г. Пермь |
|
17 апреля 2014 г. |
Дело N А71-10000/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полевщиковой С.Н.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никифоровой И.А.
при участии:
от заявителя ЗАО "Ижтрансавто" (ОГРН 1081832004990, ИНН 1832067143) - не явился, извещен
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Удмуртской республике Филиал N 1 (ОГРН 1021801655864, ИНН 1831015135) - Соломин Д.Г., доверенность от 31.12.2013
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской республике Филиал N 1
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 января 2014 года
по делу N А71-10000/2013, принятое судьей Валиевой З.Ш.
по заявлению ЗАО "Ижтрансавто" к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской республике Филиал N 1
о признании недействительными решений от 18.07.2013 года N 70, N 101 н/с
установил:
ЗАО "Ижтрансавто" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в лице филиала N 1 (Ижевский) (далее - Фонд, заинтересованное лицо) от 18.07.2013 N 70 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, и N 101н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 января 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Фонд указывает на то, что обществом неправомерно не облагались страховыми взносами расходы, понесенные в связи с приобретением для своих работников проездных документов, поскольку расходы на проезд возмещались обществом работнику Тронину Н.А., не имеющему разъездной характер работы, тогда как по Трудовому кодексу РФ возмещение стоимости проезда не предусмотрено, если работа не носит разъездной характер.
Общество в представленном письменном отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направил своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка деятельности общества за период с 01.12.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлены акты от 17.06.2013 N 174 и N 257 н/с и вынесены решения от 18.07.2013 N 70 и N 101н/с.
Решением N 70 от 18.07.2013 заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 778 руб. 65 коп., назначен штраф по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ в размере 155 руб. 73 коп.
Решением от 18.07.2013 N 101н/с заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 161 руб. 10 коп, пени за их несвоевременную уплату в размере 9 руб. 01 коп., а также назначена штрафная санкция по ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N125-ФЗ в сумме 32 руб. 22 коп.
Воспользовавшись правом на судебную защиту, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Фонда от 18.07.2013 N 70 и N 101н/с.
При рассмотрении спора суд первой инстанции, установив нарушение оспариваемыми решениями Фонда положений закона, а также прав и законных интересов общества, удовлетворил заявленные требования общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о том, что при проведении проверки Фонд установил, что в период с 2011 по 2012 годы на основании приказов N 26 от 28.12.2010, N 37 от 29.12.2011 работником общества Трониным Н.А. были приобретены проездные билеты на проезд в общественном транспорте в служебных целях на общую сумму 26 850 руб.
При это Фонд, не установив из трудового договора N 1-К от 01.02.2010, заключенного между обществом и работником Трониным Н.А., что характер его работы разъездной, пришел к выводу о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на сумму возмещения расходов на проезд в общественном транспорте в размере 26 850 руб.
Отклоняя данный вывод, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В статье 9 Закона N 212-ФЗ указаны виды выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ. К ним относятся: все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе: с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников (подпункт "и").
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников, как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для принятия оспариваемых решений Фонда явились выводы о неправомерном не включении в базу для исчисления страховых взносов сумм в виде возмещения расходов на проезд в общественном транспорте.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации являются плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Вместе с этим в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Таким образом, для того чтобы компенсации, выплачиваемые работникам в связи с выполнением ими трудовых обязанностей, освобождались от обложения страховыми взносами, такие компенсации должны устанавливаться в соответствии с нормами, предусмотренными законодательством РФ.
В соответствии сто статьей 164 Трудового кодекса РФ, компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе: при направлении в служебные командировки.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
В силу статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется, в том числе, возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса РФ, в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в том числе и расходы по проезду.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Согласно статье 168.1 Трудового кодекса РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Таким образом, для того чтобы компенсации, выплачиваемые организацией работникам, освобождались от обложения страховыми взносами, документально должны быть оформлены размеры и порядок возмещения расходов. Если локальными нормативным актом организации (приказом) или трудовым договором с работником определены размер и порядок возмещения таких расходов, то именно в таких размерах эти компенсации не должны облагаться страховыми взносами на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что, если организация выдает своим работникам денежные средства для покупки проездных билетов на общественный транспорт (компенсирует их покупку) и выдача таких средств, а также получатели таких средств закреплены в локальном акте организации (приказе), то такие выплаты не должны облагаться страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.
Как видно из имеющихся доказательств, в обществе разработано Положение о порядке приобретения и пользования сотрудниками проездных билетов в служебных целях от 01.12.2010 (л.д. 74 оборот).
В соответствии с данным Положением предусмотрено обеспечение работников общества по мере появления производственной, технической и иной служебной необходимости проездными документами (билетами).
Приказами общества N 26 от 28.12.2010, от 29.12.2011 N 37 на 2011, 2012 годы установлены ежемесячные выплаты на проездной билет в связи с разъездным характером работ (л.д. 85-86).
В качестве документов, подтверждающих спорные расходы общества на проезд, обществом фонду представлены Положение, приказы, авансовые отчеты о приобретении проездных билетов и кассовые чеки.
Данные документы Фондом не оспариваются.
Таким образом, общество подтвердило и иного Фондом не доказано, что страхователь осуществлял расходы на приобретение для своих сотрудников проездных билетов для выполнения им трудовых обязанностей и функций вне места нахождения общества.
В связи с чем, денежные средства, выплаченные обществом для приобретения для своих работников проездных билетов, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, связанных с необходимостью выполнять трудовые функций вне места постоянной работы, и представляют собой компенсацию, предусмотренную подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, следовательно, не подлежат обложению страховыми взносами.
Выводы Фонда о начислении страховых взносов на выплаты работнику Тронину Н.А. в связи с отсутствием в его трудовом договоре указания на разъездной характер работы, не принимаются судом во внимание, поскольку вышеприведенные нормы и обстоятельства дела свидетельствуют о том, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Иного из материалов дела апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт отмене или изменению, а жалоба удовлетворению - не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Заявитель жалобы в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 января 2014 года по делу N А71-10000/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.Н.Полевщикова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10000/2013
Истец: ЗАО "Ижтрансавто"
Ответчик: Государственное Учреждение-Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской республике Филиал N 1 (Ижевский)