г. Пермь |
|
17 апреля 2014 г. |
Дело N А50-20043/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савельевой Н. М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от заявителя муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 43 с углубленным изучением художественно-эстетического цикла" (ОГРН 1025901378293, ИНН 5906032152) - Огородов Д.М., доверенность от 23.01.2014,
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края(ОГРН 1025901364246, ИНН 5906048829) - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 января 2014 года
по делу N А50-20043/2013
принятое судьей Е.Н. Аликиной
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 43 с углубленным изучением художественно-эстетического цикла"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 43 с углубленным изучением художественно-эстетического цикла" г. Перми (далее - заявитель, школа) обратилась в Арбитражный суд Пермского края к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми (далее - заинтересованное лицо, управление пенсионного фонда) с заявлением о признании недействительным решения от 12.07.13 г. N 069/003/26-2013 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах" ( с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.01.2014 заявленные требования удовлетворены частично: решение управления пенсионного фонда признано недействительным в части взыскания с заявителя пени в связи с начислением страховых взносов на суммы оплаты стоимости санаторно-курортной путевки, выплат, произведенных педагогическому работнику за ученую степень кандидата наук, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что частичная компенсация стоимости санаторно-курортного лечения произведена в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, и указанные выплаты не поименованы в ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ; выплаты за ученую степень рассчитываются исходя из объема учебной нагрузки или ставки, то есть являются дополнительным вознаграждением за труд лицам, имеющим более высокую квалификацию.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 43 с углубленным изучением художественно-эстетического цикла" г. Перми является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с п. п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту Федеральный закон N 212-ФЗ).
УПФ РФ (ГУ) в Мотовилихинском районе г. Перми проведена выездная проверка страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.10г по 31.12.12г.
По результатам проверки составлен акт N 069/003/26-2013 от 06.06.13 и страховщиком 12.07.13 г. принято решение N 069/003/26-2013 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах", в соответствии с которым с образовательного учреждения взыскана пени на просрочку уплаты страховых взносов в сумме 48 руб. 33 коп.
Основанием для доначисления указанной пени послужили выводы проверяющих о неправомерном невключении в объект обложения страховыми взносами и базу для их исчисления частичной оплаты стоимости санаторно-курортной путевки, предоставленной работнику образовательного учреждения, в сумме 21 489 рублей, выплат работнику за учетную степень кандидата наук в сумме 100 000 рублей. Кроме того, по мнению проверяющих, в облагаемую базу подлежали включению выплаты по обязательному социальному страхования в сумме 664 рублей 60 коп., не принятые к зачету ГУ ПРОФСС РФ по результатам проведенной выездной проверки заявителя.
Не согласившись с указанным решением в части выводов проверяющих о необходимости включения в базу для исчисления страховых взносов компенсации стоимости санаторно-курортного лечения и выплат, произведенных за ученую степень кандидата наук, образовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворил заявленные требования.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что частичная компенсация стоимости санаторно - курортного лечения произведена в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, и указанные выплаты не поименованы в ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ; выплаты за ученую степень рассчитываются исходя из объема учебной нагрузки или ставки, то есть являются дополнительным вознаграждением за труд лицам, имеющим более высокую квалификацию.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, подп. 1 п. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" заявитель является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ на него возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Обеспечение работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края, работающих в сферах образования, санаторно-курортным лечением и их оздоровление предусмотрено Законом Пермского края от 08.12.2006 N 30-КЗ (в ред. от 27.11.2012) "Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление".
Предоставление указанной категории граждан санаторно-курортных путевок осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2007 N 113-п (в ред. от 30.09.2011) "О порядке обеспечения работников государственных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оказания финансовой помощи на санаторно-курортное лечение работников муниципальных учреждений", Постановлением Администрации г. Перми от 22.04.2008 N 292 (ред. от 19.03.2013) "Об утверждении Порядка обеспечения работников муниципальных учреждений города Перми путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление на 2008-2013 годы".
