г. Москва |
|
17 апреля 2014 г. |
Дело N А41-20946/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Куликовой А.А.,
при участии в заседании:
от Администрации городского поселения горки Ленинские: Глебов С.Ю., по доверенности от 20.12.2012;
от Министерства обороны Российской Федерации: Мадзаева Е.В., по доверенности от 20.05.2013,N 212/2/204;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения горки Ленинские на решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2013 года, принятое судьей Гриневой А.В., по делу А41-20946/13 по заявлению Администрации городского поселения Горки Ленинские к Министерству обороны Российской Федерации, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Горки Ленинские (Далее - "Заявитель", "Администрация") обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерство обороны Российской Федерации (Далее - "Заинтересованное лицо", "Минобороны РФ") со следующими требованиями:
1) Признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации незаконным.
2) Обязать Министерство обороны Российской Федерации принять решение о разделе земельного участка в границах военного городка N 12 Петровское с кадастровым номером 50:21:070106:0125 на земельные участки, остающиеся в федеральной собственности, и земельный участок, передаваемый в собственность городского поселения Горки Ленинские, в соответствии с согласованными границами.
3) Обязать Министерство обороны Российской Федерации принять решение о безвозмездной передаче в собственность городского поселения Горки Ленинское объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с условным кадастровым номером 50:21:0070106:0125:ЗУ9;
- объектов недвижимого имущества, находящихся в границах военного городка N 12 Петровское (в/ч 52096), подлежащего передаче в собственность городского поселения Горки, как учтенных собственником (балансодержателем), так и не учтенных, но фактически расположенных в военном городке, т.е.:
Жилые дома N N 3 (852,4 кв.м.), 4 (831,9), 5 (803,5 кв.м.), 6 (733,3 кв.м.), 7 (815,0 кв.м.), 8 (733,5 кв.м.), 9 (69,7 кв.м.), 11 (59,4 кв.м.), 12 (69, 4. кв.м.), 16(83,7 кв.м.), 21 (55 кв.м.), 22 (55 кв.м.), 23 (55 кв.м.), 25 (55 кв.м.), 26 (55 кв.м.), 27 (55 кв.м.), 28 (56,1 кв.м.), 30 (99,4 кв.м.), 31 (55,0 кв.м.), 33 (55,0 кв.м.), 34 (54,1 кв.м.), 35 (56,2 кв.м.), 44 (55, 0 кв.м.), 45 (68,4 кв.м.), 46 (55,0 кв.м.), 47 ( 53,5 кв.м.), 48 (54,1 кв.м.), 49 (183,4 кв.м.), 50 (45,2 кв.м.), 54 (969,65 кв.м.), 67 (840,1 кв.м.), 68 (1354,1 кв.м.), 130 (2196,0 кв.м.), 131 (434,9 кв.м.), 132 (470,9 кв.м.), 133 (319,3 кв.м.), 134 (491,8 кв.м.), общежитие N 100 (735,0 кв.м.), три казармы (802,0 кв.м., 595,0 кв.м., 802, кв.м.), две артезианские скважины (глубиной 120 и 110 м.), водонасосную станцию (72,0 кв.м.), два гаража (200,0 кв.м., 1380,0 кв.м.), гараж военторга (604,0 кв.м.) госпиталь (1646,0 кв.м.), незавершенное строительством здание дополнительного корпуса госпиталя (1350,0 кв.м.), здание КЭЧ (350,0 кв.м.), здание гарнизонного офицерского клуба (980 кв.м.), здание штаба тыла (372,0 кв.м.), котельная (317,0 кв.м.) котельная (баня) (360 кв.м.), контрольно технический пункт (КПП) (116,0 кв.м.), ледник 94 кв.м.), два магазина военторга (582,0 кв.м., 650, 0 кв.м.), три овощехранилища (250,00 кв.м., 185,0 кв.м., 83,0 кв.м.), пожарный пост (144,0 кв.м.), почта (магазин) (131,0 кв.м.), проходная N 2 (КПП) (59,0 кв.м.), санчасть (131,0 кв.м.), три склада КЭЧ (430, кв. м., 47,0 кв.м., 47,0 кв.м.), склад топливный (КЭЧ) (137,0 кв.м.), три склада военторга (525,0 кв.м., 348,0 кв.м., 448,0 кв.м.), столовая офицерская (485,0 кв.м.), трансформаторные подстанции N 1 (26,0 кв.м.), 2 (14,0 кв.м.), 3 (52,0 кв.м.), 4 (14,0 кв.м.), три учебных центра (354,0 кв.м., 172,0 кв.м., 172,0 кв.м.), водопроводные сети (общая протяженность - 7,13 км.), канализационные сети (протяженность - 6,2 км.), тепловые сети (протяженность 4,7 км.), электросеть наружного освещения (протяженность 8,1 км.), электрические сети (протяженностью - 3,5 км., 2,33 км., 3,67 км., 1,47 км, 0,1 км, 1,12 км., 0,12 км., 0,3 км., 0,2 км., 0,26 км., 0,4 км., 0,4 км., 0,8 км., 0,5 км., 0,15 км., 0,5 км., 0,4 км., 0,4 км, 0,3 км., 0,5 км., 0,5 км., 0,45 км., 0,62 км., 0,2 км., 0,45 км., 0,3 км., 0,4 км., 0,5 км., 0,45 км., 0,3 км., 0,4 км., 0,5 км., 0,45 км.
