г. Тула |
|
16 апреля 2014 г. |
Дело N А68-8586/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.04.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Заикиной Н.В.,
судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителя административного органа - комитета Тульской области по тарифам (г. Тула, ОГРН 1067107006218, ИНН 7107092712) - Кречетовой Е.В. (доверенность от 14.10.2013), в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Хороший дом" на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.01.2014 по делу N А68-8586/2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Хороший дом" на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.01.2014 по делу N А68-8586/2013,
установил следующее.
Закрытое акционерное общество Хороший дом" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным предписания комитета Тульской области по тарифам (далее - комитет) от 23.08.2013 N 8.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание является законным, поскольку начисление и предъявление платы за услуги водоснабжения и водоотведения гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета, за объемы коммунальных услуг, потребленные в июне 2013 года, по тарифам, установленным с 01.07.2013 года, является нарушением действующего законодательства о государственном регулировании тарифов.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению общества, при начислении в июле 2013 года платы за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные в июне 2013 года, подлежал применению тариф, установленный постановлением комитета от 20.12.2012 N 40/12. Полагает, что при проведении проверки комитетом допущены грубые нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), выразившиеся в неуведомлении общества о проведении проверки и невручении акта проверки уполномоченному лицу.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание заявитель, надлежащим образом уведомленный о его проведении, не явился, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя комитета, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 13.08.2013 по 19.08.2013 на основании приказа председателя комитета от 06.08.2013 N 168 должностными лицами административного органа проведена внеплановая выездная проверка общества с целью осуществления государственного контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в сфере регулируемого ценообразования. Основанием для проведения внеплановой проверки послужили обращения граждан от 02.08.2013.
В ходе проверки комитетом установлено, что общество в 2012-2013 годах оказывало потребителям услуги холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения. На указанный период обществу комитетом утверждены тарифы на данные услуги и надбавки к этим тарифам. В результате выборочной поверки расчетных документов (квитанций), выставленных обществом населению за услуги водоснабжения и водоотведения в июле 2013 года, установлено, что расчеты велись по завышенным тарифам. Новые увеличенные тарифы на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения стали действовать с 01.07.2013. Однако, в июльских квитанциях, выставленных потребителям, обществом расчет фактически потребленных в июне 2013 года объемов коммунальных ресурсов, произведен по тарифам, введенным в действие с 01.07.2013, то есть 17, 28 рублей за 1 куб. м холодной воды, 105, 72 рубля за 1 куб. м горячей воды и 8, 67 рублей за 1 куб. м стоков вместо действующих в июне тарифов в размере 15, 14 рублей за 1 куб. м воды, 94, 31 рубля за 1 куб. м горячей воды и 6, 79 рублей за 1 куб. м стоков.
По результатам проверки должностными лицами комитета по тарифам составлен акт от 19.08.2013 N 17.
Кроме того, обществу комитетом 23.08.2013 выдано предписание N 8 о прекращении нарушения постановления комитета от 22.11.2012 N 34/5 со сроком исполнения до 01.10.2013.
Не согласившись с указанным предписанием комитета, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) в соответствии с данным Законом подлежат регулированию, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 210-ФЗ организация коммунального комплекса -юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду; на горячую воду; на водоотведение; на очистку сточных вод; на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Согласно статье 4 Закона N 210-ФЗ, статье 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу статьи 31 Закона N 416-ФЗ регулированию подлежат тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тариф на водоотведение.
В соответствии с Положением о комитете Тульской области по тарифам, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 N 17 "О комитете Тульской области по тарифам" органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов является комитет, который также организует и осуществляет региональный государственный контроль в сфере ценообразования на территории Тульской области.
Согласно подпункту "ж" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель коммунальной услуги обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
На основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением комитета от 22.11.2012 N 34/5 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, по очистке сточных вод, транспортированию воды, транспортированию стоков и по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей Тульской области" тарифы, установленные указанным постановлением, действуют с 01.01.2013 по 30.06.2013.
Тарифы, утвержденные постановлением комитета от 20.12.2012 N 40/12 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, по очистке сточных вод, транспортированию воды, транспортированию стоков и по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей Тульской области" действуют с 01.07.2013 по 30.06.2014.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что граждане, в жилом доме у которых имеется индивидуальный прибор учета, в июле текущего года должны оплачивать коммунальные ресурсы, которые они фактически потребили в июне, исходя из показаний счетчика и по тарифам, утвержденным постановлением комитета от 22.11.2012 N 34/5 и действовавшим в июне 2013 года в размере 15, 14 рублей за 1 куб. м холодной воды, 94, 31 рубля за 1 куб. м горячей воды и 6, 79 рублей за 1 куб. м стоков.
Граждане, жилые дома которых не оборудованы индивидуальными приборами учета, должны оплачивать коммунальные ресурсы исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по действующим в текущем месяце тарифам, то есть в июле - за июль.
При этом начисление и предъявление платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения в июле 2013 года гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета, за объемы коммунальных услуг, потребленных в июне 2013 года, по тарифам, установленным с 01.07.2013 года, является нарушением действующего законодательства о государственном регулировании тарифов.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о том, что при начислении в июле 2013 года платы за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные в июне 2013 года, подлежал применению тариф, установленный постановлением комитета от 20.12.2012 N 40/12, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Доводы общества, касающиеся неуведомления общества о проведении проверки и невручения акта проверки уполномоченному лицу, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и были обоснованно им отклонены.
Частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В свою очередь, пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрены следующие основания для проведения внеплановой проверки: поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
При этом в рассматриваемой ситуации подлежат применению положения подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, поскольку проверка осуществлена на основании поступивших заявлений потребителей услуг (услуги по холодному и горячему водоснабжения и водоотведению) о нарушении его прав, в связи с чем, действует исключение, предусмотренное частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Ссылка общества о том, что заместитель директора общества Васин Р.А., присутствовавший при проведении проверки, является неуполномоченным лицом также правомерно отклонена арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 16 Закона N 294-ФЗ в акте проверки указываются: наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки.
Таким образом, Закон N 294-ФЗ допускает к участию в ходе проведения проверки уполномоченных представителей юридического лица, а также иных должностных лиц юридического лица.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.01.2014 по делу N А68-8586/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Хороший дом" в федеральный бюджет госпошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8586/2013
Истец: ЗАО "Хороший дом"
Ответчик: Комитет Тульской области по тарифам