г. Челябинск |
|
17 апреля 2014 г. |
Дело N А76-18107/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Ивановой Н.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Свистун Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2014 по делу N А76-18107/2013 (судья Елькина Л.А.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска (далее - заявитель, ГУ УПФ РФ в Ленинском районе, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу в ограниченной ответственностью "Аспект-НК" (далее - заинтересованное лицо, страхователь, ООО "Аспект-НК") о взыскании штрафа за представление недостоверных сведений персонифицированного учёта в размере 570 руб. 33 коп. (л.д.3-5).
Дело рассмотрено судом первой инстанции по общим правилам административного производства (определение о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного производства -л.д. 39,40).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2014 (резолютивная часть от 16.01.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Фонд (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
Как указывает податель апелляционной жалобы, специалистом Фонда был установлен факт представления страхователем недостоверных сведений, в связи с чем ему было направлено уведомление, в котором был определён срок для устранения допущенный ошибок - до 30.11.2013. Поскольку достоверные сведения общество представило за пределами установленного срока, привлечение к ответственности, по мнению апеллянта, является правомерным.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте слушания дела на Интернет - сайте, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Аспект-НК" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.11.2011 за основным государственным регистрационным номером 1117449005750 (л.д. 36).
15.11.2012 ООО "Аспект-НК" представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учёта за 9 месяцев 2012 года, в которых Фондом выявлено расхождение указанных обществом сведений о суммах уплаченных страховых взносов по страховой и накопительной частям трудовой пенсии со сведениями, содержащимися в базе Пенсионного фонда, в связи с чем страхователю было направлено уведомление, в котором предоставлен срок для устранения допущенных ошибок- до 30.11.2013 (л.д. 13-15).
Откорректированные сведения были представлены страхователем 30.11.2012 (л.д. 8-10).
По факту выявленного нарушения Фондом был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о персонифицированном учёте, от 28.01.2013 N 14 (л.д. 16).
Копия акта направлена в адрес общества по почте (л.д. 19). Доказательств его вручения не представлено.
Рассмотрение материалов проверки было назначено Управлением Пенсионного фонда на 05.03.2013. Извещение от 28.01.2013 N 14 направлено ООО "Аспект-НК" также почтой (л.д.18, 19). Доказательств его вручения не имеется.
05.03.2013 состоялось рассмотрение материалов проверки, по итогам которого ГУ УПФ РФ в Ленинском районе принято решение N 37 о привлечении ООО "Аспект-НК" к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (л.д. 20). Копия решения также была направлена в адрес ООО "Аспект-НК" по почте (л.д. 21).
ООО "Аспект-НК" явку своих представителей на рассмотрение материалов проверки не обеспечило, решение в установленном порядке не обжаловало и не исполнило, в связи с чем Фонд выставил ему требование от 05.04.2013 N 43,которым предложил уплатить штраф в течение 10 календарных дней с момента его (требования) получения (л.д. 21). Направлено требование почтой 11.04.2013 (л.д. 23).
Поскольку данное требование исполнено не было, финансовая санкция не уплачена, Фонд обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности, неконкретности решения и акта проверки.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и соответствуют нормам материального и процессуального права.
В силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается в данном случае на Пенсионный фонд.
На основании ст. 16 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.
В статье 2 названного Закона определено, что Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров.
Согласно п. 2 ст. 11 названного Закона страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счёта; фамилию, имя и отчество; дату приёма на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет в составе расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведённым пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ устанавливает право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктами 34, 41 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах", утверждённой приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция), предусмотрено представление корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений.
В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
В абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность, применяемая к страхователям, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчётный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, ст. 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
В рассматриваемом случае штрафная санкция фактически применена в отношении общества за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Между тем, поскольку страхователем были представлены исправленные сведения персонифицированного учёта, а представление сведений персонифицированного учёта, содержащих недочёты, ошибки, и нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах не может быть расценено как представление недостоверных сведений, а орган Пенсионного фонда вправе с соблюдением указанной выше процедуры самостоятельно принять решение о корректировке этих сведений, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Фондом требований.
При этом суд первой инстанции также верно отметил необоснованное определение Фондом размера штрафной санкции.
Помимо этого, суд апелляционной инстанции со своей стороны считает необходимым дополнительно отметить, что ст. ст. 38,39 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), устанавливающие порядок привлечения к ответственности, предоставляют лицу, привлекаемому к ответственности, ряд гарантий права на защиту (обязательное извещение о времени и месте рассмотрения дела, право представлять возражения и объяснения).
В пункте 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещёнными законом способами, закреплённое ст. 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объёме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности. Действующее законодательство, регулирующее порядок привлечения к административной и налоговой ответственности, предусматривает, что лицо, привлекаемое к ответственности, в любом случае должно быть извещено о времени и месте рассмотрения дела, нарушение этого правила влечет за собой безусловную отмену решения о привлечении к ответственности (статьи 25.1, 25.4 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 101 и 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 205, 270 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Подобный подход является универсальным и должен применяться во всех случаях привлечения субъекта к публично-правовой ответственности.
Таким образом, вручение акта проверки, а также извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки являются важными гарантиями прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отражённых в акте.
Системное толкование положений статей 38, 39 Закона N 212-ФЗ также позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение дела о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании возможно лишь в том случае, если до начала рассмотрения имеются данные о надлежащем извещении лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Если доказательств извещения лица, привлекаемого к ответственности, не имеется, то рассмотрение материалов проверки по существу и, тем более, вынесение решения о привлечении к ответственности нельзя признать правомерным.
В данном деле отсутствуют доказательства вручения обществу (расписка о вручении, почтовое уведомление либо доказательства возврата почтовой корреспонденции) как извещения страхователя о месте и времени рассмотрения материалов проверки (N 14 от 28.01.2013), так и акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте, от 28.01.2013 (имеются лишь доказательства их направления почтой без сведений о вручении (невручении)), что свидетельствует о существенном нарушении Фондом гарантий прав страхователя и порядка привлечения к ответственности, установленного ст. ст. 38,39 Закона N 212-ФЗ, лишающим вынесенное заявителем решение юридической силы, и само по себе является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении расходов по её оплате не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2014 по делу N А76-18107/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Малышева |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-18107/2013
Истец: ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска
Ответчик: ООО "Аспект-НК"
Третье лицо: ООО "Аспект-НК"