город Ростов-на-Дону |
|
18 апреля 2014 г. |
дело N А32-35474/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ванина В.В.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от Администрации муниципального образования город Краснодар: представитель не явился, извещена
от МО город Краснодар в лице Администрации муниципального образования город Краснодар: представитель не явился, извещено
от МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление": Кугатов В.А., паспорт, по доверенности от 16.09.2013 г.
от Управления транспорта администрации муниципального образования город Краснодар: представитель не явился, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2013 по делу N А32-35474/2013
по иску муниципального унитарного предприятия "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление"
к ответчикам Администрации муниципального образования город Краснодар; Муниципальному образованию город Краснодар в лице Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьего лица Управления транспорта администрации муниципального образования город Краснодар
о взыскании 211 990 651, 51 руб.
принятое судьей Поздняковым А.Г.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации муниципального образования город Краснодар, Муниципальному образованию город Краснодар в лице Администрации муниципального образования город Краснодар при участии третьего лица Управления транспорта администрации муниципального образования город Краснодар о взыскании 211 990 651, 51 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края с муниципального образования город Краснодар в лице Администрации города Краснодар за счет средств казны муниципального образования город Краснодар в пользу муниципального унитарного предприятия "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" взыскано 211 990 651, 51 руб. убытков, 200 000 руб. судебных расходов по уплате госпошлины. В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования город Краснодар отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, в иске отказать. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Администрация муниципального образования город Краснодар не является главным распорядителем средств. Муниципальное образование город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель истца в судебном заседании указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, в удовлетворении которой просил отказать, оставив решение суда без изменения.
Ответчики и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" муниципального образования город Краснодар имеет право на получение субсидий по перевозке учащейся молодежи, пригородным проездным билетам, пригородным платным перевозкам, тарифной разнице по электротранспорту, городскому и пригородному автобусу в соответствии с Постановлениями главы муниципального образования город Краснодар N 1589 от 14.05.2009 г. "Об утверждении порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки на территории муниципального образования город Краснодар, в связи с предоставлением льгот, указанных в пункте 2 решения городской Думы Краснодара от 29.01.2009 г. N 52 П. 4", N 2829 от 11.08.2009 г. "Об утверждении порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими перевозки граждан в автомобильном транспорте на муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар, на условиях предоставления меры социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 21.05.2009 N 56 П. 7 "Об установлении на территории муниципального образования город Краснодар меры социальной поддержки по оплате проезда жителям муниципального образования город Краснодар", N 3006 от 28.08.2009 г. "Об утверждении порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими перевозки граждан в автомобильном транспорте на муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар, на условиях предоставления дополнительной меры социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 21.05.2009 N 56 П.8 "Об установлении на территории муниципального образования город Краснодар дополнительной меры социальной поддержке по оплате проезда жителям муниципального образования город Краснодар", N 7315 от 06.10.2011 г. "Об утверждении порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и одного места багажа на муниципальных маршрутах и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар по тарифам, установленным муниципальными правовыми актами муниципального образования город Краснодар, ниже экономически обоснованных тарифов на указанные услуги".
Утвержденная документация (письма о предоставлении субсидий, сводные реестры билетно-учетных листов в разрезе видов транспорта, отчеты о совершенных поездках пассажиров с использованием транспортных карт, отчетные данные о фактическом количестве перевезенных пассажиров трамваем, троллейбусом, автобусом, формы федерального статистического наблюдения N 65-ЭТР "Сведения о работе метрополитенов, трамвайного и троллейбусного транспорта" и N 1 автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта" за период с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г.) в полном объеме предоставлялись в Управление транспорта администрации муниципального образования город Краснодар для возмещения недополученных доходов.
В адрес главы муниципального образования город Краснодар было направлено письмо (вх. N 01/12008 от 03.09.2013) с просьбой о погашении задолженности, которое осталось без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По искам о взыскании убытков доказыванию подлежат наличие убытков, их размер, противоправное поведение ответчика и причинная связь между этими обстоятельствами.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 16, 1069 ГК РФ).
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со статьей 9 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" органы местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае в пределах своей компетенции организовывают транспортное обслуживание населения в пределах муниципального образования в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также компенсируют убытки перевозчикам, обслуживающим муниципальные городские, муниципальные пригородные и муниципальные междугородные маршруты, образующиеся от работы по тарифам, установленным ниже себестоимости перевозки пассажиров, а также от работы на маршрутах, функционирование которых и количество выполняемых рейсов (время работы) обусловлено социальной необходимостью, в соответствии с договорами на осуществление регулярных пассажирских перевозок, заключенными органом местного самоуправления.
Из приведенных правовых норм следует, что при организации пассажирских перевозок на пригородных маршрутах, обусловленных социальной необходимостью орган местного самоуправления обязан компенсировать экономически обоснованные затраты организации, предоставляющей такие услуги.
Факт оказания истцом услуг подтвержден материалами дела и администрацией не оспаривается.
В соответствии с Постановлением от 14 мая 2009 г. N 1589 "Об утверждении порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки на территории муниципального образования город Краснодар, в связи с предоставлением льгот указанных в пункте 2 решения Городской Думы Краснодара от 29.01.2009N 52 П.4" за спорный период истец осуществил перевозку: учащейся молодежи за период с 01.10.2012 г. по 31.12.2012 - 3 668 353, 92 руб., пригородным проездным билетам за период 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. - 387 601 руб., пригородным платным перевозкам за период 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. - 3 139 343, 41 руб., межтарифной разнице по электротранспорту за период с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. -186 042 632, 32 руб., межтарифной разнице по городскому автобусу за период с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. -9 733 416, 84 руб., межтарифной разнице по пригородному автобусу за период с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 - 9 019 304, 34 руб.
Частью 2 Постановления от 14 мая 2009 г. N 1589 определено, что субсидии предоставляются перевозчикам в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в пункте 2 решения городской Думы Краснодара от 29.01.2009 N 52 п.4 "Об установлении предельных тарифов на перевозку пассажиров и одного места багажа на муниципальных трамвайных городских и троллейбусных городских маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар для муниципального унитарного предприятия "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление".
В соответствии с частью 6 Постановления от 14 мая 2009 г. N 1589 расчет размера субсидий производится управлением транспорта администрации муниципального образования город Краснодар (далее - управление) на основании сводного реестра количества поездок, совершенных студентами и учащимися очных отделений учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся учреждений начального профессионального образования, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, по билетам длительного пользования с фиксированным количеством поездок на два вида транспорта (трамвай - троллейбус).
В целях возмещения недополученных доходов в адрес ответчика были выставлены счета на погашение задолженности за недополученный доход.
В соответствии с Постановлением от 28 августа 2009 г. N 3006 "Об утверждении порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими перевозки граждан в автомобильном транспорте на муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар на условиях предоставления дополнительной меры социальной поддержки в соответствии с решением городской думы Краснодара от 21.05.2009 N 56 П.8 "Об установлении на территории муниципального образования города Краснодар дополнительной меры социальной поддержки по оплате проезда жителям муниципального образования город Краснодар" истец осуществил перевозку граждан по пригородным проездным билетам.
В целях возмещения недополученных доходов в адрес ответчика были выставлены счета на погашение задолженности за недополученный доход.
Истцом осуществлялись перевозки пассажиров в соответствии с положениями Постановления N 7315 от 06 октября 2011 года "Об утверждении порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и одного места багажа на муниципальных маршрутах и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар по тарифам, установленным муниципальными правовыми актами муниципального образования город Краснодар, ниже экономически обоснованных тарифов на указанные услуги".
Из содержания части 2 Порядка предоставления субсидий следует, что право на получение субсидий в соответствии с данным Порядком имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку пассажиров на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар по тарифам, установленным муниципальными правовыми актами муниципального образования город Краснодар (далее - получатель).
