Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А., судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Фокинское" (пр-т Московский, д.99, г.Брянск, 241004) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Брянской области от 15.06.2010 по делу N А09-1817/2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.10.2010 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Брянского отделения Московской железной дороги (далее - ОАО "РЖД") к обществу с ограниченной ответственностью "Фокинское" о взыскании 281 707 рублей 42 копеек задолженности за услуги, оказанные по договору на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 15/46 за период с ноября 2009 по февраль 2010 года.
Суд установил: решением суда первой инстанции от 15.06.2010, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковое требование удовлетворено: с ООО "Фокинское" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 281 707 рублей 42 копейки долга.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора ООО "Фокинское" ссылается на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Фокинское" (пользователь) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 15/46. По условиям договора, перевозчик осуществляет подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования ОАО "Агропромкомплекс" через стрелку N 5, обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Срок действия договора с 15.03.2008 по 14.03.2011.
Дополнительным соглашением от 19.07.2009 N 1 в связи с реорганизацией ОАО по МТС "Фокинское" в виде преобразовании в ООО "Фокинское" стороны внесли изменения в договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользовании N 15/46.
Кроме того, внесены изменения в параграф 16 абзацы "а", "б", "в" договора N 15/46.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате сбора за подачу и уборку вагонов в части сбора за пользование железнодорожным путем послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Пунктом "а" параграфа 16 договора предусмотрено, что контрагент уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку выгонов, начисляемый по таблице N 11 часть 2 Тарифного руководства N 3 за каждый выход локомотива. Сбор за пользование железнодорожным подъездным путем за 457 м по ставкам таблицы 11 часть 2 Тарифного руководства N 3.
Из параграфа 17 договора следует, что сборы, плата и штрафы вносятся установленным порядком, согласно ведомостям подачи и уборки вагонов, актам общей формы и накопительным карточкам на расчетный счет ОАО "РЖД" - Брянского технологического центра по обработке перевозочных документов Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Дополнительным соглашением от 19.07.2009 N 1 стороны внесли изменения в абзацы "а", "б", "в" параграфа 16, из которых следует, что сбор за подачу и уборку вагонов, начисляемый по таблице N 11 часть 2 Тарифного руководства N 3, за каждый выход локомотива. Сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику, используемого при подаче и уборке вагонов за 1 077 м по ставкам таблицы 11 часть 2 Тарифного руководства N 3.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 414 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1.1 Тарифного руководства N 3 установлено, что предусмотренные статьями 23, 24, 28, 32, 37, 43, 47, 59, 60, 81 Федерального закона от 08.01.1998 N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (за предъявление грузов к перевозке с объявлением их ценности, сопровождение и охрану грузов, погрузку и выгрузку грузов, контейнеров, взвешивание, переадресовку, хранение грузов, подачу и уборку вагонов), применяются на всех железных дорогах, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации, для всех грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей.
В соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства N 3 сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов.
Сторонами выбран второй вариант оплаты сбора за подачу и уборку вагонов, который состоит из двух частей: сбора за каждый выход локомотива и сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Согласно пункту 2.7.6.2 Тарифного руководства N 3 при выборе варианта оплаты за каждый выход локомотива, ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при выдаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы N 10 за каждый выход локомотива) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).
Расчет платы за пользование железнодорожным путем за период с ноября 2009 по февраль 2010 года истцом составлен с применением коэффициентов 2, 637 за период с 01.11.2009 по 31.12.2009 и 2, 885 за период с 01.01.2010 по 28.02.2010 также с учетом части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N 3.
Доводы заявителя о том, что правоотношения сторон регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, были предметом рассмотрения судами и отклонены со ссылкой на статьи 431, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, дополнение к договору внесено сторонами в добровольном порядке. Спор вытекает не из договора на оказание услуг, который регулируется нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а из договора на подачу и уборку вагонов, который регулируется нормами Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А09-1817/2010 Арбитражного суда Брянской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 15.06.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.10.2010 отказать.
Председательствующий судья |
О.А.Козлова |
Судьи |
И.М.Марамышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.