город Ростов-на-Дону |
|
17 апреля 2014 г. |
дело N А32-35051/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Маршрут-Сервис": директор Крамаренко С.А., паспорт, представитель Лыгин В.В., паспорт, по доверенности от 29.07.2013,
от Департамента: Марченко С.Н., удостоверение, по доверенности от 30.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маршрут-Сервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2014 по делу N А32-35051/2013, принятое судьей Бутченко Ю.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маршрут-Сервис"
к Департаменту транспорта Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Маршрут-Сервис" (далее - ООО "Маршрут-Сервис") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту транспорта Краснодарского края (далее - Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2013 N 3509 о привлечении ООО "Маршрут-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 27.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Маршрут-Сервис" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что у Департамента отсутствовали основания для проведения проверки. Также в жалобе указано, что перевозка осуществлялась по утвержденному маршруту.
Представитель ООО "Маршрут-Сервис" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей Департамента и общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 07.08.2013 на основании плана-задания начальника отдела контроля за исполнением законодательства на транспорте Департамента транспорта Краснодарского края от 07.08.2013, на основании утвержденного вр.и.о. руководителя Департамента транспорта Краснодарского края графика выездов сотрудников отдела контроля за исполнением законодательства на транспорте в муниципальные образования края, в соответствии со ст.ст. 4.8, 8 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае", в рамках реализации распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009 N 614-р "О мерах по выявлению лиц, незаконно осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом" сотрудниками Департамента транспорта Краснодарского края совместно с сотрудниками ОБ ДПС (г. Краснодар) ГУ МВД по Краснодарскому краю проведены мероприятия линейного контроля и контроля за соблюдением перевозчиками условий заключенных с департаментом договоров на право осуществления регулярных пассажирских перевозок.
В ходе указанных контрольных мероприятий 07.08.2013 в период времени с 07.40 по 08.15 на пересечении улиц Захарова и Индустриальной г. Краснодара установлено, что ООО "Маршрут-Сервис" автобусами "2227WO" госномер Р 853 ОМ 01 под управлением водителя Тлехас А.А., "Богдан-А 20111" госномер С335 КК 01 под управлением водителя Фисакова С.Е., "L4H2M2C-A" госномер А 524 СУ 01 под управлением водителя Оглы М.Я., осуществляло регулярную пассажирскую перевозку по неутвержденному в установленном порядке для перевозчика маршруту "Мега Адыгея -Краснодар (мкр Гидростроителей)", не имея согласованной и внесенной в общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации технологической документации, необходимой для осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту.
В связи с выявленными нарушениями в отношении водителей автотранспортных средств составлены протоколы об административном правонарушении. Отобраны объяснения у водителей и у пассажиров.
В ходе проверки производилась фотосъемка, составлена фототаблица.
По результатам проверки начальником отдела контроля за исполнением законодательства на транспорте Департамента транспорта Краснодарского края в отношении ООО Маршрут-Сервис" составлен протокол об административном правонарушении от 04.09.2013 N 003509 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.4 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием директора ООО "Маршрут-Сервис" Крамаренко С.А.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении временно исполняющим обязанности руководителя Департамента транспорта Краснодарского края вынесено постановление от 02.10.2013 N 3509 о привлечении ООО "Маршрут-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал директор ООО "Маршрут-Сервис" Крамаренко С.А., что подтверждено протоколом рассмотрения дела об административном правонарушении от 02.10.2013. Согласно протоколу директору общества были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ (л.д. 69 том 1).
Общество извещено о времени и месте рассмотрения дела путем вручения 25.09.2013 сотруднику общества определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 71 том 1).
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" самовольное изменение пути следования на утвержденном маршруте или нарушение расписания движения на маршруте регулярного сообщения либо осуществление регулярных пассажирских перевозок и туристско-экскурсионных перевозок по неутвержденному в установленном порядке для перевозчика маршруту (маршрутному графику) -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере сорока тысяч рублей, на должностных лиц - тридцати тысяч рублей, на водителя - тысячи пятисот рублей.
Правовые, экономические, технологические и технические основы организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае установлены Законом Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае".
В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" маршрутная сеть Краснодарского края состоит из муниципальных междугородных и межмуниципальных пригородных, межмуниципальных междугородных маршрутов регулярного сообщения, а также маршрутов между субъектами Российской Федерации, проходящих по территории Краснодарского края.
Целями Закона N 193-КЗ являются, в частности, установление требований, предъявляемых к юридическим и физическим лицам, осуществляющим пассажирские перевозки, и ответственности за их нарушение, а также прав и обязанностей пассажиров, пользующихся услугами пассажирского транспорта.
В соответствии со статьей 2 Закона N 193-КЗ его действие распространяется, в том числе, на юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, выполняющих на территории края регулярные пассажирские перевозки.
Маршрутом между субъектами является маршрут регулярного сообщения, пролегающий в границах территории двух и более субъектов Российской Федерации. В свою очередь, маршрут регулярного сообщения - это маршрут, предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (статья 3 Закона N 193-кз).
Частью 2 статьи 4.2 Закона N 193-КЗ закреплено, что организация маршрутов регулярного сообщения между субъектами Российской Федерации (открытие, закрытие, изменение) осуществляется в порядке, предусмотренным федеральным законодательством.
Частью 9 статьи 4.2 Закона N 193-КЗ установлено, что маршрут регулярного сообщения считается открытым с момента его регистрации в соответствующем реестре маршрутов регулярного сообщения.
Приказом Минтранса России от 14.08.2003 N 178 утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 Порядка от 14.08.2003 N 178 установлено, что работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза и их организаций.
Открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
После получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться открываемый маршрут (п. 9 Порядка).
Отправление (прибытие) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации производится с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также с мест, специально отведенных для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соответствующим образом оборудованных (п. 12 Порядка).
Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (п. 16 Порядка).
Материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что в нарушение приведенных положений законодательства обществом "Маршрут-Сервис" допущено осуществление регулярной перевозки пассажиров по неутвержденному в установленном порядке для перевозчика маршруту "Мега Адыгея - Краснодар (мкр Гидростроителей)".
Таким образом, наличие в действиях ООО "Маршрут-Сервис" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях", является доказанным.
ООО "Маршрут-Сервис", будучи перевозчиком, осуществляющим оказание услуг по перевозке пассажиров на маршруте регулярного сообщения, не утвержденном в установленном порядке, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Имея возможность для соблюдения установленного запрета на осуществление пассажирских перевозок по неутвержденным маршрутам, ООО "Маршрут-Сервис" не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.
В материалы дела представлен паспорт автобусного маршрута N 177 "Яблоновский-Краснодар-Адыгейск", утвержденный министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Адыгея и согласованный начальником отдела организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом департамента по транспорту и связи Краснодарского края, внесенный в реестр Минтрансом России 17.04.2009 N 0115177.
Вместе с тем, материалами дела, в том числе служебными записками должностных лиц, участвовавших при проведении проверки, объяснениями водителей и пассажиров, фототаблицей подтверждается, что перевозки осуществлялись обществом "Маршрут-Сервис" по иному маршруту, а именно: "Мега Адыгея - Краснодар (мкр Гидростроителей)".
Обществом в материалы дела не представлено доказательств утверждения указанного маршрута в установленном порядке.
При этом на автобусах был указано номер маршрута "177", соответствующий утвержденному маршруту "Яблоновский-Краснодар-Адыгейск". Указанные маршруты отличаются отправными, конечными и промежуточными пунктами, а также протяженностью маршрута.
Обществом в материалы дела представлен паспорт автобусного маршрута "Мега Адыгея - Краснодар (мкр Гидростроителей)", утвержденный министром строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Адыгея, однако не согласованный с руководителем департамента по транспорту Краснодарского края.
Письмом от 29.07.2013 N 012-13 общество обратилось в Департамент транспорта с целью согласования после внесения изменений технологической документации по автобусному маршруту между субъектами РФ N 177 "Мега Адыгея - Краснодар(мкр Гидростроителей)".
Департаментом отказано в согласовании указанной технической документации письмом от 22.08.2013 N 60-4959/13-05.01-11.
Доказательств получения утвержденной документации, необходимой для осуществления пассажирских перевозок по маршруту "Мега Адыгея - Краснодар (мкр Гидростроителей)" в материалы дела не представлено.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено. Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности признается судом апелляционной инстанции правильным.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что у Департамента отсутствовали основания для проведения проверки.
В силу ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Как указано, допущенные обществом "Маршрут-Сервис" нарушения были выявлены в ходе мероприятий линейного контроля и контроля за соблюдением перевозчиками условий заключенных с департаментом договоров на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, проводимых на основании плана-задания начальника отдела контроля за исполнением законодательства на транспорте Департамента транспорта Краснодарского края от 07.08.2013, на основании утвержденного вр.и.о. руководителя Департамента транспорта Краснодарского края графика выездов сотрудников отдела контроля за исполнением законодательства на транспорте в муниципальные образования края, в соответствии со ст.ст. 4.8, 8 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае", в рамках реализации распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009 N 614-р "О мерах по выявлению лиц, незаконно осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом" сотрудниками Департамента транспорта Краснодарского края совместно с сотрудниками ОБ ДПС (г. Краснодар) ГУ МВД по Краснодарскому краю.
Департаментом транспорта также были соблюдены процессуальные права и гарантии привлекаемого к ответственности лица при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Судом не установлено в действиях Департамента нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих незаконность и отмену оспариваемого постановления.
Апелляционной инстанцией также не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Административное правонарушение, совершённое обществом, посягает на установленный и охраняемый порядок правоотношений в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа.
Совершенное обществом правонарушение в виде оказания услуг по перевозке пассажиров по неутвержденному маршруту регулярного сообщения посягает на право пользующихся его услугами пассажиров получить качественные условия перевозки, в том числе в части обеспечения ее безопасности.
Осуществление перевозок по неутвержденному маршруту влечет ненадлежащий контроль за осуществляемыми перевозками со стороны органов государственной власти, а потому является потенциально опасным для потребителей данных услуг.
Таким образом, судом не установлены основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности с учетом пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и важности охраняемых отношений (жизнь и здоровье пассажиров).
С учетом изложенного, постановление Департамента транспорта Краснодарского края от 02.10.2013 N 3509 о привлечении ООО "Маршрут-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 40 000 рублей является законным.
Основания для отмены решения суда от 27.01.2014 и удовлетворения жалобы общества судом апелляционной инстанции не установлены.
Государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная при обращении с апелляционной жалобой, подлежит возврату ООО "Маршрут-Сервис" из федерального бюджета на основании ст.ст. 333.40 НК РФ, поскольку в силу ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 января 2014 года по делу А32-35051/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Маршрут-Сервис" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35051/2013
Истец: ООО "Маршрут-Сервис", Представитель ООО Маршрут Сервис Лыгин В. В.
Ответчик: Департамент транспорта Краснодарского края
Третье лицо: Департамент транспорта Краснодарского края