г. Воронеж |
|
14 апреля 2014 г. |
Дело N А14-8437/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Маховой Е.В.
судей Алферовой Е.Е.
Владимировой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Труновой Т.В.,
при участии:
от ОАО "ППК "Черноземье": Елисеева Е.Е., представитель по доверенности от 15.01.2014 г.,
от Воронежской области в лице ДФБП ВО: Ступников О.А., представитель по доверенности от 10.01.2014 г.,
от Российской Федерации в лице Минфина России: Чужиков А.Н., представитель по доверенности от 10.01.2013 г.,
от Департамента социальной защиты Воронежской области: Томилина Г.Д., представитель по доверенности от 31.12.2013 г.,
от Федерального агентства железнодорожного транспорта: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Воронежской области, действующего от имени Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.01.2014 г. по делу N А14-8437/2013 (судья Протасов С.В.) по иску открытого акционерного общества "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" (ОГРН 1103668042664, ИНН 3664108409) к Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области (ОГРН 1023601532646, ИНН 3666098668), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), при участии в деле в качестве третьих лиц: Департамента труда и социального развития Воронежской области, Федерального агентства железнодорожного транспорта о взыскании 293 122 руб.70 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" (далее - ОАО "ППК "Черноземье", истец) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области (далее - Воронежская область в лице ДФБП ВО, ответчик) о взыскании 293 122 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент труда и социального развития Воронежской области (переименован в Департамент социальной защиты Воронежской области) и Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - третьи лица).
В порядке ст. 46 АПК РФ к участию в деле в качестве второго ответчика была привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Российская Федерация в лице Минфина России, ответчик).
Впоследствии истец на основании ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил арбитражный суд взыскать с Воронежской области в лице ДФБП ВО 14 656 руб. 13 коп. убытков, с Российской Федерации в лице Минфина России - 278 466 руб. 57 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.01.2014 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, Российская Федерация в лице Минфина России обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России убытков.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Федерального агентства железнодорожного транспорта не явился.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопроса применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель Российской Федерации в лице Минфина России поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ОАО "ППК "Черноземье", Воронежской области в лице ДФБП ВО и Департамента социальной защиты Воронежской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, п. 5 ст. 268 АПК РФ в пределах доводов жалобы при отсутствии возражений участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва Воронежской области в лице ДФБП ВО на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.12.2010 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 1163 были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Правила).
06.06.2012 г. во исполнение вышеуказанного Постановления Правительством Воронежской области было принято Постановление N 505 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. N 1163", которым был утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении 50-процентной оплаты от действующего тарифа на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - обучающиеся) железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Порядок).
На основании данного Постановления 26.06.2012 г. между ОАО "ППК "Черноземье" и Департаментом труда и социального развития Воронежской области (переименован в Департамент социальной защиты Воронежской области) был заключен договор N 193 о предоставлении субсидий на компенсацию части потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением 50-процентной оплаты от действующего тарифа на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
ОАО "ППК "Черноземье" во исполнение условий данного договора предоставляло обучающимся 50-процентную оплату от действующего тарифа на проезд железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения на железнодорожных станциях на территории Воронежской области.
Пунктом 1 договора N 193 от 26.06.2012 г. предусмотрено, что в целях компенсации части потерь ОАО "ППК "Черноземье" последнему предоставляются субсидии в общей сумме 25 644 421 руб., в том числе 24 362 200 руб. за счет федерального бюджета и 1 282 221 руб. за счет бюджета Воронежской области.
По итогам 2012 года общие потери истца в результате исполнения условий договора N 193 от 26.06.2012 г. составили сумму в 20 604 184 руб. 10 коп.
Департаментом труда и социального развития Воронежской области было возмещено истцу 20 311 061 руб. 40 коп., в том числе за счет субсидий федерального бюджета - 19 295 508 руб. 35 коп., за счет субсидий Воронежской области - 1 015 553 руб. 05 коп.
Таким образом, убытки истца составили 293 122 руб. 70 коп.
