренным статьёй 304 АПК РФ.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А65-36586/2009-СГЗ-25 Арбитражного суда Республики Татарстан для пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 января 2011 г. N ВАС-18085/10 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был