г. Москва |
|
18 апреля 2014 г. |
Дело N А41-60070/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Евстигнеев П.Б., по доверенности от 18.12.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Щелковской городской прокуратуры на решение Арбитражного суда Московской области от 31 января 2014 года по делу N А41-60070/13, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению Щелковской городской прокуратуры к обществу с ограниченной ответственностью "Наш доктор" (ИНН 5052021307, ОГРН 1105050003640) о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Щелковская городская прокуратура (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении ООО "Наш доктор" (далее - заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 31 января 2014 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований прокуратуры отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, Щелковская городская прокуратура обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы прокуратура указала, что ООО "Наш доктор" самовольно установлены рекламные конструкции, адресованные неопределенному кругу лиц, направленные на привлечение внимания к клинике, формирование и поддержание интереса к ней. Данное обстоятельство свидетельствует именно о рекламном характере спорной конструкции. Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей Щелковской городской прокуратуры, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, 08.11.2013 сотрудником Щелковской городской прокуратуры при проведении проверки соблюдения обществом требований законодательства о рекламе был выявлен факт установки рекламной конструкции, принадлежащей ООО "Наш доктор", расположенному по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Талсинская, д. 26, без предусмотренного законодательством разрешения на установку, что образует, по мнению заявителя, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ.
По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения законодательства о рекламе от 08.11.2013, согласно которому ООО "Наш доктор" по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Талсинская, д. 26, на фасаде многоквартирного жилого дома самовольно установлены рекламные конструкции следующего содержания:
1) "Центр семейного здоровья наш доктор клиника 8 (926) 069-16-22, 8(495 56) 9-86-52". Рекламная конструкция установлена над входом;
2) "Теперь все анализы здесь гинекология, урология, дерматология, уз-диагностика, 8(496 56) 986-52, 8 (926) 069-16-22". Рекламная конструкция установлена справа от входа;
3) "Гинекология, урология, маммология, дерматовенерология, все виды анализов, уз-диагностика". Данная рекламная конструкция установлена справа над окнами первого этажа вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
Рекламораспространителем и владельцем вышеуказанных рекламных конструкций является ООО "Наш доктор". Разрешений на установку рекламных конструкций, иных документов, подтверждающих законность их размещения в ходе проверки обществом не представлено. При осмотре проводилась фотосъемка.
По результатам проведенной проверки 13 ноября 2013 года прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором выявленное нарушение квалифицировано по статье 14.37 КоАП РФ.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.37 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения ООО "Наш доктор" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ, в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" данный Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, рекламой считается информация, распространенная любым способом и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание интереса к нему и содержащая часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования.
Согласно статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частями 5, 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
В силу частей 9, 13 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Пунктом 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
Согласно пунктам 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" указанный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, установлены статьей 24 Закона о рекламе.
На основании части 7 статьи 24 Закона реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно отраслевым стандартам "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации
от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В силу пункта 2 названной статьи до сведения потребителя в том числе должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.
Из пунктов 15, 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" следует, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела. Указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой. При этом сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
В соответствии со статьями 54, 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательная для потребителей информация должна содержать профиль организации и ее наименование. Такая информация может быть размещена на вывеске и на нее не распространяются требования Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ, независимо от манеры исполнения указанных обозначений.
Из материалов дела следует, что ООО "Наш доктор" является медицинским учреждением, расположенным в здании многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Талсинская, д. 26.
В целях обозначения своего места нахождения и вида своей деятельности общество изготовило и установило на фасаде указанного выше дома вывески: 1) "Центр семейного здоровья наш доктор клиника 8 (926) 069-16-22, 8(495 56) 9-86-52"; 2) "Теперь все анализы здесь гинекология, урология, дерматология, уз-диагностика, 8(496 56) 986-52, 8 (926) 069-16-22"; 3) "Гинекология, урология, маммология, дерматовенерология, все виды анализов, уз-диагностика".
Спорные конструкции размещены над входом и справа от входа в клинику, справа над окнами первого этажа вышеуказанного многоквартирного жилого дома, и содержат информацию об услугах, относящихся к деятельности ООО "Наш доктор". Указанные конструкции размещены в целях доведения до сведения потребителей информации о медицинской деятельности клиники.
При этом в рассматриваемой информации не указаны методы лечения, нет данных об использовании конкретных лекарственных средств либо медицинской техники при оказании названных услуг.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что рассматриваемая информация не содержит рекламной информации, а указывает лишь на вид (профиль) деятельности общества, что является обычаем делового оборота (общераспространенной практикой).
Перечисленные обстоятельства, с учетом места расположения рассматриваемых конструкций и содержащейся в них информации, свидетельствуют о размещении сведений, носящих информационный характер о медицинской деятельности указанной клиники, принадлежащей ООО "Наш доктор", которые не могут быть отнесены к рекламе.
Данная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 15805/11, а также в Письме Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2009 N АЦ/24234 "О разграничении понятий вывеска и реклама".
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности заявителем события вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращении при отсутствии события административного правонарушения.
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе об отсутствии законных оснований для привлечения ООО "Наш доктор" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы Щелковской городской прокуратуры, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.01.2014 по делу N А41-60070/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-60070/2013
Истец: Щелковская городская прокуратура
Ответчик: ООО "Наш доктор"
Третье лицо: ООО "Наш доктор"