г. Самара |
|
18 апреля 2014 г. |
Дело N А55-24322/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.04.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014 по делу N А55-24322/2013 (судья Матюхина Т.М.), принятое по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фератова Антона Анатольевича (ИНН 631919830887, ОГРН 311631927000030), г.Самара, к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г.Самара,
об оспаривании действий,
в судебном заседании приняли участие:
Штрак К.А. - представитель главы КФХ Фератова А.А. (доверенность от 01.03.2014),
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области - Скапцов А.А. (доверенность от 07.04.2014 N 2-16/08-48) и Гришина Н.В. (доверенность от 07.04.2014 N 2-16/08-50),
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Фератов Антон Анатольевич обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица - заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области С.Ю. Ершова, выразившихся в принятии решения об отказе в предоставлении субсидии в связи с недостаточностью средств, и об обязании Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы КФХ Фератова А.А. путем принятия решения о предоставлении ему субсидии в размере 1676000 руб. (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014 по делу N А55-24322/2013 требования главы КФХ Фератова А.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - Министерство) просило отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об отказе главе КФХ Фератову А.А. в удовлетворении заявленных требований. По мнению Министерства, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным.
Глава КФХ Фератов А.А. представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просил оставить указанное судебное решение без изменения.
В судебном заседании представители Министерства поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель главы КФХ Фератова А.А. апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в письменных возражениях на жалобу.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, письменных возражениях на жалобу, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Довод Министерства об отсутствии в рассматриваемом случае уважительных причин для восстановления трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ для подачи в суд первой инстанции заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Суд первой инстанции, исследовав причины пропуска главой КФХ Фератовым А.А. указанного срока, обоснованно восстановил этот срок. При этом судом первой инстанции учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 18.11.2004 N 367-О.
Как видно из материалов дела, глава КФХ Фератов А.А. 18.12.2012 обратился в Министерство с заявлением на предоставление в 2012 году субсидии в соответствии с Порядком предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на производство рапса, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 70 (далее - Порядок предоставления субсидий).
Письмом от 10.01.2013 N МСХ 2-6-5/23 заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области С.Ю. Ершов проинформировал главу КФХ Фератова А.А. об отказе в предоставлении субсидии по причине недостаточности лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий.
Удовлетворяя заявленные главой КФХ Фератовым А.А. требования, суд первой инстанции не учел следующее.
Постановления Правительства Самарской области от 29.12.2012 N 841 срок действия Порядка предоставления субсидий был ограничен 31.12.2012.
Материалами дела подтверждается, что на 2013 - 2014 годы бюджетные ассигнования в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на производство рапса не предусмотрены и соответствующие субсидии с 2013 года не предоставлялись; в настоящее время бюджетный источник для предоставления субсидии на указанные цели отсутствует.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по принятию и (или) исполнению бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.
В соответствии с Законом Самарской области от 05.12.2011 N 127-ГД "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", Областной целевой программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009 - 2014 годы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 N 375, (данная Программа утратила силу 01.01.2013), соглашениями между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Самарской области в областном бюджете на 2012 год на предоставление субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на производство рапса было предусмотрено всего 531060 руб., из них 195000 руб. - средства областного бюджета, 336060 руб. - средства, поступившие из федерального бюджета.
Кассовое исполнение по результатам 2012 года составило 530984 руб. (остаток средств областного бюджета - 76 руб., средства федерального бюджета - 40 руб.) в связи с предоставлением субсидий заявителям, обратившимся в Министерство ранее главы КФХ Фератова А.А., что подтверждается реестрами платежных поручений.
Согласно пункту 8 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственные товаропроизводители в 2012 году в целях получения субсидии имели право представить в Министерство документы до 25.12.2012.
При этом, согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидий, предоставление субсидий осуществлялось Министерством в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утверждаемых ему в установленном порядке. Кроме того, Порядком предоставления субсидий было предусмотрено не пропорциональное (на всех обратившихся заявителей) предоставления субсидий, а предоставление субсидий в порядке поступления заявлений.
Пунктом 9 Порядка предоставления субсидий было предусмотрено, что Министерство в целях предоставления субсидии осуществляет: регистрацию заявления о предоставлении субсидий в порядке их поступления в специальном журнале (копия такого журнала имеется в материалах дела); рассмотрение документов, предусмотренных пунктом 8 Порядка предоставления субсидий, и принятие решения о предоставлении получателю субсидии или отказе в ее предоставлении в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении субсидии.
Пунктом Порядка предоставления субсидий также предусмотрено, что одним из оснований для отказа в предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии является недостаточность лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утверждаемых в установленной порядке Министерству.
Поскольку, как уже указано, лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий было недостаточно, Министерство, действуя в соответствии с Порядком предоставления субсидий, направило главе КФХ Фератову А.А. письмо от 10.01.2013 N МСХ 2-6-5/23 об отказе в предоставлении субсидии.
Таким образом, оспариваемые действия (бездействие) Министерства не противоречат закону и иным нормативным правовым актам.
Вывод суда первой инстанции о нарушении Министерством Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" материалами дела не подтверждается.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и (или) не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное судебное решение в связи с несоответствием содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункты 3, 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт об отказе главе КФХ Фератову А.А. в удовлетворении заявленных требований.
С учетом положений части 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на главу КФХ Фератова А.А. расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче заявления в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17 февраля 2014 года по делу N А55-24322/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Отказать главе крестьянского (фермерского) хозяйства Фератову Антону Анатольевичу в удовлетворении заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24322/2013
Истец: ИП Фератов А. А. Глава КФХ
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Самарской области
Третье лицо: Управление Федерального Казначейства по Самарской области