город Воронеж |
|
16 апреля 2014 г. |
Дело N А14-12129/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В. А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2014 по делу N А14-12129/2013 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бережливая аптека" (ОГРН 1113668030255) о признании незаконным решения управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже от 24.07.2013 N 046 032 13 РК 0005007,
при участии в судебном заседании:
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Савиной Э.В., главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 09.01.2014 01-36/4,
от общества с ограниченной ответственностью "Бережливая аптека" - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бережливая аптека" (далее - общество "Бережливая аптека", общество, страхователь) обратилось в суд с заявлением к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) с требованиями о признании незаконным решения управления Пенсионного фонда от 24.07.2013 N 046 032 13 РК 0005007 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Решением арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение от 24.07.2013 N 046 032 13 РК 0005007 незаконным, взыскав с управления Пенсионного фонда судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Управление Пенсионного фонда, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2014 об удовлетворении требований общества и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, включая взыскание судебных расходов.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом ее уточнения) управление Пенсионного фонда ссылается на неверное применение судом первой инстанции нормы, предусмотренной пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Федеральный закон N 212-ФЗ), устанавливающей право на применение в 2012-2013 годах пониженного тарифа страховых взносов для аптечных организаций, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
По мнению страховщика, указанная норма предусматривает, что фармацевтической деятельностью, в связи с осуществлением которой возможно применение пониженного тарифа, должны заниматься не только сами аптечные организации, но и физические лица, которым производятся выплаты, что подразумевает обязательное наличие у этих физических лиц высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста.
Следовательно, по мнению фонда, в отношении выплат и вознаграждений в пользу работников, не соответствующих указанным требованиям, аптечная организация, уплачивающая единый налог на вмененный доход, должна применять тарифы страховых взносов, установленные статьей 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Кроме того, управление Пенсионного фонда ссылается на то, что в оспариваемом решении им были начислены пени в сумме 7,90 руб. за несвоевременную уплату сумм страховых взносов, исчисленных самим страхователем.
Поскольку факт несвоевременной уплаты исчисленных сумм страховых взносов страхователем в заявлении, поданном в арбитражный суд, не оспаривался, то оснований для признания решения от 24.07.2013 N 046 032 13 РК 0005007 незаконным в указанной части у суда, по мнению фонда, не имелось.
В судебное заседание представители общества "Бережливая аптека", извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда была проведена камеральная проверка расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за первый квартал 2013 года на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, о чем составлен акт камеральной проверки от 24.06.2013 N 04603230004320.
Проверкой установлено, что обществом "Бережливая аптека" исчислены страховые взносы за первый квартал 2013 года по всем застрахованным лицам по пониженному тарифу, а именно: на обязательное пенсионное страхование по тарифу 20 процентов, на обязательное медицинское страхование по тарифу 0 процентов. Так, по данным страхователя по строке 110 расчета РСВ-1 "Начислено страховых взносов с начала расчётного периода" исчисленная сумма страховых взносов составила 926 017,05 руб., в том числе: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть - 705 389,47 руб.; на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть - 220 627,58 руб., на обязательное медицинское страхование - 0 руб.
22.05.2013 управлением Пенсионного фонда в адрес страхователя было выставлено требование N 046 032 13 ИД 0002094 о предоставлении документов, которым у общества были истребованы документы о высшем или среднем фармацевтическом образовании, а также сертификат специалиста на каждое застрахованное лицо, индивидуальные сведения за 1 квартал 2013 года.
По результатам проверки фонд пришел к выводу о том, что общество неправильно исчислило страховые взносы в отношении 24 застрахованных лиц вследствие необоснованного применения пониженного тарифа страховых взносов.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель управления Пенсионного фонда вынес решение от 24.07.2013 N 046 032 13 РК 0005007 о привлечении общества "Бережливая аптека" к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 11 774 руб. и по статье 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых при осуществлении контроля - в виде штрафа в сумме 9 200 руб.
Кроме того, данным решением обществу начислены пени по состоянию на 24.07.2013 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 463,63 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 163,2 руб., и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 16 582,2 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 42 294,8 руб.
Не согласившись с решением управления Пенсионного фонда от 24.07.2013 N 046 032 13 РК 0005007, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признавая названное решение незаконным, указал, что работники общества самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность. Такую деятельность, в соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ, Закон N 61-ФЗ), осуществляет аптечная организация, то есть само общество "Бережливая аптека", следовательно, им правомерно применен пониженный тариф, установленный в статье 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для аптечных организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход, в отношении выплат, производившихся им своим работникам.