Субсидии предоставляются получателю в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и одного места багажа на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар по тарифам, установленным муниципальными правовыми актами муниципального образования город Краснодар, ниже уровня экономически обоснованных тарифов на указанные услуги. Возмещению получателю подлежат недополученные доходы, образовавшиеся с 01.08.2011 (часть 3 Порядка).
Расчет размера субсидий, согласно части 5 Порядка, осуществляется управлением транспорта администрации муниципального образования город Краснодар на основании документов, представляемых получателем до 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Истцом осуществлено оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа на муниципальных пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар, на муниципальных трамвайных и троллейбусных маршрутах регулярного сообщения МО г. Краснодар, согласно отчету о фактическом количестве перевезенных пассажиров.
Согласно расчету истца убытки, понесенные от перевозки учащейся молодежи, перевозки граждан по пригородным проездным билетам, перевозки пассажиров и багажа на муниципальных пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар, на муниципальных трамвайных и троллейбусных маршрутах регулярного сообщения МО г. Краснодар, в общем размере составили 211 990 651, 51 руб.
Произведенный истцом расчет выпадающих доходов основан на следующих показателях: общее количество поездок, тариф на перевозку пассажиров и одного места багажа, установленный решением городской думы г.Краснодар, стоимость реализации билетов длительного пользования с фиксированным количеством поездок, количество поездок в месяц по билету длительного пользования с фиксированным количеством поездок, средняя дальность поездки 1 пассажира, пассажирооборот по конкретному муниципальному пригородному маршруту регулярного сообщения, сумма субсидий подлежащих перечислению получателю.
Выпадающие доходы от перевозки одного пассажира представляют собой разницу между нормативно-расчетной ценой и фактической стоимостью льготного/платного проезда, которая определена путем деления денежных средств, полученных от реализации ЛПД на количество реализованных ЛПД, по данным отчетов группы реализации билетной продукции о полученных доходах от продажи услуг по перевозки пассажиров и одного места багажа за отчетный период.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, задолженность по возмещению недополученных доходов, связанных с осуществлением пассажирских перевозок на территории муниципального образования город Краснодар составляет 211 990 651, 51 руб.
Ответчики, управление не оспаривают фактический объем и размер заявленных убытков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Поскольку доказательства возмещения убытков размере 211 990 651, 51 руб., равно как и доказательства прекращения указанной обязанности иным предусмотренным законом способом представлены не были, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца в части взыскания с муниципального образования город Краснодар в лице Администрации города Краснодар за счет средств казны муниципального образования город Краснодар в пользу истца указанной суммы.
В качестве доводов апелляционной жалобы Администрация муниципального образования город Краснодар ссылается на то, что муниципальное образование город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар является ненадлежащим ответчиком по данному делу, а администрация не является главным распорядителем средств.
Данные доводы подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Исходя из положений подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация или субъект РФ в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
В пункте 19 данного постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131 -ФЗ) органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления Краснодарской городской Думой введены льготы по провозной плате для студентов и учащихся.
Таким образом, право льготного проезда для указанной категории граждан является гарантией, носящей компенсационный характер.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления по вопросам местного значения, исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
При таких обстоятельствах, меры социальной поддержки, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами муниципального образования.
Из анализа правовой базы муниципального образования город Краснодар не усматривается, что в спорный период принимались нормативные правовые акты о порядке компенсации, установлении механизма компенсации убытков от перевозки льготной категории пассажиров (выпадающих доходов), связанных с введением на территории г. Краснодар льготных проездных документов.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку в силу вышеизложенного рассматриваемая льгота является расходным обязательством муниципалитета, расходы по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта должны быть возмещены перевозчику в полном объеме за счет казны муниципального образования.
При таких обстоятельствах оснований для изменения либо отмены решения Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2013 по делу N А32-35474/2013 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2013 по делу N А32-35474/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.В. Ванин |
Судьи |
Б.Т. Чотчаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35474/2013
Истец: МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: Муниципальное образование город Краснодар
Третье лицо: Управление транспорта администрации муниципального образования город Краснодар