г. Красноярск |
|
21 апреля 2014 г. |
Дело N А33-15870/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от заявителя (Правительства Красноярского края): Шегина М.А., представителя по доверенности от 04.05.2012 N 3-04883,
от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Жуковой Т.Э., представителя по доверенности от 09.01 2014 N 10,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" января 2014 года по делу N А33-15870/2013, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
Правительство Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965) (далее - антимонопольный орган, Красноярское УФАС России) о признании недействительным решения от 10.07.2013 по делу N 1-15-13 (дело N А33-15870/2013).
Общество с ограниченной ответственностью "Красноярская региональная энергетическая компания" (ИНН 2466118202, ОГРН 1042402949434) (далее - ООО "КРЭК") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Красноярского УФАС России от 10.07.2013 по делу N 1-15-13 (дело N А33-17923/2013).
Определением Арбитражного суда Красноярского края 20 ноября 2013 года дела N N А33-15870/2013 и А33-17923/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения в рамках дела N А33-15870/2013.
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное предприятие Красноярского края "Центр транспортной логистики" (ИНН 2466083888, ОГРН 1022402650050) (далее - ГПКК "ЦТЛ", ГПКК "Центр транспортной логистики").
Определением от 22.01.2014 производство по делу N А33-15870/2013 в части требования ООО "КРЭК" к Красноярскому УФАС России о признании недействительным решения от 10.07.2013 по делу N 1-15-13, прекращено.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 января 2014 года требования удовлетворены. Признано недействительным решение Красноярского УФАС России от 10.07.2013 по делу N 1-15-13.
Суд обязал антимонопольный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Правительства Красноярского края.
Не согласившись с решением арбитражного суда, антимонопольный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы антимонопольный орган указывает следующее:
- потребности Правительства Красноярского края в реализации целей долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года" утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.07.2010 N 422-п (далее- Программа) (оснащение узлами учета объектов краевой и муниципальной собственности на территории Красноярского края) являются государственными и муниципальными нуждами, следовательно, закупки товаров (работ, услуг) должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Увеличение уставного фонда ГПКК "Центр транспортной логистики" позволило отказаться от заключения контрактов на основании проведенных торгов, что ограничило конкуренцию;
- вывод суда первой инстанции о том, что антимонопольным органом не доказано, что нарушение антимонопольного законодательства допущено именно Правительством Красноярского края является необоснованным, поскольку именно выбор Правительством Красноярского края порядка финансирования Программы привел к ограничению конкуренции, и, следовательно, действия Правительством Красноярского края не соответствует требованиям антимонопольного законодательства;
- решение от 10.07.2013 по делу N 1-15-13 не нарушает права и законные интересы Правительства Красноярского края.
Правительство Красноярского края в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ГПКК "Центр транспортной логистики", уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ГПКК "Центр транспортной логистики".
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление Прокуратуры Красноярского края по вопросу оценки соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий Правительства Красноярского края по установлению формы финансирования мероприятий Программы, в виде увеличения уставного фонда ГПКК "ЦТЛ", что позволило последнему привлекать хозяйствующих субъектов для выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд без проведения торгов.
Приказом Красноярского УФАС России от 14.01.2013 N 5 возбуждено дело N 1-15-13 по признакам нарушения Правительством Красноярского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения Красноярским УФАС России представленных материалов, а также анализа полученной информации, было установлено следующее.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.07.2010 N 422-п утверждена долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года" (Программа).
Подпунктом 5 пункта 2.3.1 Программы предусмотрено увеличение уставного фонда ГПКК "ЦТЛ" на финансирование мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета и включение в план финансово-хозяйственной деятельности предприятия на очередной финансовый год мероприятий по установке узлов учета потребляемой тепловой энергии, электрической энергии, холодной воды с автоматизированной централизованной системой коммерческого учета на объектах краевой государственной и муниципальной собственности и мероприятий по установке систем автоматического регулирования систем отопления и горячего водоснабжения с автоматизированной системой контроля на объектах краевой государственной и муниципальной собственности.
Согласно пункту 2.3.8 Программы перечисление средств на увеличение уставного фонда ГПКК "ЦТЛ" на реализацию указанных выше мероприятий осуществляется агентством по управлению государственным имуществом края в объеме средств, предусмотренных на указанные цели законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год.