Согласно п. 3.6 Порядка обеспечения работников муниципальных учреждений города Перми путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление на 2008-2013 годы, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 22.04.2008 N 292, образовательное учреждение заключает муниципальный контракт (договор) с санаторно-курортной организацией либо организацией, осуществляющей реализацию путевок на санаторно-курортное лечение. Оплата стоимости путевки производится образовательным учреждением в размере 90% от стоимости путевки, работников в размере 10% от ее стоимости.
Финансирование расходов бюджетного учреждения осуществляется за счет средств бюджета города и краевого бюджета путем предоставления им ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ и указанным Постановлением администрации г. Перми.
Финансовая помощь местным бюджетам оказывается в форме субсидий в пределах средств, предусмотренных Законом о бюджете, на основании Соглашения о предоставлении субсидий на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений, заключенного между Министерством социального развития Пермского края и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края ( п. 5.4 Порядка обеспечения работников государственных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оказания финансовой помощи на санаторно-курортное лечение работников муниципальных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2007 N 113-п ).
Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, согласно п. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что основанием для доначисления страховых взносов послужили выводы заинтересованного лица о занижении школой базы для начисления страховых взносов на суммы частичной оплаты стоимости санаторно- курортного лечения работника. Сумма указанных расходов заявителя составила 21 489 руб. 00 коп.
На основании буквального содержания вышеизложенных норм апелляционный суд считает, что частичная оплата стоимости приобретаемой путевки производится не в связи с наличием трудового договора, что не позволяет классифицировать такие выплаты как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) компенсация - денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Поскольку понесенные работником затраты не связаны с выполнением им трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, рассматриваемые случаи не поименованы в ст. 165 ТК РФ, выплаченные компенсации не могут быть отнесены к составной части заработной платы.
Таким образом, компенсация стоимости санаторно-курортных путевок, приобретенных для работников образовательных учреждений, не относится к выплатам, произведенным в рамках трудовых договоров, заключенных этими работниками с образовательным учреждением, а является частью публичных обязательств Пермского края перед работниками бюджетной сферы в области образовательной деятельности. Указанные компенсации являются безвозмездными и не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, в связи с чем, у заинтересованного лица отсутствовали основания для начисления пени, что правомерно было учтено судом первой инстанции при вынесении решения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что указанные выплаты произведены в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и не поименованы в ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ, не принимаются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Также решением управления пенсионного фонда заявителю доначислены страховые взносы на сумму выплат, произведенных педагогическому работнику за ученую степень кандидата наук.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" установлено право на получение выплаты работниками образования имеющих ученую степень кандидата наук и доктора наук и работающие в образовательных учреждениях на территории Пермского края постоянно или по совместительству за счет средств бюджета Пермского края в установленном размере.
Таким образом, Законом Пермского края, относящимся к законодательным актам субъектов Российской Федерации, педагогическим работникам, имеющим ученую степень кандидата наук и доктора наук, установлены выплаты, которые не подлежат обложению страховыми взносами в силу действия пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Оценив основание и назначение спорных выплат, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплаты, осуществляемые в пользу работников, имеющих ученую степень кандидата наук, имели характер государственного пособия, поскольку производились вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, но в соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" и за счет субвенций бюджета Пермского края.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно заключил, что спорные выплаты не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что выплаты за ученую степень рассчитываются исходя из объема учебной нагрузки или ставки, то есть являются дополнительным вознаграждением за труд лицам, имеющим более высокую квалификацию, не принимается в связи со следующим.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона).
Спорные выплаты не входят в заработную плату педагогического работника, т.е. не входят в базовую часть, компенсационную выплату и стимулирующую выплату.
Такие выплаты произведены также не по трудовому договору, а в силу требований Закона Пермского края, что не образует объекта обложения страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
В данном случае выплаты учреждение произвело вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, а в силу закона.
Соответственно, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 января 2014 года по делу N А50-20043/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20043/2013
Истец: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 43", Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 43"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми, УПФР по Мотовилихинскому району г. Перми