г. Самара |
|
17 апреля 2014 г. |
А65-18164/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 октября 2013 года по делу N А65-18164/2013 (судья Воробьев Р.М.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой" (ИНН 1659000692, ОГРН 1021602825860), г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецкаучукремстрой" (далее - общество, ООО "Спецкаучукремстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.06.2013 N 6509.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Казань (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным. Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Спецкаучукремстрой" путем перерасчета его налоговых обязательств по земельному налогу за 2012 год.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на то, что для целей исчисления земельного налога должна применяться кадастровая стоимость земельного участка на 01 января года, следующего за годом, в котором были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости. Учитывая, что изменения в кадастр недвижимости в отношении спорного земельного участка внесены в 2012 году, Инспекция полагает, что измененную кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2013 года.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 отменено, принят новый судебный акт. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Спецкаучукремстрой" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани от 20.06.2013 N 6509 полностью отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 по делу N А65-18164/2013 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд. Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду необходимо предложить сторонам представить расчет земельного налога, суду определить сумму земельного налога, подлежащего уплате обществом в рассматриваемый период.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 дело принято к рассмотрению после отмены постановления апелляционного суда судом вышестоящей инстанции, назначено судебное заседание на 14 апреля 2014 на 09 часов 20 минут. Указанным определением у лиц, участвующих в деле, апелляционным судом запрошен расчет земельного налога с учетом Постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014, а также письменные пояснения к расчету.
В материалы дела от общества поступило сопроводительное письмо с приложением расчета, выполненного открытым акционерным обществом "Спецкаучукремстрой". Также в сопроводительном письме общество указало, что поддерживает доводы отзыва на апелляционную жалобу налогового органа, имеющегося в материалах дела.
Также в материалы дела поступили письменные пояснения по делу от налогового органа, в которых налоговый орган представил расчет земельного налога с учетом Постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014.
Кроме того, в материалы дела поступило ходатайство третьего лица о рассмотрении дела без участия своего представителя. Также Управление Росреестра по Республике Татарстан в ходатайстве сообщило, что оставляет решение на усмотрение суда.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, а также дополнительные доказательства, представленные сторонами при новом рассмотрении дела, суд апелляционной инстанции полагает, что принятый по делу судом первой инстанции судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером 16:50:310102:11, общей площадью 13 450 кв.м., расположенный по адресу: РТ, г.Казань, в районе станции Химическая, с кадастровым номером 16:50:310102:15, общей площадью 6 910кв.м., расположенный по адресу: РТ, г.Казань, в районе станции Химическая, с кадастровым номером 16:50:310102:20, общей площадью 81 кв.м., расположенный по адресу: РТ, г.Казань, в районе станции Химическая, с кадастровым номером 16:50:310102:22, общей площадью 8 584 кв.м., расположенный по адресу: РТ, г.Казань, в районе станции Химическая (т.1 л.д. 40-43).
28 января 2013 г. заявителем в налоговый орган была представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 319 168 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РТ от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012. В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
Поскольку согласно данным, полученным налоговым органом от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии" по РТ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:11 по состоянию на 1 января 2012 года составила 119 161 351 руб., 16:50:310102:15 по состоянию на 1 января 2012 года составила 59 805 912 руб., 16:50:310102:20 по состоянию на 1 января 2012 года составила 702 672 руб., 16:50:310102:22 по состоянию на 1 января 2012 года составила 73 978 200 руб. налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ N 1102 от 24.12.2010, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 20.05.2013 N 22774.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности N 6509 от 20.06.2013, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 1 228 081 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением от 01.08.2013 N 2.14-0-18/016872@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено. В решении вышестоящего налогового органа указано, что установленная решением суда рыночная стоимость земельного участка должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде, то есть с 01.01.2013.
Считая, что решение ответчика нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд в рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из рыночной стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102, а должен был руководствоваться вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу NА65-16604/2012 распространив его действие на налоговый период 2012 года.