Апелляционная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, исходит при этом из следующего.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (пункт 8 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено применение пониженных тарифов страховых взносов для определенных категорий плательщиков.
Согласно пункту 10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение 2012-2013 годов пониженные тарифы страховых взносов (в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации - 0 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0 процентов) установлены для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов (пункт 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Из изложенных правовых норм следует, что фармацевтическую деятельность вправе осуществлять лишь лица, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, к которым относятся и организации, то есть юридические лица (включая их обособленные структурные подразделения), и индивидуальные предприниматели.
Данный вывод следует также и из пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Закон N 323-ФЗ), содержащего понятие фармацевтической организации - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация) и приравнивающего к фармацевтическим организациям индивидуальных предпринимателей, осуществляющих фармацевтическую деятельность.
Часть 2 статьи 52 Закона N 61-ФЗ предусматривает также возможность осуществления фармацевтической деятельности физическими лицами (то есть лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя) при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами, устанавливая при этом, что названные лица должны работать в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 названной статьи, то есть в амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Пунктом 35 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ аптечная организация определяется как организация (то есть самостоятельное юридическое лицо) либо структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями названного Федерального закона.
Пунктом 14 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ определено также понятие фармацевтического работника - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 100 Закона N 323-ФЗ, действующей до 01.01.2016, право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Таким образом, применительно к фармацевтической деятельности Федеральные законы от 12.04.2010 N 61-ФЗ и от 21.11.2011 N 323-ФЗ употребляют понятия "осуществление фармацевтической деятельности" - тогда, когда речь идет о ведении данной деятельности самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и "занятие фармацевтической деятельностью" - тогда, когда речь идет о физических лицах, которые имеют право в качестве работников фармацевтической организации (фармацевтических работников) выполнять соответствующие трудовые функции, непосредственно связанные со взаимодействием с лекарственными средствами и лекарственными препаратами, в процессе осуществления фармацевтической организацией фармацевтической деятельности.
К последним, в том числе, законодатель относит и работников обособленных подразделений медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (то есть работников амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, применяя к ним в этом случае термин "осуществление фармацевтической деятельности".
Следует отметить также, что Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утвержден перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, в который, в том числе, входят хранение и перевозка лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения как самостоятельные виды хозяйственной деятельности.
Системное толкование указанных понятий в совокупности с положениями пункта 10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что пониженные ставки тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды установлена данной нормой именно для лиц, осуществляющих фармацевтическую деятельность на основании имеющейся у них лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (фармацевтических организаций), производящих выплаты работникам в связи с осуществлением того вида фармацевтической деятельности, который указан в соответствующей лицензии.
При этом по смыслу приведенных норм такая деятельность осуществляется именно самими фармацевтическими организациями, виды которых перечислены в статье 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ и пункте 12 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях), даже в том случае, если фактически эта деятельность осуществляется непосредственно физическими лицами, являющимися работниками обособленных подразделений медицинских организаций, перечисленными в части 2 статьи 52 Закона N 61-ФЗ.
Следовательно, довод фонда о том, что фармацевтическая деятельность может осуществляться отдельными работниками фармацевтической организации, соответствующими классификационным требованиям, приведенным в пункте 2 части 1 статьи 100 Закона N 323-ФЗ, неправомерен и не соответствует нормам Федеральных законов от 12.04.2010 N 61-ФЗ и от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
Представленными в материалы дела копиями лицензий на осуществление фармацевтической деятельности и приложениями к ним (л.д. 35-58) подтверждается, что общество "Бережливая аптека" имеет статус аптечной организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность.
Фондом указанное обстоятельство не оспаривается.
Также фонд не оспаривает и то обстоятельство, что обществом применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по виду деятельности розничная торговля лекарственными препаратами.
Таким образом, поскольку страхователь является аптечной организацией, действующей на основании лицензии, применяющей систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, его право на применение пониженного тарифа страховых взносов вытекает непосредственно из пункта 10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Следует также отметить, что положения пункта 10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ устанавливают пониженный тариф страховых взносов для страхователей, которым в данном случае является общество "Бережливая аптека", а не для работников, которым производятся выплаты. Именно общество осуществляет фармацевтическую деятельность и является плательщиком страховых взносов, следовательно, оно имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в осуществляемой им деятельности.
С учетом изложенного довод фонда о том, что пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный частью 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в отношении работников общества, не имеющих фармацевтического образования и сертификата специалиста, не применим, правомерно отклонен судом первой инстанции, так как материалами дела доказана обоснованность применения страхователем, осуществляющим фармацевтическую деятельность, указанного тарифа страховых взносов в отношении всех его работников.
