г.Москва |
|
18 апреля 2014 г. |
Дело N А40-146870/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Захарова С.Л., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Кальщиковой А.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Фирма "НИК'С"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.01.2014
по делу N А40-146870/13, принятое судьей Семушкиной В.Н. (152-1348),
по заявлению ООО фирма "НИК'С" (ОГРН 1025006037143; г.Москва - г.Троицк, Октябрьский проспект, д.15А)
к Департаменту торговли и услуг города Москвы
о признании недействительным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Бряев Н.Ф. на осн. Приказа N 18 от 30.06.2011, |
от ответчика: |
Попова О.Ю. по дов. от 19.09.2013, |
УСТАНОВИЛ:
ООО фирма "НИК'С" (далее также - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Департамента торговли и услуг города Москвы N 23-01-20-998-ПЛ/Р от 10.10.2013 в предоставлении Обществу государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" и об обязании Департамента торговли и услуг города Москвы устранить допущенные нарушения прав заявителя, продлив на три года лицензию серии ДТУ Регистрационный номер N 002546, код ВВ5, ДТ N 004155 от 15.10.2012 на розничную продажу алкогольной продукции, для потребления не на месте покупки.
Решением от 22.01.2014, принятым по настоящему делу, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, мотивировав свои выводы соответствием оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства и отсутствием нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом суд пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт расположения объекта лицензирования в зоне запретов и ограничений, принимая во внимание, что расстояние от входа для посетителей магазина ООО фирма "НИК'С" до входа в детского клуба "Т-Клуб" для детей от 1 до 14 лет, составляет 77,1 м.
Не согласившись с данным решением суда, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. Считает, что из представленных в материалы дела доказательств явствует, что ООО "Т-Клуб" не является детской организацией, поскольку оказывает свои услуги по коду ОКВЭД 93.04 (физкультурно-оздоровительная деятельность), которые не связаны с деятельностью по дошкольному и начальному общему образованию, в связи с чем полагает оспариваемый отказ ответчика незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 28.08.2013 ООО фирма "НИК'С" обратилось в Департамент торговли и услуг г.Москвы с заявлением о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на объект лицензирования "магазин", расположенный по адресу: 142190, г.Москва, Троицк, Октябрьский пр-т, д.14 А (вх. N 998-ПЛ от 28.08.2013).
В соответствии с п.3 ст.23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" должностными лицами Департамента была проведена проверка объекта лицензирования соискателя лицензии.
По результатам проверки составлен акт от 05.09.2013 N 998-ПЛ, в котором зафиксировано, что объект лицензирования расположен в зоне запретов и ограничений, поскольку расстояние от входа для посетителей магазина ООО фирма "НИК'С" до входа в детский клуб "Т-Клуб" для детей от 1 до 14 лет, в котором осуществляют деятельность секции: бокс, кикбоксинг, смешанные единоборства, студия современного танца, художественная гимнастика по маршруту 1 составляет 71,4 метров, по маршруту 2 составляет 77,1 метров.
10.10.2013 Департаментом принято решение N 23-01-20-1998-ПЛ/Р которым Обществу отказано в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по основаниям несоответствия заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями ст.ст.2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (п.2 ст.16 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"; (п.п.6 п.9, п.17 ст.19 Федерального закона N 171-ФЗ; п.2.21.2 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 21.02.2012 N 59-ПП "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции"), а именно: нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных п.2 ст.16 Федерального закона N 171-ФЗ; ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Постановления Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП "О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции".
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого отказа Департамента.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В силу ст.18 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии с п.17 ст.19 названного Закона лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
При этом в силу п.п.6 п.9 ст.19 Закона основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
Пунктом 5 статьи 16 Закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции установлены Приложением 2 к Постановлению Правительства Москвы N 1069-ПП от 28.12.2005 "О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции".
Пунктами 9, 9.2 указанного Приложения определено, что на территории поселений Московский, Киевский, Кокошкино, городских округов Троицк, Щербинка запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 100 метров от детских, образовательных, медицинских организаций.
При этом в соответствии с п.10 Приложения расстояния, установленные пунктами 9.1 и 9.2, измеряются по тротуарам, пешеходным дорожкам и пешеходным переходам от входных дверей для посетителей предприятий розничной торговли или общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до входных дверей для посетителей предприятий, перечисленных в пунктах 9.1 и 9.2, либо входа на их территорию (при ее наличии). Измерение расстояний осуществляется по кратчайшему маршруту движения пешехода.
Согласно Федеральному закону N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Статьей 1 указанного Федерального закона N 124-ФЗ установлено, что ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).
Социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В настоящем случае, исходя из анализа имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что организация "Т-Клуб" относится к учреждениям дополнительного развития детей.
Данное обстоятельство следует из представленных ответчиком акта проверки и фотоматериалов, из которых следует, что в "Т-Клуб" проводятся занятия с детьми в возрасте от 1 года до 14 лет по специально разработанным программам в соответствии с расписанием, имеющемся как непосредственно в самом клубе (л.д.43), так и на официальном сайте Клуба.
При этом, как следует из представленных документов, помимо спортивных занятий, проводимых для разных возрастных категорий детей (бокс, кикбоксинг, смешанные единоборства, художественная гимнастика), детский клуб проводит образовательные занятия с детьми (программы "Творчество - малышам", "Умный малыш", "Английский - детям", "Музыкальная палитра", "Логопед" и т.д.).
Тот факт, что ООО "Т-Клуб" осуществляет физкультурно-оздоровительную деятельность по коду 93.04 ОКВЭД, как на то указывает заявитель жалобы, не опровергает вывод Департамента об осуществлении данной организацией занятий с детьми в возрасте от 1 года до 14 лет.
При этом нормы законодательства, регулирующего деятельность по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, прямо не определяют понятия "детская организация".
Апелляционный суд считает, что по смыслу вышеприведенных норм, законодатель устанавливает запрет нахождения объектов розничной продажи алкогольной продукции вблизи организаций, регулярно посещаемых детьми и специализирующихся на работе с ними (детские поликлиники, школы, детские сады, детские театры, спортивные и творческие клубы, и т.п.).
В настоящем случае представленные в материалы дела доказательства однозначно свидетельствуют о том, что ООО "Т-Клуб" является детской организацией, принимая во внимание проводимую данной организацией вышеназванную работу с детьми.
Как правильно указал суд, актом проверки от 05.09.2013, фотоматериалами, планом-схемой замера подтверждается, что расстояние от входа для посетителей магазина ООО фирма "НИК'С" до входа в детский клуб "Т-Клуб" по маршруту 1 составляет 71,4 метров, по маршруту 2 составляет 77,1 метров, что является нарушением п.9.2 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы N 1069-ПП, согласно которому данное расстояние не должно быть менее 100 метров.
Судом обоснованно принято во внимание, что расстояние до детского клуба ООО "Т-Клуб" заявителем не оспорено, при том, что при проведении проверки присутствовал генеральный директор заявителя и возражений к акту проверки им представлено не было.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что реализация алкогольной продукции в непосредственной близости от детского учреждения, реализующего программы по работе с детьми и подростками, противоречит действующему законодательству и принципам соблюдения прав ребенка в Российской Федерации, в связи с чем оспариваемый отказ Департамента в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.01.2014 по делу N А40-146870/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146870/2013
Истец: ООО фирма "НИК С", ООО фирма "НИК'С"
Ответчик: Департамент торговли и услуг города Москвы