г. Воронеж |
|
16 апреля 2014 г. |
Дело N А08-6852/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.04.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В. Семенюта Е.А. Протасова А.И. |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области : от ООО "Спецмаш": |
Таскаев И.С. по доверенности N 12-03/1710 от 31.12.2013
представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.02.2014 по делу N А08-6852/2013 (судья Бутылин Е.В.) по заявлению ООО "Спецмаш" (ИНН 3123189270, ОГРН 1083123019870) к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области (ИНН 3123288225, ОГРН 1113123015345) о признании незаконным и отмене постановления N 5/115 от 14.10.2013,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Спецмаш" (далее - Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области (далее - Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 5/115 от 14.10.2013 о привлечении Общества к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 05.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи со следующим:
- в приказе начальника Департамента от 02.09.2013, в акте проверки от 14.10.2013 N 5/113 и Уставе ООО "Спецмаш" указан конкретный юридический адрес: г.Белгород, ул. К.Заслонова, д.189;
- данные о месте нахождения юридического лица отражены в едином государственном реестре юридических лиц, подтверждаются предоставленными Обществом в ходе проверки реквизитами, где указан юридический адрес: г.Белгород, ул. К.Заслонова, д.189 и адрес фактического осуществления деятельности: г.Белгород, ул.Ворошилова, д.2А;
- в материалах проверки имеются копия договора аренды нежилых помещений N 7 от 01.01.2013 между ИП Ткаченко Н.Б. (арендодатель) и ООО "Спецмаш" (арендатор), согласно которому Обществу предоставлены во временное пользование помещения, расположенные в здании по адресу: г.Белгород, ул.Ворошилова, д.2А;
- в акте проверки от 14.10.2013 в графе "дата и время проведения проверки", которая заполняется в случае проведения проверок филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений юридического лица или при осуществлении деятельности индивидуальным предпринимателем по нескольким адресам, отражено. что проверка проводилась по 4 объектам, и указаны дата и время проведения, адреса в данной графе не указываются;
- суд первой инстанции не дал оценку объяснениям менеджера ООО "Спецмаш" Хованской Г.И. и директора ООО "Спецмаш" Масловского Р.А., в которых должностные лица признают вину в несоблюдении действующего законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования апелляционной жалобы, просил удовлетворить их по вышеизложенным основаниям.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом, в письменных возражениях просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва (возражений) на неё, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Согласно Приказу Департамента о проведении плановой документарной и выездной проверки N 382 от 02.09.2013, с 01.10.2013 по 14.10.2013 была проведена проверка с целью соблюдения хозяйствующим субъектом (ООО "Спецмаш") требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.
Проверка проводилась в рамках Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По результатам проверки составлен Акт N 5/113 от 14.10.2013, который вручен директору ООО "Спецмаш" Масловскому Р.А.
11.10.2013 в отношении ООО "Спецмаш" составлен протокол об административном правонарушении N 5/115 по ст. 8.1 КоАП РФ.
Постановлением от 14.10.2013 г. N 5/115 ООО "Спецмаш" привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере 20 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд области удовлетворил заявленные требования, поскольку пришёл к выводу о недоказанности Департаментом состава вменённого Обществу правонарушения.
Арбитражный суд области указал, что в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела не имеется данных о том, при осуществлении каких именно действий (бездействия), предусмотренных диспозицией ст.8.1 КоАП РФ, и на каких объектах ООО "Спецмаш" допущено несоблюдение экологических требований.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полномочия заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по г.Белгороду и Белгородскому району Ерохина Д.А. по вынесению оспариваемого постановления N 5/115 от 14.10.2013 проверены судами первой и апелляционной инстанций.
Превышения полномочий, предоставленных должностному лицу ч. 1 ст.23.29 КоАП РФ, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Постановлением Правительства РФ от 25.09.2008 N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)", не установлено.
Согласно протоколу об административном правонарушении N 5/115 от 11.10.2013, в вину Общества вменено нарушение ст.18, ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил разработки и утверждения нормативов и образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.200 N 461.
По мнению административного органа, допущенное нарушение выразилось в отсутствии у Общества на момент проверки документов о ведении учёта в установленном порядке образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (л.д.18 об.).
Апелляционный суд, оценивая имеющиеся в деле доказательства, учитывает следующее.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Приведенная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 4973/12.
Согласно ст.11 Закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Исходя из положений статей 1, 19, 22 и 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что допущенное Обществом правонарушение не может быть квалифицировано по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку вменяемые деяния напрямую связаны с накоплением отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что вменяемые Обществу деяния квалифицированы административным органом неверно.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела не имеется данных о том, при осуществлении каких именно действий (бездействия), предусмотренных диспозицией ст.8.1 КоАП РФ (территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства) ООО "Спецмаш" допущено несоблюдение экологических требований.
Согласно правовой позиции, отраженной в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
В силу п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и вышеуказанных норм права, правильно примененных к спорному правоотношению судом первой инстанции, последний пришел к законному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований и признал незаконным и отменил постановление Департамента N 5/115 от 14.10.2013 о назначении ООО "Спецмаш" административного наказания.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у Общества договоров на вывоз и утилизацию или захоронение отходов производства и потребления со специализированной организацией не свидетельствует о негативном воздействии Общества на окружающую среду и не подтверждает нарушение Обществом ст. 8.1 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия отклоняет и иные доводы заявителя апелляционной жалобы. По сути, они выражают лишь несогласие с принятым решением, выводы суда первой инстанции не опровергают, фактически направлены на переоценку доказательств без достаточных к тому правовых оснований.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, конкурсным управляющим на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд области правильно определил предмет доказывания по делу, полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, и сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.02.2014 по делу N А08-6852/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-6852/2013
Истец: ООО "Спецмаш"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области