4) Обязать Министерство обороны Российской Федерации согласовать границы земельных участков (условные кадастровые номера 50:21:0070106:0125:ЗУ1, 50:21:0070106:0125:ЗУ2, 50:21:0070106:0125:ЗУ3, 50:21:0070106:0125:ЗУ4, 50:21:0070106:0125:ЗУ5, 50:21:0070106:0125:ЗУ6, 50:21:0070106:0125:ЗУ7, 50:21:0070106:0125:ЗУ8), занятых объектами оборонного назначения, в соответствии с предложенными проектами межевания.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации согласовать границы земельного участка с условным кадастровым номером 50:21:0070106:0125:ЗУ9, передаваемого в собственность городского поселения Горки Ленинские, в соответствии с предложенным проектом межевания.
В качестве третьего лица в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований Администрации городского поселения Горки Ленинские отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Ответчик представил в материалы дела письменные пояснения, в которых просит обжалуемое решение оставить без изменение, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Истец и ответчик направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее соответственно.
Министерство имущественных отношений Московской области своего представителя в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене, а требования подлежащими удовлетворении в части исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на территории городского поселения Горки Ленинские, в центральной части поселения, располагается военный городок N 12 Петровское (в/ч 52096), который находится в границах муниципального образования городское поселение Горки Ленинские, границы которого утверждены законом Московской области от 28 февраля 2005 г. N 79/2005-03 "О статусе и границах Ленинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований.
В соответствии с п.2 статьи 2 Федерального закона N 423-ФЗ от 08.12.2011 "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" военное имущество, указанное в п. 1 ст.2, безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
В целях исполнения положений указанного федерального закона распоряжением главы городского поселения Горки Ленинские N 27 от 18 января 2012 года была создана межведомственная комиссия по формированию Перечня военного недвижимого имущества, не имеющего значения для целей обороны, подлежащего передаче в собственность городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области и о передаче в муниципальную собственность земельного участка военного городка "Петровское" (том 1 л.д. 9).
Перечень военного недвижимого имущества (здания, сооружения), подлежащего передаче в собственность городского поселения Горки Ленинские, сформирован межведомственной комиссией, согласован командиром в/ч 52096. В перечень включены объекты недвижимого имущества, не используемые для обеспечения деятельности в области обороны страны и безопасности государства.
Администрацией руководителю Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации было направлено заявление от 16.02.2012 о принятии решения о безвозмездной передаче объектов недвижимого имущества и земельного участка, согласно прилагаемых Перечней. Указанное заявление получено Департаментом 24 февраля 2012 года.
Ответа Администрацией на свое заявление не получено.
Считая бездействие Минобороны РФ незаконным, Администрация городского поселения Горки Ленинские обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.10.2012 г. N 3091 в собственность городского поселения Горки Ленинские переданы 41 жилой дом, 3 детских сада и школа, расположенные на территории военного городка N 12, по адресу: Московская область, Ленинский район, п/о Петровское.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации письмом от 07.12.2012 г. N 312/2/9031 разъяснил, что в соответствии с решением командующего войсками Западного военного округа, утвержденным Министром обороны Российской Федерации, военный городок N 12 (Московская область, Ленинский район, п/о Петровское) планируется использовать в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
Однако, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
В соответствии с частью 3 этой же статьи в случае, если с заявлением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 названного Федерального закона, обратились высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) либо глава поселения или глава городского округа, на территориях которых расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество, предусмотренные частью 1 названной статьи органы обязаны принять в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность или об отказе в такой передаче.
