г. Тула |
|
17 апреля 2014 г. |
Дело N А09-8275/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Федина К.А., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батуровой И.В., при участии от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск) - Артемьевой Е.А. (доверенность от 09.01.2014 N 2.13-48/2), в отсутствие заявителя - Брянской областной организации Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса (г. Брянск), третьего лица - Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.02.2014 по делу N А09-8275/2013, установил следующее.
Брянская областная организация Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса обратилась в арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о признании незаконным решения от 24.07.2013 г. N 01/004/2013-350 и обязании произвести государственную регистрацию договора аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение абзаца 10 пункта 1 статьи 20, пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), не правильное применение постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Также заявитель, указывает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды в связи с непредставлением кадастрового паспорта на передаваемую в аренду часть недвижимого имущества противоречит фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Поскольку до 01.01.2013 правовые акты не предусматривали возможности постановки на учет частей зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, суды должны были руководствоваться соответствующими разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о возможности предоставления на государственную регистрацию договора аренды подписанных сторонами документов, содержащих графическое описание части объекта недвижимости, пользование которой будет осуществлять арендатор.
С 01.01.2013 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) не содержит препятствий для постановки на кадастровый учет частей зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В связи с чем, по мнению заявителя, применение разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обоснованно.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт.
Брянская областная организация Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса и Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в суд апелляционной инстанции представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие их представителей.
Выслушав пояснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, 15.02.2013 Брянская областная организация Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о регистрации договора аренды от 25.01.2013, приложив к нему пакет документов, а именно платежное поручение от 11.02.2013 N 12, выписку из протокола от 15.03.2012 N 3, выписку из ЕГРЮЛ от 28.01.2013 г. N2737В/2013, договор аренды от 25.01.2013 N291СД-2013, Постановление Брянской городской администрации от 18.10.2012 N 2591-зп, акт приема-передачи от 12.01.2013.
По решению регистратора (уведомления о приостановлении государственной регистрации N 01/004/2013-350 от 05.03.2013, N01/004/2013-350 от 24.06.2013) государственная регистрация права дважды была приостановлена, при этом Брянской областной организации Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса было предложено представить дополнительные документы, а именно кадастровый паспорт на арендуемый объект с указанием размера арендуемой площади.
Брянская областная организация Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса 13.06.2013, предоставила регистрирующему органу кадастровый паспорт здания 32-13/253 от 24.02.2011, выданный МО N 1 по г. Брянску ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" с планом объекта недвижимости (т.1, л.д.52-53), план второго этажа здания с графическим обозначением и текстуальным описанием арендуемого нежилого помещения (с указанием его площади, местоположения), согласованный арендодателем и арендатором, являющийся приложением к договору аренды (т. 1, л.д.54)
Однако, сообщением от 24.07.2013 N N01/004/2013-350 (т.1, л. д. 31 - 32) Управление Росреетсра по Брянской области отказала Брянской областной организация Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса в государственной регистрации права со ссылкой на то, что представленные на государственную регистрацию документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), а также на непредставление документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Брянская областная организация Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса, полагая, что действия Управления Росреестра и сообщение об отказе в государственной регистрации договора аренды не соответствуют закону и нарушают ее права и законные интересы в области предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу с пункта 2 статьи 609, пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключаемый на срок не менее года, подлежит государственной регистрации.
Такой договор считается заключенным и становится обязательным для сторон с момента регистрации (пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Одним из оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных Законом о государственной регистрации прав, является непредставление документов, необходимых в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона о государственной регистрации прав в том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, предоставляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади.
В соответствии с пунктом 10 статьи 33 Закона о государственной регистрации прав представление кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный данным Законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Из материалов дела следует, что в установленном порядке зарегистрировано право муниципальной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2011) на нежилое здание площадью 355, 3 кв. м по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Фокина, д. 19.
Из правовой природы отношений по поводу передачи объектов недвижимости в аренду следует, что такая передача части нежилого помещения не ведет к изменению характеристик объекта в целом, подлежащего учету в государственном кадастре недвижимости.
В абзаце 5 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи).
Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным.
Из содержания представленного договора аренды и приложений к нему следует, что стороны определили подлежащее передаче в аренду имущество посредством текстуального описания и графического отображения границ и арендуемой площади помещения. Спора по поводу имущества, являющегося объектом аренды по договору от 25.01.2013 N 291 СД-2013, между Брянской областной организацией Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса и Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что кадастровый паспорт на вышеназванное помещение ранее уже предоставлялся в Управление Росреестра и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов, разногласия относительно местоположения, границ и площади части нежилых помещений между сторонами договора отсутствуют, предмет договора аренды определен путем текстуального и графического описания, суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоответствии отказа Управления Росреестра по Брянской области в государственной регистрации договора аренды от 25.01.2013 N 291 СД-2013 требованиям Закона о государственной регистрации прав.
При этом, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции верно указал, что требования гражданского законодательства об определении объекта аренды как существенного условия договора установлены с целью недопущения неопределенности в правоотношениях сторон.
Довод Управления Росреестра о том, что поскольку с 01.01.2013 Закон о государственном кадастре не содержит препятствий для постановки на кадастровый учет частей зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, непредставление Брянской областной организацией Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса кадастрового паспорта на части помещений является основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм материального права
При данных обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о том, что договор не содержит описание недвижимого имущества, отклоняется.
С учетом изложенного, а также оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения требований заявителя жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21.02.2014 по делу N А09-8275/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
К.А. Федин |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8275/2013
Истец: ПО "Брянская областная организация Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
Третье лицо: Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации