Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2011 г. N 15АП-12257/11
город Ростов-на-Дону |
дело N А32-13732/2011 |
01 декабря 2011 года |
15АП-12257/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.А. Сулименко, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому
краю и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.09.2011 по делу N А32-13732/2011,
принятое судьей Погореловым И.А.
по заявлению закрытого акционерного общества "Агрофирма "Солнечная"
к Управлению Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Агрофирма "Солнечная" (далее - ЗАО "АФ "Солнечная") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 30.03.2011 N 14-69-362ЭВ-01 о привлечении ЗАО "АФ "Солнечная" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда от 05.09.2011 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что у общества отсутствует установленная законом обязанность предоставлять соответствующую информацию о состоянии окружающей среды, в том числе об отходах.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росприроднадзора обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что общество "АФ "Солнечная" значится в списке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденному Приказом МПР N403 от 14.09.2010. Обществом 12.01.2011 была представлена отчетность по форме 2-ТП (отходы) в Федеральное государственное статистическое наблюдение. Общество было извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В судебное заседание не явились представители ЗАО "Агрофирма "Солнечная" и Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 09.03.2011 старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении З АО "Агрофирма "Солнечная" составлен протокол об административном правонарушении от 09.03.2011 N 07-54-11ЭВ-1 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ.
В протоколе указано, что в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея поступила информация (письмо ФБК "ЦЛАТИ оп ЮФО" N107/1.1-17 от 04.02.2011) "О проведении статотчетной компании". В перечне предприятий, не представивших отчеты значится ЗАО "Агрофирма "Солнечная", чем нарушены ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Протокол составлен в отсутствие законного представителя ЗАО "АФ "Солнечная", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 21.02.2011 сотруднику общества извещения (л.д. 64 том 1).
По результатам рассмотрения материалов дела, старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено постановление от 30.03.2011 N 14-69-362ЭВ-01 о привлечении ЗАО "АФ "Солнечная" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановление вынесено в отсутствие представителя ЗАО "АФ "Солнечная", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 23.03.2011 сотруднику общества извещения (л.д. 55 том 1).
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.
При этом, указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
Под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных; несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц (органов).
Как следует из протокола об административном правонарушении, уведомления от 15.02.11 N 0101/07/999 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также оспариваемого постановления следует, что обществу "АФ "Солнечная" вменяется нарушение, выразившееся в непредставлении по результатам статотчетной компании отчета 2-ТП (отходы) за 2010 год.
Данное нарушение административный орган расценил как непредставление сведений об отходах производства и потребления и источниках негативного воздействия на окружающую среду в нарушение требований ст. 69 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.
В силу "Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", утвержденного Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты негативного воздействия), осуществляется управлениями по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональными управлениями по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
При государственном учете объектов негативного воздействия формируется реестр объектов негативного воздействия.
Пунктом 5 Порядка ведения учета объекты негативного воздействия подлежат государственному учету по месту нахождения каждого стационарного объекта и по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта.
В апелляционной жалобе Управления указано, что общество "АФ "Солнечная" содержится в списке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденному Приказом МПР N403 от 14.09.2010.
Судом установлено, что ЗАО "АФ "Солнечная" указан в п. 74 Приказа МПР N403 от 14.09.2010 в качестве объекта хозяйственной деятельности по территории Краснодарского края, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Вместе с тем, из приведенных выше положений ст. 69 Закона об охране окружающей среды, а также Порядка ведения учета объектов от 24.11.2005 N 867 не следует обязанности лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в своей деятельности, представлять ежегодно либо в иной период какую-либо отчетность, непредставление которой образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
В силу Порядка от 24.11.2005 N 867 факт включения общества в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, также не связан с обязанностью представления отчетности, непредставление которой образует состав административного правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ.
Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении к административной ответственности не указаны конкретные нормы права, в том числе статьи Закона об охране окружающей среды, которые устанавливают обязанность по представлению отчетности, формы такой отчетности, сроки ее представления, за неисполнение которой Управление привлекает общество к административной ответственности.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Таким образом, обязанность по представлению отчетности возложена только на лиц, осуществляющих деятельности в области обращения с отходами.
Статьей 1 Закона об отходах и потребления определены следующие понятия:
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению,
использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях
предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью
транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Соответственно, к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами.
Обоснование тому, что ЗАО "Агрофирма Солнечная" осуществляет один из приведенных видов деятельности, относимых Законом об отходах производства и потребления к деятельности по обращению с отходами, в силу чего общество должно представлять соответствующую отчетность, непредставление которой образует событие правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ, в протоколе и постановлении по рассматриваемому административному делу не приведено.
В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора указывает, что обществом 12.01.2011 была представлена отчетность по форме 2-ТП (отходы) в Федеральное государственное статистическое наблюдение.
Вместе с тем, из содержащегося в деле отчета форма N2-ТП (отходы), представленного ЗАО "АФ "Солнечная" в Федеральной государственное статистическое наблюдение также не следует, что общество осуществляет деятельности по обращению с отходами в смысле Закона об отходах производства и потребления.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности не содержится указания на событие административного правонарушения, Управление Росприроднадзора не указало конкретные действия общества, которые квалифицируются как правонарушение, в том числе не указано какую именно деятельность по обращению с отходами осуществляет ЗАО "Агрофирма "Солнечная".
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, в действиях ЗАО "АФ "Солнечная" не установлен и не доказан, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, постановление Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 30.03.2011 N 14-69-362ЭВ-01 о привлечении ЗАО "АФ "Солнечная" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене.
Основания для отмены решения суда от 05.09.2011 судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 сентября 2011 года по делу NА32-13732/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13732/2011
Заявитель: ЗАО "Агрофирма "Солнечная"
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея