г. Самара |
|
16 апреля 2014 г. |
Дело N А72-14606/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 09 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от административного органа- Зеленовский А.А., доверенность от 09 апреля 2014 г.,
от заинтересованного лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе начальника Отдела судебных приставов по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Лесина М.Н. на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 февраля 2014 г. по делу N А72-14606/2013 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" (ИНН 7327039640, ОГРН 1067327027899), г. Ульяновск,
к начальнику Отдела судебных приставов по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Лесин М.Н., г. Ульяновск,
заинтересованное лицо УФССП России по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника ОСП по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП по Ульяновской области М.Н.Лесина (далее административный орган) от 12.09.2013 г. N 441 о наложении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. по исполнительному производству N 46023/13/43/73.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 февраля 2014 г. по делу N А72-14606/2013 признано незаконным и отменено принятое начальником Отдела судебных приставов по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП по Ульяновской области постановление от 12.09.2013 г. N 441 о привлечении открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административного органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа Засвияжского районного суда г. Ульяновска, выданного по делу N 2-3110/12, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 46023/13/43/73, предмет исполнения: обязать ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" произвести ремонтные работы в отношении общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 8 по пр-ту 50-летия ВЛКСМ, ремонт подъезда N 2. Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Актом совершения исполнительных действий от 12.08.2013 г. по исполнительному производству N 46023/13/43/73 зафиксирован факт неисполнения надлежащим образом должником решения суда.
12.09.2013 г. в отсутствие представителя заявителя было вынесено постановление N 441 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 этой же статьи в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Заявителю вменяется предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ правонарушение, которое заключается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, за что для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении на основании ст. 26.1 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения, является протокол об административном правонарушении. Соответственно, протокол представляет собой основное доказательство по делу об административном правонарушении. Требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения продиктованы необходимостью не только фиксации факта правонарушения, но и обеспечения соблюдения гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности.
В статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3) указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5).
Таким образом, из приведенной нормы следует, что законодателем установлен определенный порядок составления протокола об административном правонарушении, который, прежде всего, предполагает соблюдение предусмотренных КоАП РФ прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано на то, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Никаких доказательств уведомления юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении суду не представлены ни при рассмотрении дела в порядке упрощенного судопроизводства, ни после принятия судом определения о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства.
Арбитражным судом первой инстанции правильно установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуального законодательства, которые в силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ влекут отмену оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом. В настоящем случае нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, исключает возможность привлечения заявителя к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, 4изложенной в п.17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной нарушение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч.2 ст.211 АПК РФ).
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, поскольку установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, а несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что постановление от 12.09.2013 г. N 441 о привлечении открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, принято начальником Отдела судебных приставов по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП по Ульяновской области с существенными нарушениями прав заявителя, а потому является незаконным и подлежит отмене.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 февраля 2014 г. по делу N А72-14606/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14606/2013
Истец: ОАО "Городская Управляющая компания Засвияжского района г. Ульяновска", ОАО Городская управляющая компания Засвияжского района
Ответчик: Начальник ОСП по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области М. Н. Лесин, Начальник ОСП по Зсвияжскому району г. Ульяновска УФССП по Ульяновской области Старший судебный пристав Лесин М. Н.
Третье лицо: УФССП России по Ульяновской области, .