Как следует из материалов дела, Администрация обратилась с заявлением 16.02.2012, указанное обращение было получено 24.02.2012, соответственно решение по спорному вопросу подлежало принятию не позднее 24.04.2012.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны (утверждено Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации") Министерство обороны Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с пунктом 52 Положения о Министерстве обороны (утверждено Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации") Министерство обороны организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах.
В соответствии с пунктом 71 Положения о Министерстве обороны (утверждено Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации") Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с пунктом 81 Положения о Министерстве обороны (утверждено Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации") Министерство обороны реализует высвобождаемые из наличия Вооруженных Сил вооружение и военную технику, запасные части и комплектующие изделия к ним, а также боеприпасы и другое имущество в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Соответственно, полномочиями по разрешению вопроса о передаче военного недвижимого имущества (здания, сооружения) в собственность городского поселения наделено Министерство обороны РФ.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что в установленный 2-х месячный срок решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества либо об отказе в передаче имущества в муниципальную собственность заинтересованным лицом принято не было.
Приказ о передаче части объектов подготовлен 01.10.2012, а ответ об отказе в передаче имущества был подготовлен 07.12.2012.
Таким образом, со стороны Министерства обороны Российской Федерации имело место незаконное бездействие, выразившееся в не совершении действий и непринятии решения, предусмотренного Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ, по обращению органа местного самоуправления.
Указанная правовая позиция так же содержится в Постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.02.2014 по делу N А41-8338/13, от 10.09.2013 по делу N А40-138615/12-79-1433, от 28.01.2013 по делу N А40-40656/12-11-392.
Исходя из изложенного, требования Администрации в части признания бездействия Министерства обороны РФ подлежат удовлетворению.
Однако, остальные требования Администрации удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Относительно требования Администрации от обязании Министерства обороны Российской Федерации принять решение о безвозмездной передаче в собственность городского поселения Горки Ленинское объектов недвижимого имущества апелляционный суд отмечает, что в соответствии с Приказом N 39091 от 01.10.2012 в собственность Администрации передано имущество, поименованное в приложении к данному приказу. Указанный перечень так же соответствует приложенному к заявлению Администрации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.06.2013 по делу N А41-7982/13, оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 и Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.02.2014 приказ 39091 от 01.10.2012 признан соответствующим закону и не нарушающим права Администрации.
Таким образом, обязанность Министерства обороны по принятию решения о передаче в собственность испрашиваемого имущества (отказа в передаче) им выполнена.
Относительно требований Администрации о принятии Министерством обороны решения о разделе земельного участка в границах военного городка N 12 Петровское с кадастровым номером 50:21:070106:0125 и согласовании границ земельных участков апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
Иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество, а, следовательно, такие дела рассматриваются по правилам искового производства.
Указанная правовая позиция содержится так же в Постановлениях ФАС Московского округа от 10.01.2014 по делу N А40-23289/13-148-177, от 25.07.2013 по делу N А41-6426/11.
Соответственно заявителем избран ненадлежащий способ защиты в части указанных требований.
Кроме того, в материалы дела сторонами представлены свидетельства о регистрации права собственности ряда физических лиц на жилые помещения в жилых домах, подлежащих передаче Администрации. Следовательно, вопрос раздела земельного участка и определения границ должен рассматриваться с учетом данных обстоятельств с привлечением к участию в деле соответствующих лиц.
Апелляционный суд полагает, что с учетом указанных обстоятельств, настоящий спор в части указанных требований подлежит рассмотрению в рамках искового производства. Данный же спор рассматривается в порядке главы 24 АПК РФ.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает обжалуемое решение подлежащим отмене, а заявленные требования подлежащими удовлетворению в части признания незаконным бездействия Министерства обороны РФ, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества или об отказе в такой передаче.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2013 года по делу N А41-20946/13 отменить. Требования Администрации городского поселения Горки Ленинские удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества или об отказе в такой передаче.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20946/2013
Истец: Администрация городского поселения Горки Ленинские
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство обороны РФ