г. Красноярск |
|
18 апреля 2014 г. |
Дело N А33-19654/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Магда О.В, Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Мальцевой Е.В., представителя по доверенности от 05.03.2013,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Первая грузовая компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 5 февраля 2014 года по делу N А33-19654/2013, принятое судьей Ишутиной О.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" в лице Красноярского филиала (ИНН 7708643971, ОГРН 1077758336985, далее по тексту истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала - Красноярская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее по тексту ответчик) о взыскании 3 491 552 рублей пени за нарушение срока доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 февраля 2014 года иск удовлетворен частично - с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" 3 025 707 рублей 23 копейки пени, 35 059 рублей 87 копеек расходов на уплату государственной пошлины.
В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части отказа отменить, иск удовлетворить полностью.
В материалах дела отсутствуют акты, которыми подтверждается задержка подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя или владельца железнодорожного пути необщего пользования, либо задержка приема от перевозчика грузополучателем принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов.
Время непосредственного нахождения вагона под погрузкой-выгрузкой это всего лишь один из элементов технологического срока оборота вагонов, остальные элементы операций с вагонами зависят от перевозчика как владельца локомотива, выполняющего подачу и уборку вагонов и иные маневровые операции. Из представленных ответчиком памяток приемо-сдатчика следует, что закрытого акционерного общества "РН-Транс" допускал превышение простоя вагона под грузовыми операциями, однако остальное время вагоны находились на станции Уяр.
Ответчиком не представлены распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, обязательное наличие которых предусмотрено п. 4.7 Правил N 26.
Судом первой инстанции не применен пункт 3.1 правил N 45.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2014 года апелляционная жалоба открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 16.04.2014.
В судебное заседание представители истца не прибыли.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение истца о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (л.д. 3-5).
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 15.03.2014.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает истца надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие его представителей.
В отзыве ответчик указал, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, поэтому решение проверяется в части отказа взыскания пени.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
В мае 2013 года ответчиком (перевозчиком) была допущена задержка доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, что подтверждается представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными N ЭШ670665, N ЭШ281621, N ЭШ281938, N ЭШ281973, N ЭШ282002, N ЭШ282140, N ЭШ282162, N ЭШ282195, N ЭШ282205, N ЭШ282230, N ЭШ282248, N ЭШ282335, N ЭШ282469, N ЭШ282525, N ЭШ282545, N ЭШ282571, N ЭШ282598, N ЭШ282612, N ЭШ282631, N ЭШ282680, N ЭШ282696, N ЭШ282753, N ЭШ282771, N ЭШ282792, N ЭШ282964, N ЭШ282992, N ЭШ283045, N ЭШ283080, N ЭШ283113, N ЭШ283160, N ЭШ283278, N ЭШ283324, N ЭШ283345, N ЭШ283372, N ЭШ283402, N ЭШ283507, N ЭШ283547, N ЭШ283575, N ЭШ283590, N ЭШ283616, N ЭШ283662, N ЭШ283677, N ЭШ283710, N ЭШ283755, N ЭШ283769, N ЭШ496957, N ЭШ497184, N ЭШ543356, N ЭШ544246, N ЭШ778590, N ЭЫ066013, N ЭШ318877, N ЭШ337802, N ЭШ788555, N ЭШ790614, N ЭШ811695, N ЭШ816474, N ЭШ824244, N ЭШ825206, N ЭЧ240544, N ЭШ011773, N ЭШ269483, N ЭШ269594, ЭШ291963, N ЭШ299995, N ЭШ303209, N ЭШ448549.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии об уплате пени, начисленных в связи с нарушением срока доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов.
В направленных истцу уведомлениях ответчик сообщил об отклонении указанных претензий в полном объеме.
Ссылаясь на неуплату ответчиком пени, начисленных в связи с нарушением срока доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик исковые требования не признал, пояснил, что вагоны, направленные по транспортным железнодорожным накладным N ЭШ318877, N ЭШ337802, N ЭШ788555, N ЭШ790614, N ЭШ811695, N ЭШ816474, N ЭШ824244, N ЭШ825206, были задержаны по причине неприема грузополучателем на станции назначения Уяр Красноярской железной дороги. Из пояснений ответчика следовало, что истцом необоснованно начислены пени в сумме 465 844,77 руб.
Истец пояснил, что представленных ответчиком в материалы дела доказательств недостаточно для опровержения вины перевозчика в просрочке доставки вагонов по данным накладным.
Ответчик заявил ходатайство о снижении размера пени в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Спорные правоотношения по перевозке регулируются нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).
В силу части 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329, пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, кроме прочего, неустойкой (штрафом, пеней), под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате должником кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно отметкам в спорных железнодорожных накладных, на станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой срока доставки, определенного при направлении груза.
Вместе с тем, порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее по тексту Правила N 27), разработанными в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно пунктам 6.3, 6.6 Правил сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, а также задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Факт такой задержки грузов и ее продолжительность должны быть подтверждены актом общей формы, который составляется перевозчиком и должен соответствовать требованиям пункта 6.7 Правил N 27, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26.
