г. Красноярск |
|
17 апреля 2014 г. |
Дело N А69-2478/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Колесниковой Г.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества "Санаторий "Красноярское Загорье" (третьего лица): Скрипко С.И., на основании доверенности от 28.01.2014, паспорта,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 03 декабря 2013 года по делу N А69-2478/2013, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва (ИНН 1701048877, ОГРН 1111719000469) (далее - Министерство здравоохранения, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (ИНН 1701044223, ОГРН 1081719000406) (далее - УФАС по Республике Тыва, антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительными решений от 28.06.2013 по делам N 05-05-06/78-13, N 05-05-06/79-13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: краевое государственное автономное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания "Тесь" (ИНН 2455023319, ОГРН 1042441400044) (далее - КГАУ "КЦСО "Тесь"); Министерство финансов Республики Тыва (ИНН 1700000431, ОГРН 1021700516804) (далее - Министерство финансов); закрытое акционерное общество "Санаторий "Красноярское Загорье" (ИНН 2403001924, ОГРН 1022400524519) (далее - ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье").
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 03 декабря 2013 года по делу N А69-2478/2013 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство здравоохранения обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что Министерство здравоохранения имело право провести проверку в отношении победителя торгов (ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье"). Заказчиком (Министерством здравоохранения) было установлено, что ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" предоставило недостоверные сведения, в части указания на установленный запрет розничной торговли продажи алкогольной продукции на территории, прилегающей к санаторию, поскольку запрет на продажу алкогольной продукции введен только 23.05.2013. Суд первой инстанции пришел в выводу о том, что срок, установленный частью 9 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при заключении государственного контракта со вторым участником не нарушен, однако в данной части решения антимонопольного органа не отменил.
Министерство здравоохранения, УФАС по Республике Тыва, КГАУ "КЦСО "Тесь", Министерство финансов, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru) явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. 10.04.2014 от Министерства здравоохранения в Третий арбитражный апелляционный суд поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя заявителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей заявителя, ответчика, и указанных третьих лиц.
УФАС по Республике Тыва представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
КГАУ "КЦСО "Тесь" представило отзыв на апелляционную жалобу, возражения на отзыв ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье", в которых поддержало позицию заявителя, просило решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" поддержал позицию ответчика, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 03 апреля 2014 года объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 10 апреля 2014 года. Информация о перерыве размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
30.04.2013 на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытых аукционов в электронной форме:
- N 0312200002413000359 на право заключения государственного контракта на оказание услуг в части оздоровления и отдыха детей с заболеваниями органов пищеварения в условиях санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия в 2013 году, начальная (максимальная) цена контракта - 3 906 000 рублей;
- N 0312200002413000361 на право заключения государственного контракта на оказание услуг в части оздоровления и отдыха детей с заболеваниями ЛОР органов в условиях санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия в 2013 году, начальная (максимальная) цена контракта - 4 882 500 рублей.
Согласно данному извещению государственным заказчиком выступило Министерство здравоохранения Республики Тыва, уполномоченным органом - Министерство финансов Республики Тыва. Документация открытого аукциона утверждена приказом Министерства здравоохранения от 12.04.2013 N 425 (в ред. от 30.04.2013 N 2).
До окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0312200002413000359 было подано 3 заявки под регистрационными номерами 1, 2 и 3, которые были допущены к участию в открытом аукционе в электронной форме по результатам рассмотрения первых частей заявок, что отражено в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0312200002413000359 от 17.05.2013.
До окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0312200002413000361 было подано 2 заявки под регистрационными номерами 1, 2 которые были допущены к участию в открытом аукционе в электронной форме по результатам рассмотрения первых частей заявок, что отражено в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0312200002413000361 от 17.05.2013.
Согласно протоколу проведения открытого аукциона в электронной форме N 0312200002413000359 от 20.05.2013 наименьшую цену контракта 3 866 940 рублей предложил участник под номером 1 (ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье"). Участник под номером 3 предложил цену контракта 3 886 470 рублей 50 копеек (КГАУ "КЦСО "Тесь"). Участник под номером 2 не вышел на открытый аукцион в электронной форме.
Согласно протоколу проведения открытого аукциона в электронной форме N 0312200002413000361 от 20.05.2013 наименьшую цену контракта 4 833 675 рублей предложил участник под номером 1 (ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье"). Участник под номером 2 (КГАУ "КЦСО "Тесь") предложил цену контракта 4 858 087 рублей 50 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 22.05.2013 участники размещения заказа под регистрационными номерами 1 и 3 признаны соответствующими требованиям аукционной документации, победителем открытого аукциона в электронной форме N 0312200002413000359 был признан участник под номером 1 - ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье".
