г. Москва |
|
02 июня 2014 г. |
Дело N А40-5294/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2014 по делу N А40-5294/2014, принятое судьей Головачевой Ю.Л., (119-59)
по заявлению Конкурсного агентства Калининградской области (236007, г. Калининград, ул. Дм. Донского, 1)
к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России)
третьи лица: 1) ГКУ Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства", 2) ОАО "Единая электронная торговая площадка, 3) ОАО "ГлобалЭлектроСервис"
о признании недействительным решение и предписание от 20.12.2013 N П-963/13
при участии:
от заявителя: |
Корнилов А.А., по дов. от 15.01.2014 N 35-01-01/44-ДМ |
от ответчика: |
Горбачева А.А., по дов. от27.11.2013 N ИА/47485/13 |
от третьего лица: |
1-2) не явились, извещены; 3)Болтнев Д.В.. по дов. от 05.02.2014 N 3362-К/02/14 |
УСТАНОВИЛ:
Конкурсное агентство Калининградской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее-ответчик) о признании недействительными решения и предписания от 20.12.213 по делу N П-963/13.
Решением суда от 24.03.2014 заявленные требования - удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Заявитель и третье лицо - ОАО "ГлобалЭлектроСервис" возражали против изложенных в жалобе доводов, представили отзывы на жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третьи лица - ГКУ Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства"; ОАО "Единая электронная торговая площадка, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматриватся из материалов дела, Конкурсным агентством на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0135200000513001339 (далее - аукцион) по выбору генерального подрядчика на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Стадион Чемпионата мира ФИФА в г. Калининграде" 1 этап. Инженерная подготовка участка 22 га 1-ой очереди освоения о. Октябрьский".
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: 26.11.2013.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе: 28.11.2013.
Дата проведения аукциона: 02.12.2013.
До окончания подачи заявок на участие в аукционе была поданы три заявки.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе, поданных участниками аукциона, принявших участие в аукционе. аукционная комиссия приняла решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об аукционе, следующей заявки на участие в аукционе: ООО "Балтийская строительная компания", в связи с непредставлением документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Закона 94-ФЗ, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона 94-ФЗ, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа.
Федеральная антимонопольная служба России, рассмотрев поступившую информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в действиях Государственного казенного учреждения Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства" (далее - Заказчик), Агентства, при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта по выбору генерального подрядчика на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Стадион Чемпионата мира ФИФА в г. Калининграде" 1 этап. Инженерная подготовка участка 22 га первой очереди освоения о. Октябрьский" (номер извещения 0135200000513001339), приняла решение по делу N П-963/13 от 20.12.2013 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов, в соответствии с которым аукционная комиссия Конкурсного агентства Калининградской области признана нарушившей часть 7 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
На основании Решения ФАС выдано предписание по делу N П-963/13 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов (далее - Предписание).
Согласно части 2 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.11 Закона N 94-ФЗ. Для принятия указанного решения аукционная комиссия также рассматривает содержащиеся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку на участие в открытом аукционе.
Рассмотрев вторые части заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям документации об аукционе и Закону N 94-ФЗ), аукционная комиссия Конкурсного агентства приняла решение о соответствии следующих заявок участников требованиям, установленным документацией об аукционе: ОАО "ГлобалЭлектроСервис", ООО "НПО "Мостовик".
Вторая часть заявки ООО "Балтийская строительная компания" была признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в связи с непредставлением документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона N 94-ФЗ, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа.
Согласно части 6 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона N 94-ФЗ о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 15 раздела 2 "Информационная карта" документации об аукционе в электронной форме: вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать (часть 3 подпункт 3) документы, подтверждающие выполнение участником размещения заказа за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ (объекты капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным), в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 07.06.2011 N 273, стоимость которых составляет не менее чем 20 % начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится данный аукцион.
Такими документами являются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство.
В составе второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме участником ООО "Балтийская строительная компания" представлена копия акта приемки законченного строительством объекта от 06.08.2013.
Уполномоченный орган - Агентство 05.12.2013 получило письмо Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России от 05.12.2013 N 5/7883, в соответствии с которым:
"В результате проведенных УЭБиПК УМВД России по Калининградской области мероприятий по выявлению, пресечению и предупреждению экономических преступлений коррупционной направленности был установлен факт предоставления ООО "Балтийская строительная компания" акта приемки законченного строительства объекта "Реконструкция гидротехнических сооружений и зоны отдыха вокруг озера Верхнее в Калининграде" о 06.08.2013 (формы КС-11) на сумму 1078653584, 56 рублей в составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме по выбору генерального подрядчика на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Стадион Чемпионата мира ФИФА в г. Калининграде" 1 этап. Инженерная подготовка участка 22 га 1-ой очереди освоения о. Октябрьский", содержащего недостоверные сведения в п. 12, 13.
Факт предоставления ООО "Балтийская строительная компания" недостоверных сведений был установлен в результате проведенных УЭБиПК УМВД России по Калининградской области мероприятий по выявлению, пресечению и предупреждению экономических преступлений коррупционной направленности в соответствии с положениями Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"
Копия письма УЭБиПК УМВД России от 05.12.2013 N 5/7883, содержащего информацию о представлении ООО "Балтийская строительная компания" недостоверных сведений в акте приемки законченного строительством объекта от 06.08.2013, была представлена на заседание комиссии ФАС России.