Согласно актам общей формы N 6/2837, N 6/2936, N 1/4643-3 вагоны в составе поезда N 2215 индекс 9600-256-8927 на основании распоряжения N 1382 отставлены от движения на станции Заозерная Красноярской железной дороги в 15 час. 27 мин. 18.05.2013 по причине большого накопления порожних вагонов грузополучателя (закрытого акционерного общества РН-Транс") на приемо-отправочных путях станции, железнодорожных путях необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "НТ-Сервис", что привело к занятости инфраструктуры открытого акционерного общества "Российские железные дороги". На основании распоряжения N 1412 в 23 час. 15 мин. 21.05.2013 поезд отправлен на станцию назначения в количестве 82 вагонов. Срок доставки вагонов подлежит увеличению на 8 суток.
Акт общей формы от 22.05.2013 N 1/4643-3 предъявлялся для подписания уполномоченному представителю закрытого акционерного общества "РН-Транс" Алехиной И.Р., действующему на основании доверенности от 12.12.2012 N РНТ-285/13. Представитель отказался от подписания указанного документа, что подтверждается актом общей формы N 1/4644-3.
В составе вышеуказанного поезда находились вагоны, отправленные, в том числе, по транспортным железнодорожным накладным N ЭШ318877, N ЭШ337802, N ЭШ788555, N ЭШ790614, N ЭШ811695, N ЭШ816474, N ЭШ824244, N ЭШ825206.
Доказательства, представленные ответчиком, оценены судом с учетом положений действующего законодательства.
В пункте 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 предусмотрено, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
На станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров перевозчиком составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. Если задержка вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, привела к нарушению сроков доставки грузов, на основании акта общей формы на станции назначения перевозчик определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, по факту задержки груза может быть оформлено несколько актов общей формы: на станции отправления, на промежуточных станциях и на станции назначения.
При этом, в соответствии с пунктом 2.6 Методических рекомендаций открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по оформлению задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения, по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 22.03.2012 N 558р, уполномоченный работник станции назначения регистрирует поступившие распоряжения в книге входящих приказов (распоряжений) и на основании распоряжения и телеграммы (телефонограммы) начальника станции задержки вагонов, контейнеров передает извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования в письменной форме грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования согласно приложению 3 к настоящим Рекомендациям. Извещение, в котором указывается полная информация о задержанных вагонах, контейнерах, составляется в двух экземплярах и регистрируется в книге исходящей документации. Первый экземпляр извещения передается под роспись грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования, второй экземпляр с отметкой о получении остается в делах станции. При отказе грузополучателя в проставлении отметки о получении извещения, в течение одних суток с момента отстановки поезда от движения, указанное извещение направляется грузополучателю почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что ответчиком надлежащим образом была исполнена обязанность по извещению закрытого акционерного общества "РН-Транс" о задержке вагонов, направленных по накладным N ЭШ318877, N ЭШ337802, N ЭШ788555, N ЭШ790614, N ЭШ811695, N ЭШ816474, N ЭШ824244, N ЭШ825206.
В адрес грузополучателя ответчиком направлены извещения от 18.05.2013 N 149, от 21.05.2013 N 158, оперативное сообщение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования.
Извещения о задержке вагонов по вине грузополучателя получены уполномоченными представителям закрытого акционерного общества "РН-Транс": извещение от 18.05.2013 N 149 - Поступкиной И.В., извещение от 21.05.2013 N 158 - Кондратьевой Т.Н.
Полномочия Поступкиной И.В., Кондратьевой Т.Н. в качестве представителей закрытого акционерного общества "РН-Транс" сторонами не оспорены.
Ответчик выполнил все требования Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
Ответчик оформил вышеназванные акты общей формы на основании пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, и представил надлежащие доказательства вины грузополучателя (закрытого акционерного общества "РН-Транс") и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что представленными документами подтверждается факт задержки спорных вагонов по вине грузополучателя, в связи с чем, на основании пункта 6.6. Правил срок доставки вагонов по накладным N ЭШ318877, N ЭШ337802, N ЭШ788555, NЭШ790614, NЭШ811695, N ЭШ816474, N ЭШ824244, N ЭШ825206 подлежит продлению на время задержки вагонов.
Ответчиком представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие задержку вагонов по вышеуказанным накладным по вине грузополучателя, в соответствии с действующими нормативными актами.
Обстоятельства, возникшие при исполнении ОАО "Российские железные дороги" и грузополучателем договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования локомотивом перевозчика, не подлежат исследованию при рассмотрении настоящего дела шире, чем следует из указанных выше норм.
Истец не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие об оспаривании грузополучателем - закрытым акционерным обществом "РН-Транс" -представленных в материалы дела актов общей формы.
Ответчик представил в материалы дела извещения грузополучателя о задержке вагонов по его вине, извещения об отправлении задержанных вагонов, акты общей формы станции назначения, которые в совокупности подтверждают довод ответчика о вине грузополучателя.
Истец доводы ответчика документально не опроверг, доказательств простоя вагонов по иным причинам, нежели указанные ответчиком, не представил.
Довод о том, что в материалы дела не представлены распоряжения о задержке вагонов, отклоняются апелляционным судом, поскольку распоряжения являются внутренним документом ОАО "Российские железные дороги", достоверность издания данных распоряжений подтверждается ссылкой на них в извещениях, адресованных грузополучателю.
В этой связи суд приходит к выводу о необоснованности доводов истца в указанной части. В силу пункта 6.6. Правил N 27 срок доставки вагонов по спорным накладным подлежит продлению на время задержки вагонов.
На основании изложенного обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 февраля 2014 года по делу N А33-19654/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19654/2013
Истец: ОАО "Первая грузовая компания", ОАО ПГК
Ответчик: ОАО РЖД в лице филиала Красноярская железная дорога