г. Саратов |
|
21 апреля 2014 г. |
Дело N А57-19084/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Средневолжские ресурсы" Жулимова И.А., действующего по доверенности от 07.11.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Средневолжские ресурсы" (440061, г. Пенза, ул.Дзержинского, д. 35, стр. 32, ОГРН 1125834000929, ИНН 5834055052)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2014 года по делу N А57-19084/2013 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Средневолжские ресурсы" (440061, г. Пенза, ул. Дзержинского, д. 35, стр. 32, ОГРН 1125834000929, ИНН 5834055052)
заинтересованные лица: финансовое управление Ртищевского муниципального района Саратовской области (412030, Саратовская область, г. Ртищево, ул.Красная, д. 6),
администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области (412031, Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, 6, ОГРН 1026401896355, ИНН 6446006530),
ликвидационная комиссия администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области (412031, Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, 6)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Средневолжские ресурсы" (далее - заявитель, ООО "Средневолжские ресурсы") с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района (далее - финансовый орган, финансовое управление Ртищевского района) по исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 27 ноября 2012 года по делу N А57-14326/2012 в установленный статьёй 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок; о признании незаконным бездействия администрации Ртищевского муниципального района (далее - администрация) по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС N 002991947, выданного 11 января 2013 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 27 ноября 2012 года по делу N А57-14326/2012 в установленный статьёй 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок; о взыскании с финансового управления Ртищевского района и с администрации в пользу заявителя судебных расходов.
В качестве восстановления нарушенного права заявитель просил обязать:
- финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Ртищевского муниципального района, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений администрации Ртищевского муниципального района, открытых в финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения администрацией Ртищевского муниципального района требований исполнительного листа АС N 002991947, выданного 11 января 2013 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 27 ноября 2012 года по делу N А57-14326/2012;
- финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района немедленно уведомить о неисполнении Администрацией муниципального образования город Ртищево исполнительного листа АС N 002991947, выданного 11 января 2013 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 27 ноября 2012 года по делу N А57-14326/2012;
- администрацию Ртищевского муниципального района немедленно выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмы финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС N 002991947, выданного 11 января 2013 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 27 ноября 2012 года по делу N А57-14326/2012.
Решением суда от 14.02.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие финансового органа по исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 27.11.2012 по делу N А57-14326/2012 в установленный статьёй 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок. В качестве восстановления нарушенного права суд обязал финансовый орган уведомить о неисполнении администрацией муниципального образования город Ртищево исполнительного листа АС N 002991947, выданного 11.01.2013 Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 27.11.2012 по делу N А57-14326/2012 в течение десяти дней со дня вступления решения по делу А57-19048/2013 в законную силу.
ООО "Средневолжские ресурсы" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Соответствующие возражения лицами, участвующими в деле, не заявлены.
Заинтересованные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 69 91790 2, N 410031 69 91791 9, N 410031 69 91792 6. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 18 марта 2014 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ООО "Средневолжские ресурсы", арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 11 января 2013 года на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Саратовской области от 27.11.2012 по делу N А57-14326/2012 (т.1 л.д.28-35), которым с администрации муниципального образования город Ртищево и в субсидиарном порядке с муниципального образования город Ртищево в лице администрации муниципального образования город Ртищево в пользу ООО Средневолжские ресурсы" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 46 181, 81 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб., выдан исполнительный лист АС N 002991947 (т.1 л.д.36-38).
11 февраля 2013 года ООО "Средневолжские ресурсы" направило в адрес финансового управления Ртищевского района заявление о направлении исполнительных документов, приложив к нему пакет документов, предусмотренный статьёй 242.1. Бюджетного кодекса РФ (т.1 л.д.40).
18 февраля 2013 года документы финансовым управлением Ртищевского района получены, что подтверждено уведомлением о вручении почтового отправления (т.1 л.д.43).
В установленный законом трёхмесячный срок администрацией требования исполнительного документа не исполнены, сумма задолженности не перечислена.