Выводы суда первой инстанции признаны судом кассационной инстанции в постановлении от 04.03.2014 года по настоящему делу ошибочными и указано, что судом не было принято во внимание следующее.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:11 в размере 24 035 122 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:15 в размере 12 547 175 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:20, в размере 152 754 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:22, в размере 15 587 540 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-16604/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 внесена в кадастр 22.10.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:310102:11, 16:50:310102:15, 16:50:310102:20, 16:50:310102:22, принадлежащих обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 22.10.2012. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Учитывая, позицию, изложенную в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 года может быть применена с начала налогового периода 2012 года, основан на неправильном применении норм материального права. Также по изложенным выше основаниям не может быть принята во внимание и позиция налогового органа, изложенная в апелляционной жалобе, что для целей исчисления земельного налога должна применяться кадастровая стоимость земельного участка на 01 января года, следующего за годом, в котором были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости и в данном случае, измененную кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2013 года.
Судом апелляционной инстанции определением от 19.03.2014 во исполнение указаний суда кассационной инстанции предложено сторонам представить расчет земельного налога за 2012 г., с учетом постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по настоящему делу.
В материалы дела от общества поступило сопроводительное письмо с приложением расчета, заявителем с учетом постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014. Также в сопроводительном письме общество указало, что поддерживает доводы отзыва на апелляционную жалобу налогового органа, имеющегося в материалах дела.
Также в материалы дела поступили письменные пояснения по делу от налогового органа, в которых налоговый орган представил расчет земельного налога с учетом внесений сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости - 22.10.2012, отметив при этом, положения п.7. ст.396 НК РФ и указав, что методика расчета земельного налога по календарным дням в налоговом законодательстве отсутствует.
Проверив указанные расчеты, суд апелляционной инстанции признает верным расчет налогоплательщика, поскольку при расчете земельного налога обществом правильно применены положения п.7 ст.396 НК РФ.
Согласно п.7 ст.396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Согласно расчету налогоплательщика сумма земельного налога за 2012 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:310102:11 составляет 630173 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 16:50:310102:15 составляет 316769 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 16:50:310102:20 составляет 3727 руб. руб.; по земельному участку с кадастровым номером 16:50:310102:22 составляет 391903 руб..
Согласно представленного расчета земельного налога за 2012 год (с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорных земельных участков с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости), сумма земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, с учетом позиции, изложенной выше, по названным земельным участкам составляет 1342573 руб.
Из материалов дела и оспариваемого решения Инспекции следует, что сумма, исчисленная налогоплательщиком по земельному налогу по названным земельным участкам составляет 319168 рублей. Разница составляет 1 023 405 рубля и подлежит уплате налогоплательщиком.
С учетом изложенного, оспариваемое решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 6509 от 20.06.2013 в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 1 023 405 рубля, не соответствует требованиям законодательства и подлежит признанию недействительным.
В остальной части заявления Общества необходимо отказать.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое решение суда и частично удовлетворяет заявленные обществом требования.
В постановлении от 04.03.2014 по настоящему делу суд кассационной инстанции указал на необходимость распределения судебных расходов по кассационной жалобе.
Расходы по уплате обществом государственной пошлины при подаче заявления в суд первой инстанции в размере 2000 рублей, а также при подаче кассационной жалобы в размере 1000 рублей подлежат взысканию с налогового органа в пользу заявителя в полном объеме с учетом позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 13.11.2008 N 7959/08 по делу N А46-6118/2007.
Излишне уплаченная по платежному поручению N 1565 от 26.12.2013 государственная пошлина в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей подлежит возвращению открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" из федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 октября 2013 года по делу N А65-18164/2013 отменить, принять новый судебный акт.
Заявление открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 6509 от 20.06.2013 об отказе в привлечении налогоплательщика открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 1 023 405 рубля 00 копеек.
В остальной части заявления открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой" отказать.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани в пользу открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой" (ИНН 1659000692, ОГРН 1021602825860), г. Казань, 3 000 (Три тысячи) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" (ИНН 1659000692, ОГРН 1021602825860), г. Казань, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 1565 от 26.12.2013 государственную пошлину в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18164/2013
Истец: ОАО "Спецкаучукремстрой", г. Казань
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
Третье лицо: Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4460/14
04.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2966/13
13.12.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20514/13
02.10.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18164/13