Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Березия А.Е., судей Александрова В.Н., Андреева Е.И., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Приморского района" от 12.11.2010 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.08.2010 по делу N А56-18482/2010,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Приморского района" (Санкт-Петербург; далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2010 заявление удовлетворено: общество привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.08.2010 решение суда оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора, общество ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, регулирующих правоотношения в области лицензирования.
Рассмотрев материалы дела и доводы общества, изложенные в заявлении, коллегия судей приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В ходе проверки соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору от населения твердых коммунальных отходов, проведенной Прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга в период с 10.03.2010 по 15.03.2010 по адресу: Санкт-Петербург, аллея Поликарпова, дом 6, корпус 2, установлено: уборщики общества изымают твердые коммунальные отходы, отнесенные к IV и V классам опасности, из мусороприемных камер многоквартирных домов и перемещают их в контейнеры для обеспечения последующих работ по транспортировке, размещению, использованию и обезвреживанию отходов владельцем контейнеров - открытым акционерным обществом "Автопарк N 6 "Спецтранс", на основании договора от 01.01.2007 N 9/753, о чем составлен акт от 10.03.2010.
Полагая, что для осуществления такой деятельности обществу необходимо иметь лицензию, заместителем прокурора 15.03.2010 вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что общество, выполняя работы по изъятию твердых бытовых (коммунальных) отходов из мест их образования - мусороприемных камер жилого дома и перемещению их в контейнеры открытого акционерного общества "Автопарк N 6 "Спецтранс", осуществляет деятельность по сбору опасных отходов, которая в соответствии с действующим законодательством подлежит лицензированию.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что действия общества, осуществляющего этот вид деятельности при отсутствии соответствующей лицензии, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанций поддержал вывод суда первой инстанции.
Однако судами не учтено следующее.
В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с подпунктом 74 пункта статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ), перечислены основные понятия, к которым в том числе относятся: сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Из содержания названной нормы следует, что деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.
В рассматриваемом случае, деятельность общества как управляющей компании многоквартирного дома связана исключительно с выполнением обязанностей по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, в рамках которых общество производит работы по изъятию твердых бытовых (коммунальных) отходов из мест их образования - мусороприемных камер жилых домов, и перемещает их на специально оборудованные контейнерные площадки.
Впоследствии специализированная организация на основании заключенного с обществом договора осуществляет работы по дальнейшему транспортированию, обезвреживанию и размещению этих отходов.
Следовательно, действия общества по смыслу Законов от 08.08.2001 N 128-ФЗ и от 24.06.1998 N 89-ФЗ не являются деятельностью по сбору и перемещению коммунальных отходов, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия).
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что общество осуществляло деятельность, которая требует лицензирования, нельзя признать обоснованным.
Учитывая изложенное, коллегия судей полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А56-18482/2010 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.08.2010.
См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 апреля 2011 г. N 16692/10
2. Направить копии определения лицам, участвующим в деле, с приложением копии заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок до 31.03.2011 отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Председательствующий судья |
А.Е. Березий |
Судьи |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N ВАС-16692/10 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был