Законом Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5419 "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов" предусмотрено увеличение уставного фонда ГПКК "ЦТЛ" в целях реализации мероприятий по установке приборов учета на объектах краевой и муниципальной собственности, предусмотренных Программой, в 2011 году на сумму 527 246 тысяч рублей (пункт 2 статьи 33 закона).
Во исполнение указанного закона и исполнения Программы агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края внесены изменения в устав ГПКК "ЦТЛ" в части увеличения уставного фонда на сумму 527 246 тысяч рублей (приказ от 31.01.2011 N 06-92п).
В целях реализации установленных Программой мероприятий ГПКК "ЦТЛ" заключен договор подряда от 30.11.2010 N 66/10-1 с ООО "КРЭК". Согласно дополнительному соглашению от 21.11.2011 N 4 к договору от 30.11.2010 N 66/10-1 общая стоимость подлежащих выполнению работ составляет 527 246 тысяч рублей. Предметом указанного договора предусмотрено выполнение работ по установке приборов учета тепловой энергии, электрической энергии, холодной воды на объектах краевой и муниципальной собственности, по установке систем автоматического регулирования систем отопления и горячего водоснабжения на объектах краевой и муниципальной собственности.
В свою очередь ООО "КРЭК" для выполнения работ, предусмотренных по договору с ГПКК "ЦТЛ", заключило договоры подряда с обществом с ограниченной ответственностью "Краевая энергосберегающая компания": от 20.12.2011 N 433-16/11, от 29.12.2011 N 445-16/11, от 17.09.2010 N 48.
По сведениям ООО "КРЭК" работы по указанным договорам с обществом с ограниченной ответственностью "Краевая энергосберегающая компания" приняты. По договору от 30.11.2010 N 66/10-1 ООО "КРЭК" осуществляется приемка выполненных работ.
Оценив указанные обстоятельства, антимонопольный орган пришел к выводу, что действия Правительства Красноярского края по выбору порядка финансирования мероприятий Программы в виде увеличения уставного фонда ГПКК "ЦТЛ", которые позволили последнему расходовать средства уставного фонда на приобретение товаров, выполнение работ, являющихся по своему содержанию государственной нуждой, без проведения торгов, нарушают требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на ограничивающие конкуренцию действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку на момент принятия решения по делу N 1-15-13 мероприятия по реализации Программы завершены (выполнены работы по договору подряда от 30.11.2010 N66/10-1), предписание Правительству Красноярского края решено не выдавать.
Решением Красноярского УФАС России от 10.07.2013 N 1-15-13 Правительство Красноярского края признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем принятия решения об увеличении уставного фонда ГП КК "ЦТЛ" для реализации мероприятий Программы, в связи с чем расходование средств уставного фонда ГП КК "ЦТЛ" на приобретение работ, являющихся по своему содержанию государственной нуждой, было осуществлено без проведения торгов.
Полагая, что решение от 10.07.2013 по делу N 1-15-13 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, Правительство Красноярского края обратилось в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, следует, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Красноярское УФАС России является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесены возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
С учетом приведенных правовых норм антимонопольный орган вынес оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
Нарушений процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при вынесении оспариваемого решения судом апелляционной инстанции не установлено, об их наличии не заявлено.
Как следует из оспариваемого решения от 10.07.2013 по делу N 1-15-13, Правительство Красноярского края признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Следовательно, для признания действий (бездействия) государственных органов нарушающими антимонопольное законодательство (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) необходимо доказать, что данные действия (бездействие) этих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и они не основаны на конкретной норме федерального закона, разрешившей данному органу осуществить действия (бездействие).
Согласно оспариваемому решению нарушение Правительством Красноярского края части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразилось в принятия решения об увеличении уставного фонда ГП КК "ЦТЛ" для реализации мероприятий Программы, в связи с чем расходование средств уставного фонда ГП КК "ЦТЛ" на приобретение работ, являющихся по своему содержанию государственной нуждой, было осуществлено без проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции считает, что антимонопольным органом не доказано нарушение Правительством Красноярского края части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Красноярского края от 29.07.2010 N 422-п утверждена долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года.