Данные обстоятельства не отражены в Решении ФАС, а также сделаны неверные выводы о том, что на заседание комиссии не представлены документы, подтверждающие недостоверность сведений в документах, приложенных участником размещения заказа ООО "Балтийская строительная компания" во второй части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 94-ФЗ в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 31.4, частью 2 статьи 35 или частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.
Аукционная комиссия Агентства приняла обоснованное и законное решение о признании второй части заявки участника размещения заказа ООО "Балтийская строительная компания" на участие в аукционе несоответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе. Указанное решение аукционной комиссии со ссылкой на нормы закона и на письмо УЭБиПК УМВД России от 05.12.2013 N 5/7883 отражено в протоколе подведения итогов аукциона от 06.12.2013 N0135200000513001339-2.
Довод ФАС России о том, что участник соответствует требованиям действующего законодательства отклоняется судом апелляционной инстанции, так как в соответствии с ч. 6 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ различает следующие основания для признания заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе:
"1) непредставление документов, определенных частью 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами К 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.
2) несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона".
Заявка ООО "Балтийская строительная компания" на участие в аукционе была признана несоответствующей требованиям документации об аукционе не по пункту 2 (несоответствие участника установленным требованиям), а по пункту 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ (предоставление недостоверных сведений в составе заявки).
При этом Закон N 94-ФЗ не устанавливает наличия каких-либо последствий предоставления в составе заявки недостоверных сведений для принятия решения о несоответствии требованиям документации об аукционе такой заявки. Вместе с тем, в силу требований части 4 статьи 12 и ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ, аукционная комиссия обязана признать несоответствующей требованиям документации об аукционе заявку на участие в аукционе, содержащую недостоверные сведения.
Кроме того, в соответствии с действовавшим на момент принятия Решения и выдачи Предписания (как и в настоящее время) законодательством и подзаконными актами Российской Федерации ФАС России не наделена полномочиями по установлению достоверности или недостоверности актов приемки объектов капитального строительства. Запросов в УЭБиПК УМВД России антимонопольный орган также не направлял.
На основании указанного Решения ФАС России выдано Предписание.
В соответствии с пунктом 1 Предписания Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии необходимо отменить Протокол подведения итогов аукциона от 06.12.2013 N 0135200000513001339-2 (далее - Протокол) и назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе. При этом дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протокола.
По пункту 2 предписания Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 предписания уведомить участников размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе ООО "Балтийская Строительная Компания", об отмене Протокола, о новой дате рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам размещения заказа, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
Согласно пункту 3 предписания Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам размещения заказа, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 предписания.
По пункту 4 предписания аукционной комиссии рассмотреть вторые части заявок, поданных участниками размещения заказа, в том числе ООО "Балтийская Строительная Компания", в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения от 20.12.2013 по делу N П-963/13.
По пункту 5 предписания Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения от 20.12.2013 по делу N П-963/13.
При этом государственный контракт на выполнение работ по объекту "Стадион Чемпионата мира ФИФА в г. Калининграде" 1 этап. Инженерная подготовка участка 22 га 1-ой очереди освоения о. Октябрьский был заключен 20.12.2013 и находится на стадии исполнения.
Отмена протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, составленного в ходе размещения данного заказа, приведет к затягиванию, как процесса размещения заказа, так и выполнения работ в целом, а также приведет к срыву Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года и Целевой программы Калининградской области "Областная инвестиционная программа на 2009-2014 годы".
Кроме того, невыполнение объемов работ, запланированных в 2013 году и перенос их на следующий период, приведет к увеличению начальной (максимальной) цены контракта.
Выполнение работ по объекту "Стадион Чемпионата мира ФИФА в г. Калининграде" 1 этап. Инженерная подготовка участка 22 га 1-ой очереди освоения о. Октябрьский" является важным и социально значимым событием для Калининградской области. Затягивание выполнения работ негативно скажется на интересах и авторитете Калининградской области в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира ФИФА в г. Калининграде.
Конкурсное агентство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере организации и проведения аукционов, конкурсов в целях эффективного использования бюджетных средств и обеспечения максимальных поступлений в областной бюджет. Данное решение ФАС России влияет на исполнение Конкурсным агентством своих полномочий по принятию решений о допуске участников размещения заказа к участию в открытом аукционе в электронной форме в целях снижения начальной (максимальной) цены контракта для экономии средств бюджета.
Незаконные действия ФАС России нарушают единый действующий правопорядок при отборе участников аукциона, единообразие применения закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных нужд, в том числе и авторитет Конкурсного агентства, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Конкурсного агентства в виду принятия ФАС России Решения и Предписания, несоответствующих законодательству Российской Федерации, и как следствие подлежащих признанию их недействительными.
Таким образом, вывод ФАС России, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что Решение и Предписание не содержат каких-либо распоряжений и предписаний в отношении Агентства, не предполагают совершение Заявителем каких-либо действий, не нарушают прав и законных интересов Агентства не соответствует материалам дела.
Заключение же контракта заказчиком не отменяет обязанности заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии и оператора электронной площадки исполнить требования обязательного для них Предписания, а лишь затрудняет его исполнение. Законодательство не содержит возможности неисполнения предписания ФАС России по аукциону, если контракт по его итогам уже заключен заказчиком.
Арбитражным судом г. Москвы полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2014 по делу N А40-5294/14, основаны на доказательствах, имеющихся в деле, и полностью соответствуют всем обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.03.2014 по делу N А40-5294/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5294/2014