г. Москва |
|
17 апреля 2014 г. |
Дело N А41-60095/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Александрова Д.Д., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Бегма А.С.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН:7708503727, ОГРН: 1037739877295): Метелева И.А. по доверенности от 25.03.2014, зарег. в реестре за N 3-277, выданной в порядке передоверия на основании доверенности от 25.02.2013 N 153-Д,
от Управления Росреестра по Московской области (ИНН:7727270299, ОГРН:1047727043561): представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 января 2014 года по делу N А41-60095/13, принятое судьёй Бобковой С.Ю., по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании осуществить государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 21.06.2013 N 61/005/2013-225 об отказе в государственной регистрации права собственности истца на железнодорожный путь, расположенный по адресу: Московская область, г. Королёв, станция Болшево, ПК 234+68,40 - ПК 259+87,00, лит. 12.19. Заявитель также просил суд обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности ОАО "РЖД" на указанный железнодорожный путь (т. 1 л.д. 2-6).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 01.11.2013 дело передано по подсудности в Арбитражный суд Московской области (т. 1 л.д. 86).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.01.2014 по делу N А41-60095/13 заявление удовлетворено (т. 1 л.д. 140-142).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ОАО "РЖД" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ОАО "РЖД", исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 21.06.2013 N 61/005/2013-225 Управление Росреестра по Московской области известило ОАО "РЖД" об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности названного общества на железнодорожный путь протяжённостью 490 м, расположенный по адресу: Московская область, г. Королёв, станция Болшево, ПК 234+68,40 - ПК 259+87,00, лит. 12.19, со ссылкой на пункт 11 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ). При этом регистрирующий орган указал, что в представленном кадастровом паспорте отсутствует кадастровый номер объекта недвижимости (т. 1 л.д. 26-28).
Полагая, что вышеназванное решение является незаконным, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии со статьями 16-18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для её проведения, соответствующие требованиям к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Обжалуемый в рамках настоящего дела отказ регистрирующего органа мотивирован тем, что в соответствии с уведомлением ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 24.04.2013 N МО-13/ЗВ-434894 в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) отсутствуют сведения об указанном выше железнодорожном пути.
Статьёй 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) предусмотрено, что до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения данного Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учёта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства. В переходный период положения названного Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства. В переходный период государственный учёт зданий, сооружений, помещений объектов незавершённого строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу данного Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учёта жилищного фонда. В переходный период государственный учёт зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства осуществляют органы и организации по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учёта. В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости.
В рассматриваемом случае заявителем на государственную регистрацию был представлен кадастровый паспорт железнодорожного пути, составленный Московским городским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" 12.11.2008 (т. 1 л.д. 121-122).
Данный кадастровый паспорт не содержит кадастрового номера объекта, который в соответствии с действующим законодательством присваивается органом кадастрового учёта при внесении сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, но при этом имеет инвентарный номер (ранее присвоенный учётный номер).
Следовательно, вышеназванный железнодорожный путь прошёл процедуру технического (государственного) учёта в установленном законом порядке, действовавшим на тот момент.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастровый учёт или государственный учёт объектов недвижимости, в том числе технический учёт, осуществлённые в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учётом определённых статьёй 43 настоящего Федерального закона особенностей, признаётся юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтёнными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Сведения о ранее учтённых объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения, государственный технический учёт зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства, передают в органы кадастрового учёта по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтённом здании, сооружении, помещении или об объекте незавершённого строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
Сведения о ранее учтённых объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьёй 14 настоящего Федерального закона, с учётом определённых настоящей статьёй особенностей.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости утверждён Приказом Министерства экономического развития РФ от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости", в соответствии с которым на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до 1 января 2013 года возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтённых зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершённого строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учёт которых не осуществлён, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
В соответствии с пунктом 4 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих указанные сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости осуществляется органом кадастрового учёта.
Источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации (пункт 5 Порядка).
Согласно пункту 7 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтённом объекте недвижимости сопровождается присвоением такому объекту кадастрового номера в соответствии с порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, установленным Минэкономразвития России в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктами 8, 12 Порядка включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтённом объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учёта копий технических паспортов объектов технического учёта в орган кадастрового учёта по его письменному запросу. В целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учёта изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учёта, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учёта передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учёта по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что указанный выше железнодорожный путь является учтённым. Отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте объекта недвижимости свидетельствует лишь о том, что сведения об объекте недвижимости на момент получения кадастрового паспорта не внесены в ГКН, а не о том, что объект недвижимости считается неучтённым в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Управлением Росреестра по Московской области не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии иных оснований для отказа обществу в государственной регистрации права собственности на указанный выше железнодорожный путь.
Согласно части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрено в качестве причины отказа в регистрации отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте объекта недвижимости, решение Управления Росреестра по Московской области от 21.06.2013 N 61/005/2013-225 об отказе в государственной регистрации права собственности истца на железнодорожный путь, расположенный по адресу: Московская область, г. Королёв, станция Болшево, ПК 234+68,40 - ПК 259+87,00, лит. 12.19, не может считаться законным.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определённые действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 января 2014 года по делу N А41-60095/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-60095/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ООО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области
Третье лицо: Управление Росреестра по Московской области