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 22.05.2013 участники размещения заказа под регистрационными номерами 1 и 2 признаны соответствующими требованиям аукционной документации, победителем открытого аукциона в электронной форме N 0312200002413000361 был признан участник под номером 1 - ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье".
В соответствии с протоколом N 1 от 17.06.2013 и протоколом N 2 от 17.06.2013 ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" отказано в заключении государственных контрактов, в связи с предоставлением недостоверных сведений.
Не согласившись с указанными протоколами, 18.06.2013 ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" обратилось в УФАС по Республике Тыва с жалобами на действия аукционной комиссии при проведении открытых аукционов в электронной форме N 0312200002413000359 и N 0312200002413000361.
В связи с поступлением жалоб ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" УФАС по Республике Тыва приказами N 185, 186 от 20.06.2013 назначены внеплановые камеральные проверки.
По результатам рассмотрения жалоб антимонопольным органом вынесены решения от 28.06.2013 N 05-05-06/78-13, N 05-05-06/79-13 о признании жалоб обоснованными; признании в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва - нарушения части 9 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части нарушения срока заключения государственных контрактов по итогам открытого аукциона в электронной форме N 0312200002413000359, N 0312200002413000361, а также пункта 3 части 3 статьи 9 указанного Федерального закона в части необоснованного отказа от заключения государственных контрактов с ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье"; в связи с заключением государственных контрактов по итогам открытых аукционов в электронной форме N 0312200002413000359, N 0312200002413000361 предписание государственному заказчику не выдавалось.
Министерство здравоохранения Республики Тыва, не согласившись с решениями УФАС по Республике Тыва от 28.06.2013 N 05-05-06/78-13, N 05-05-06/79-13, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части оспариваемого судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены решения суда первой инстанции в части, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности антимонопольным органом нарушения Министерством здравоохранения пункта 3 части 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части необоснованного отказа от заключения государственного контракта с ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье".
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.
В силу частей 4, 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение о ФАС России) Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Антимонопольный орган осуществляет при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, внеплановые проверки соблюдения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов; выдает (направляет) обязательные для исполнения предписания заказчику, не являющемуся органом государственной власти Российской Федерации, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, или специализированной организации либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
При этом проведение проверок соблюдения заказчиками, уполномоченными органами, специализированными организациями, либо конкурсными, аукционными комиссиями требований Закона о размещении заказов, установление в рамках этих проверок каких-либо обстоятельств, принятие мер по результатам проверок в соответствии с пунктом 5.3.1.12 Положения о ФАС России является исключительной компетенцией антимонопольного органа.
УФАС по Республике Тыва является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые решения по жалобам о нарушении законодательства о размещении заказов и предписание вынесено уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ единый порядок размещения заказов устанавливается в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном настоящей главой; под электронной площадкой - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 41.5 указанного Федерального закона извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте.
Пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 1 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в аукционе в электронной форме.
Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей (часть 3 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
Согласно пункта 2 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, участники размещения заказа в первой части заявки дают только согласие, которое в силу указанного Федерального закона означает, что участник размещения заказа согласен оказать услугу в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе с расположением оздоровительного лагеря круглогодичного действия в отдельном приспособленном здании и запрете розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме установлен в статье 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с части 20 статьи 41.10 указанного Федерального закона о размещении заказов, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В силу части 6 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае:
1) непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, более чем за шесть месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе;
2) несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с части 7 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 41.11 указанного Федерального закона, не допускается.
В силу пункта 3 части 3 статьи 9 указанного Федерального закона после определения победителя торгов (аукциона) в срок, предусмотренный для заключения контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем торгов (аукциона) в случае установления факта предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
В качестве оснований для отказа от заключения контрактов, в протоколах об отказе от заключения контракта N 1 и N 2 от 17.06.2013 заявителем указано на то, что ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" предоставило в первой части заявки недостоверные сведения, в части указания на установленный запрет розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков на территории, прилагающей к санаторному учреждению, поскольку запрет на продажу алкогольной продукции введен только с 23.05.2013 (на основании приказа ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" от 25.03.2013 N 160).
Как указывалось выше, в силу пункта 2 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме.
В силу части 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно части 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным с момента получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (статья 799 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Анализ вышеуказанных положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Гражданского кодекса Российской Федерации позволяют прийти к выводу о том, что участник размещения заказа, признанный победителем торгов, берет на себя обязательства по оказанию услуг в соответствии с требованиями аукционной документации и заключенным государственным контрактом.