Однако понесенные ОАО "ППК "Черноземье" убытки компенсированы не были.
Претензия истца о компенсации убытков была оставлена Департаментом труда и социального развития Воронежской области без удовлетворения со ссылкой о невозможности использования средств бюджета, предусмотренных на 2013 год, по расходам 2012 года.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца в части взыскания убытков с Воронежской области в лице ДФБП ВО, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 15, 16, 790, 1069, 1071 ГК РФ, положениями Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации N 1163 от 27.12.2010 г., Постановления Правительства Воронежской области N 505 от 06.06.2012 г., а также исходил из доказанности обстоятельств недофинансирования расходных обязательств со стороны Воронежской области в размере 5% уровня софинансирования.
В указанной части решение суда заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
Арбитражным судом области также удовлетворены исковые требования ОАО "ППК "Черноземье" в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России убытков в размере 278 466 руб. 57 коп.
В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответственно субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).
В соответствии со ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.
Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в п. 16 Постановления от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
В п. 19 данного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005 г.), ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1208 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше семи лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Кроме того, названным Постановлением утверждены Правила предоставления в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
В силу п. 7 названных Правил уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидии установлен в размере 95% расходного обязательства.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 г. N 531-р "О распределении субсидий, предоставляемых в 2012 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" Российская Федерация предусмотрела Воронежской области субсидию в размере 24 362 200 руб.
Воронежская область предусмотрела субсидию в размере 1 282 221 руб.
Факт выполнения ОАО "ППК "Черноземье" взятых на себя обязательств по договору N 193 от 26.06.2012 г. подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Истец предоставил в Департамент труда и социального развития Воронежской области (переименован в Департамент социальной защиты Воронежской области) все необходимые документы для предоставления субсидии, предусмотренные п.п. 2.2. и 3.1. договора N 193 от 26.06.2012 г., что также не отрицается и не спаривается Департаментом.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представитель Департамент социальной защиты Воронежской области подтвердил правильность расчета истца по сумме компенсации.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела платежных поручений N 714 от 27.07.2012 г. на сумму 11 404 423 руб. 21 коп., N 578 от 31.10.2012 г. на сумму 1 576 045 руб. 54 коп., N 571 от 23.11.2012 г. на сумму 2 047 897 руб. 33 коп., N 836 от 17.12.2012 г. на сумму 4 267 142 руб. 27 коп. усматривается, что фактически из федерального бюджета бюджету Воронежской области было перечислено субсидий на компенсацию потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в сумме 19 295 508 руб. 35 коп., т.е. меньше чем предусмотрено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 г. N 531-р.
Указанная сумма полностью была перечислена Департаментом труда и социального развития Воронежской области на счет истца.
При этом за счет средств бюджета Воронежской области истцу была также перечислена компенсация на общую сумму 1 015 553 руб. 05 коп., что подтверждается платежными поручениями, предоставленными в материалы дела ДФБП ВО.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 АПК РФ).
Доказательств полного перечисления Воронежской области субсидий, установленных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 г. N 531-р, ответчиком - Российской Федерацией в лице Минфина России в материалы дела представлено не было.
Учитывая обстоятельство недофинансирования Воронежской области, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области пришел к правильному выводу о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина России в пользу ОАО "ППК "Черноземье" за счет казны Российской Федерации убытков в размере 278 466 руб. 57 коп.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права основаны на неверном толковании действующего законодательства РФ применительно к фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял в обжалуемой части обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы. Между тем, заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке ст. 333.37 НК РФ, в связи с чем оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 102-112, 266-269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.01.2014 г. по делу N А14-8437/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Е.Е. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8437/2013
Истец: ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье", УФК по ВО
Ответчик: ВО в лице Департамента финансово-бюджетной политики ВО
Третье лицо: Департамент труда и социального развития ВО, Министерство финансов Российской Федерации, УФК по Воронежской области, Федеральное агенство железнодорожного траспорта