Пунктом 2.1.1 Программы установлено, что целью программы является создание экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Подпунктом 5 пункта 2.3.1 Программы предусмотрено увеличение уставного фонда ГПКК "ЦТЛ" на финансирование мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета и включение в план финансово-хозяйственной деятельности предприятия на очередной финансовый год мероприятий по установке узлов учета потребляемой тепловой энергии, электрической энергии, холодной воды с автоматизированной централизованной системой коммерческого учета на объектах краевой государственной и муниципальной собственности и мероприятий по установке систем автоматического регулирования систем отопления и горячего водоснабжения с автоматизированной системой контроля на объектах краевой государственной и муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 65 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 1 статьи 26.11 Закона N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации может находиться, в том числе имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3-1 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 статьи 26.11 Закона N 184-ФЗ в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу изложенных норм права Постановление Правительства Красноярского края от 29.07.2010 N 422-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае" на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года", определяющее одной из форм финансирования мероприятий программы увеличение уставного фонда ГПКК "ЦТЛ", принято Правительством Красноярского края в рамках реализации возложенных на него законом властных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ).
В силу статьи 8 Федерального закона N 161-ФЗ, статьи 26.11 Закона N 184-ФЗ органы исполнительной власти края для осуществления полномочий в пределах своей компетенции вправе учреждать государственные предприятия на праве хозяйственного ведения.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 12 Федерального закона N 161-ФЗ уставным фондом государственного предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд государственного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Как следует из пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ, решение об увеличении уставного фонда государственного унитарного предприятия может быть принято собственником его имущества.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени собственника субъекта Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти.
В соответствии с уставом ГПКК "Центр транспортной логистики" от имени Красноярского края права собственника имущества предприятия осуществляют Агентство по управлению государственным имуществом края и Министерство транспорта и связи Красноярского края.
Пунктом 2 статьи 33 Закона Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5419 "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов" установлено, что агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края направляет в установленном порядке в пределах предусмотренных средств краевого бюджета бюджетные инвестиции в уставные фонды государственному предприятию Красноярского края "Центр транспортной логистики" в целях реализации мероприятий по установке приборов учета на объектах краевой и муниципальной собственности, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае" на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29 июля 2010 года N 422-п, в 2011 году в сумме 527246,0 тыс. рублей.
Подпунктом 3 пункта 2.3.2 Программы предусмотрено, что главными распорядителями бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программы, являются: агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края в части финансовых средств, направляемых:
а) на увеличение уставного фонда Государственного предприятия на реализацию мероприятий по:
установке узлов учета потребляемой тепловой энергии, электрической энергии, холодной воды с автоматизированной централизованной системой коммерческого учета на объектах краевой государственной и муниципальной собственности;
установке систем автоматического регулирования систем отопления и горячего водоснабжения с автоматизированной системой контроля на объектах краевой государственной и муниципальной собственности.
Таким образом, исходя из норм гражданского законодательства, положений устава ГПКК "Центр транспортной логистики", принятие Правительством Красноярского края правового акта не влечет автоматическое увеличение уставного фонда государственного предприятия, и, следовательно, Правительство не является органом, непосредственно осуществившим увеличение уставного фонда указанного юридического лица.
Кроме того, нормами федерального и краевого законодательства не предусматривается какой-либо отбор предприятий на предоставление им бюджетных ассигнований в форме бюджетных инвестиций в основные средства государственных предприятий (на увеличение уставного фонда).
Учитывая изложенное, в силу действующего законодательства собственник государственного предприятия имеет право направлять средства бюджета на увеличение уставного фонда созданного им государственного предприятия без проведения конкурсных процедур, что не может быть расценено как нарушение антимонопольного законодательства.
Следовательно, принятие Правительством Красноярского края Программы в части увеличения уставного фонда государственного предприятия в целях реализации возложенных на правительство властных полномочий по решению вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации и проведения мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, не может свидетельствовать об ограничении конкуренции на товарном рынке.
Доводы антимонопольного органа о том, что потребности Правительства Красноярского края в реализации целей Программы (оснащение узлами учета объектов краевой и муниципальной собственности на территории Красноярского края) являются государственными и муниципальными нуждами, следовательно, закупки товаров (работ, услуг) должны осуществляться в соответствии с Законом о размещении заказов, что увеличение уставного фонда ГПКК "Центр транспортной логистики" позволило отказаться от заключения контрактов на основании проведенных торгов, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно статье 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений (часть 1).
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений (часть 2).
Суд апелляционной инстанции считает, что увеличение уставного капитала государственного предприятия не подпадает под понятие муниципальной нужды, установленного в Законе о размещении заказов.
Принимая спорную Программу, определяющую одну из форм финансирования мероприятий программы увеличение уставного фонда ГПКК "ЦТЛ", Правительство Красноярского края реализовало возложенные на него властные полномочия по решению вопросов повышения энергетической эффективности.
В целях реализации установленных Программой мероприятий ГПКК "ЦТЛ" заключен договор подряда от 30.11.2010 N 66/10-1 с ООО "КРЭК". Согласно дополнительному соглашению от 21.11.2011 N 4 к договору от 30.11.2010 N 66/10-1 общая стоимость подлежащих выполнению работ составляет 527 246 тысяч рублей. Предметом указанного договора предусмотрено выполнение работ по установке приборов учета тепловой энергии, электрической энергии, холодной воды на объектах краевой и муниципальной собственности, по установке систем автоматического регулирования систем отопления и горячего водоснабжения на объектах краевой и муниципальной собственности.
В свою очередь ООО "КРЭК" для выполнения работ, предусмотренных по договору с ГПКК "ЦТЛ", заключило договоры подряда с обществом с ограниченной ответственностью "Краевая энергосберегающая компания": от 20.12.2011 N 433-16/11, от 29.12.2011 N 445-16/11, от 17.09.2010 N 48.
По сведениям ООО "КРЭК" работы по указанным договорам с обществом с ограниченной ответственностью "Краевая энергосберегающая компания" приняты. По договору от 30.11.2010 N 66/10-1 ООО "КРЭК" осуществляется приемка выполненных работ.
Таким образом, после утверждения в соответствии с предоставленными законом полномочиями Программы, вопросы, связанные с выполнением работ по установке приборов учета тепловой энергии, электрической энергии, холодной воды на объектах краевой и муниципальной собственности, по установке систем автоматического регулирования систем отопления и горячего водоснабжения на объектах краевой и муниципальной собственности, Правительством Красноярского края не рассматривались, соответствующее решения не принималось. Дальнейшие действия ГПКК "ЦТЛ" по заключению договора подряда у конкретного хозяйствующего субъекта (ООО "КРЭК"), не подтверждают выводы антимонопольного органа о нарушении Правительством Красноярского края антимонопольного законодательства (части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Доказательств, подтверждающих, что именно Правительство Красноярского края осуществляло реализацию (исполнение) Программы, в материалы дела не представлено.
Принятие нормативного акта (Программы) уполномоченным органом (Правительством Красноярского края) в рамках установленных законом полномочий и исполнение (реализация) данного нормативного акта являются самостоятельными юридическими фактами, каждый из которых подлежит доказыванию в рамках конкретного спора. При отсутствии доказательств исполнения (реализации) нормативного акта конкретным субъектом права (Правительством красноярского края), основания для вывода о нарушении последним требований антимонопольного законодательства связи с чем расходование средств уставного фонда ГПКК "ЦТЛ" на приобретение работ, являющихся по своему содержанию государственной нуждой, было осуществлено без проведения торгов, отсутствует.
С учетом изложенного, доводы антимонопольного органа о том, что нарушение допущено Правительством Красноярского края, поскольку именно выбор Правительством Красноярского края порядка финансирования Программы привел к ограничению конкуренции, и, следовательно, действия Правительства Красноярского края не соответствует требованиям антимонопольного законодательства, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что антимонопольный орган не доказал нарушение Правительством Красноярского края части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольный орган в апелляционной жалобе ссылается не недоказанность Правительством Красноярского края того обстоятельства, что решение от 10.07.2013 по делу N 1-15-13 нарушает его права и законные интересы.
Вместе с тем Правительство Красноярского края указывает, что решение затрагивает его права как собственника ГПКК "ЦТЛ" на увеличение капитала предприятия, препятствует реализации предоставленных законом полномочий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными доводами ГПКК "ЦТЛ".
При таких обстоятельствах, решение антимонопольного органа от 10.07.2013 по делу N 1-15-13 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Правительства Красноярского края, следовательно, обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации антимонопольный орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" января 2014 года по делу N А33-15870/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15870/2013
Истец: Правительство Красноярского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: ООО "КРЭК", Центр транспортной логистики