В указанной связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у фонда не имелось оснований для доначисления обществу страховых взносов без учета его права на применение пониженного тарифа.
Статьей 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что лица, совершившие нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, под которыми названной нормой понимается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое названным Федеральным законом установлена ответственность, подлежат привлечению к ответственности, привлекаются к ответственности органами контроля за уплатой страховых взносов.
В частности, статьей 47 Федерального закона N 212-ФЗ (ее пунктом 1) предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В силу статьи 48 Федерального закона N 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных названным Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Так как материалами дела не доказан факт неполной уплаты страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для их исчисления, то у фонда отсутствовали основания для начисления обществу штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, в сумме 11 774 руб. за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Также не имелось у фонда и оснований для взыскания со страхователя штрафных санкций в сумме 9 200 руб., предусмотренных статьей 48 Федерального закона N 212-ФЗ, за непредставление фонду при проведении проверки документов, подтверждающих наличие у всех работников общества "Бережливая аптека" фармацевтического образования, так как указанные документы, при наличии у общества лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и документов, подтверждающих применение им системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не являются документами, обосновывающими право общества на применение пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного частью 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроками плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным названным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Признавая решение от 24.07.2013 N 046 032 13 РК 0005007 незаконным в части начисления пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 463,63 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 163,2 руб., суд области обоснованно исходил из того, что отсутствие у страхователя, обоснованно применяющего пониженный тариф страховых взносов, недоимки по уплате страховых взносов, исключает возможность начисления ему пеней.
Довод управления Пенсионного фонда о том, что в сумму пеней, начисленных решением от 24.07.2013 N 046 032 13 РК 0005007, им включены также пени в сумме 7,90 руб. за несвоевременную уплату сумм страховых взносов, исчисленных самим страхователем, отклоняется апелляционной коллегией на основании следующего.
В соответствии с пунктами 8, 9, 10 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в решениях, принимаемых органом контроля за уплатой страховых взносов по результатам рассмотрения материалов проверки, излагаются следующие сведения:
- (в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения) - обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности; размер выявленной недоимки и соответствующих пеней; подлежащий уплате штраф (пункт 9 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ);
- в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения - обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа; размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки; сумма соответствующих пеней (пункт 10 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, в решении, принимаемом органом контроля по результатам проверки, подлежат указанию суммы пени, начисленные на выявленную в ходе проверки недоимку по страховым взносам. При этом решение должно содержать сведения, позволяющие установить основания, по которым начислены пени, размер недоимки, на которую они начислены, период просрочки, за который начислены пени.
При наличии различных оснований для начислений пеней решение должно содержать сведения обо всех основаниях, по которым произведено начисление пеней.
В рассматриваемой ситуации в решении от 24.07.2013 N 046 032 13 РК 0005007 указано на выявление недоимки по уплате страховых взносов, образовавшейся за период с 01.01.2013 по 31.03.2013 в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в сумме 16 582, 20 руб. на обязательное пенсионное страхование и в сумме 42 294,80 руб., а также на начисление пеней по состоянию на 24.07.2013 в сумме 1 626,83, в том числе, на обязательное пенсионное страхование за период февраль 2013 года в сумме 3,96 руб., за период март 2013 года в сумме 459,64 руб., на обязательное медицинское страхование за период январь 2013 года в сумме 0,10 руб., за период февраль 2013 года в сумме 0,17 руб., за период март 2013 года в сумме 1 162,93 руб.
Сведения о несвоевременной уплате страховых взносов и о начислении пеней по указанному основанию, также как и сведения о размере несвоевременной уплаченной суммы страховых взносов и периоде просрочки в уплате пеней, в решении отсутствуют.
При таких обстоятельствах оснований полагать пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисленными правомерно у суда не имеется.
Следовательно, исходя из обстоятельств дела, судом области решение управления Пенсионного фонда от 24.07.2013 N 046 032 13 РК обоснованно признано незаконным в полном объеме как несоответствующее положениям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и нарушающее права и законные интересы страхователя - общества "Бережливая аптека".
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судом правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2014 по делу N А14-12129/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Также, исходя из незаконности решения от 24.07.2013 N 046 032 13 РК 0005007, суд обоснованно взыскал с управления Пенсионного фонда судебные расходы по уплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса.
Поскольку на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2014 по делу N А14-12129/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12129/2013
Истец: ООО "Бережливая аптека"
Ответчик: УПФ РФ ГУ в г. Воронеже