Как следует из материалов дела, предметом открытого аукциона в электронной форме N 0312200002413000359 является оказание услуг в части оздоровления и отдыха детей с заболеваниями органов пищеварения в условиях саночных оздоровительных лагерей круглогодичного действия в 2013 году. Предметом открытого аукциона в электронной форме N 0312200002413000361 является оказание услуг в части оздоровления и отдыха детей с заболеваниями ЛОР-органов в условиях санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия в 2013 году. При этом в соответствии с пункта 25 Информационной карты аукционной документации срок оказания услуг - со дня подписания государственного контракта.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что несвоевременное издание приказа ЗАО "Санаторий Красноярское Загорье" от 23.05.2013 N 160 налагающего запрет на продажу алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков с 23.05.2013 по 25.12.2013 свидетельствует о недостоверности сведений представленных в первой части заявки ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье", поскольку указанным лицом в первой части своей заявки дано согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, которая предусматривает момент возникновения обязательств сторон со дня заключения государственного контракта.
Учитывая вышеизложенное, антимонопольный орган и суд первой инстанции правомерно пришли к выводу о том, что заявителем нарушен пункт 3 части 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, в части необоснованного отказа от заключения государственного контракта с ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье", поскольку сроком оказания услуг является - день подписания (заключение) государственного контракта по 25.12.2013.
В оспариваемом решении суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок заключения государственного контракта, установленный частью 9 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, заявителем не нарушен.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со статьей 41.11 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В силу части 2 статьи 41.12 указанного Федерального закона заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в частью 8 статьи 41.11 названного Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 названной статьи протокол разногласий. Часть 9 названной нормы предусматривает, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.
Как следует из материалов дела, протоколы подведения итогов аукционов размещены на электронной площадке 23.05.2013. Государственные контракты со вторым участником аукциона - КГАУ "КЦСО "Тесь" заключены 20.06.2013. Данные факты не оспариваются лицами, участвующими в деле.
С учетом изложенного, а также, исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что государственные контракты Министерством здравоохранения заключены по истечении более чем 10 дней со дня размещения протокола подведения итогов аукциона, следовательно, без нарушения части 9 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Доводы УФАС по Республике Тыва и ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" о том, что отсчет десятидневного срока следует вести от 17.06.2014 (даты размещения на электронной площадке протоколов отказа от заключения договора), отклоняются судом апелляционной инстанции, как не соответствующие нормам действующего законодательства. Положений о сроке заключения государственного контракта в случае отказа от заключения государственного контракта и опубликования протокола об этом Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ не содержит.
Указанный срок законодателем установлен с целью предоставления участнику размещения заказа права обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в уполномоченный орган на осуществление контроля в сфере размещение заказов. Доказательств нарушения прав ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" на обжалование действий аукционной комиссии в материалы дела не представлено. Из материалов дела следует, что ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье" реализовало свое право и своевременно обратилось с жалобами о нарушении законодательства о размещении заказов.
На основании изложенного, вывод УФАС по Республике Тыва о заключении заявителем государственных контрактов по итогам открытых аукционов в электронной форме N 0312200002413000359, N 0312200002413000361 с нарушением срока, установленного частью 9 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, не соответствует фактическим обстоятельствам, следовательно, решения антимонопольного органа от 28.06.2013 по жалобам N 05-05-06/78-13, N 05-05-06/79-13 о нарушении законодательства о размещении заказов в указанной части противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с изложенным, суду первой инстанции, при установлении факта соблюдения сроков заключения государственных контрактов, надлежало удовлетворить заявленные требования в части и признать недействительными оспариваемые решения антимонопольного органа в части признания в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения нарушения части 9 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части нарушения сроков заключения государственных контрактов по итогам открытых аукционов в электронной форме N 0312200002413000361, N 0312200002413000359.
Однако в нарушение статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции полностью отказал в удовлетворении заявления Министерства здравоохранения.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части в связи с нарушением норм процессуального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство здравоохранения освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе при подаче апелляционной жалобы. Таким образом, расходы по оплате государственной пошлины по настоящему делу не понесены, следовательно, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 03 декабря 2013 года по делу N А69-2478/2013 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 28.06.2013 по жалобам N 05-05-06/78-13, N 05-05-06/79-13 о нарушении законодательства о размещении заказов в части признания в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва нарушения части 9 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части нарушения срока заключения государственного контракта по итогам открытых аукционов в электронной форме N 0312200002413000361, N 0312200002413000359. В указанной части принять новый судебный акт.
Признать недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 28.06.2013 по жалобам N 05-05-06/78-13, N 05-05-06/79-13 о нарушении законодательства о размещении заказов в части признания в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва нарушения части 9 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части нарушения срока заключения государственного контракта по итогам открытых аукционов в электронной форме N 0312200002413000361, N 0312200002413000359.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2478/2013
Истец: Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство здравоохранения РТ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ
Третье лицо: ЗАО "Санаторий "Красноярское Загорье", Красноярское государственное автономное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания "Тесь", Министерство здравоохранения РТ, Министерство финансов Республики Тыва