Полагая, что бездействия финансового управления Ртищевского района и администрации Ртищевского муниципального района, выразившиеся в несоблюдении процедуры обращения взыскания на денежные средства должника, незаконны, заявитель обратился в суд за защитой своих прав в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд первой инстанции, установив, что в трёхмесячный срок задолженность по исполнительному листу должником не погашена, а обязанность по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на его лицевых счетах финансовым органом не исполнена, удовлетворил заявленные требования в части признания незаконным бездействия финансового органа по исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области от 27.11.2012 по делу N А57-14326/2012 в установленный статьёй 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок. В качестве восстановления нарушенного права суд обязал финансовый орган уведомить о неисполнении администрацией муниципального образования город Ртищево исполнительного листа АС N 002991947, выданного 11.01.2013 Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 27.11.2012 по делу N А57-14326/2012 в течение десяти дней со дня вступления решения по делу А57-19048/2013 в законную силу.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Ртищевского муниципального района по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС N 002991947, выданного 11 января 2013 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 27 ноября 2012 года по делу N А57-14326/2012 суд первой инстанции отказал ввиду того, что при неоконченной процедуре ликвидации администрации муниципального образования город Ртищево на администрацию Ртищевского муниципального района не может быть возложена обязанность по исполнению требований исполнительного документа, выданного на основании решения Арбитражного суда от 27.11.2012 по делу NА57-14326/2012, по обязательствам которые не перешли на другое лицо.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов местного самоуправления, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьёй 13 Гражданского кодекса РФ.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлены нарушения закона и интересов заявителя. Финансовым органом не исполнена обязанность возложенная на него законом.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьёй 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства, порядке согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ.
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1. Бюджетного кодекса РФ.
По смыслу пунктов 5-7 статьи 242.3. Бюджетного кодекса РФ срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, не должен превышать трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования.
Абзацем первым пункта 8 указанной нормы права определено, что при неисполнении исполнительного документа в течение трёх месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов). Операции по лицевым счетам не приостанавливаются лишь при наличии обстоятельств, перечисленных в абзаце втором указанного пункта статьи 242.3. Бюджетного кодекса РФ (отсрочка, рассрочка или отложение исполнения судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, либо его отмена или приостановление исполнения).
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 14.07.2005 N 8-П, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. Как указал Конституционный Суд РФ, государство возлагает исполнение обязанностей по принудительному исполнению на различные органы, но вне зависимости от выбранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть.
Апелляционная коллегия считает, что в рассматриваемом случае финансовым органом и администрацией Ртищевского муниципального района допущено нарушение закона, поскольку предусмотренные законом действия ими не осуществлены.
Бюджетный кодекс РФ возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений. Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в таких случаях вменено в обязанность финансовому органу.
Представленный на исполнение исполнительный лист содержит требование имущественного характера о взыскании с администрации процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 46 181, 81 руб. и расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Заявление ООО "Средневолжские ресурсы" об обращении взыскания на денежные средства должника по установленной форме и с приложением необходимого пакета документов получено финансовым органом 18 февраля 2013 года и, следовательно, трёхмесячный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истёк 18 мая 2013 года.
Должник до истечения установленного законом срока сумму задолженности не перечислил, платёжные документы, подтверждающие оплату, не представил.
Неисполнение должником в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа, обязывало финансовый орган приостановить на следующий день до момента устранения нарушений осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.
Однако возложенную на него бюджетным законодательством обязанность финансовый орган не исполнил, меры принудительного взыскания задолженности с должника в виде приостановления операций по его лицевым счетам не применил и, следовательно, незаконно бездействовал.
В результате заявитель в течение длительного времени лишён возможности получить исполнение по судебному акту. Его права как взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с властью, нарушены.
Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Иных оснований для приостановления операций по счетам должника в рассматриваемом случае не требуется.
Апелляционная коллегия не согласна с выводами суда первой инстанции о том, что при неоконченной процедуре ликвидации администрации муниципального образования город Ртищево на администрацию Ртищевского муниципального района не может быть возложена обязанность по исполнению требований исполнительного документа, выданного на основании решения Арбитражного суда от 27.11.2012 по делу N А57-14326/2012, по обязательствам, которые не перешли на другое лицо. В данном случае обязанность по исполнению судебного акта и соответствующие полномочия перешли от администрации города к администрации муниципального района в силу закона и независимо от ликвидации первой.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
Решением представительного органа местная администрация поселения была упразднена, а исполнение её полномочий возложено на местную администрацию района.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд апелляционной инстанции считает, что в указанном случае адекватным способом восстановления допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Средневолжские ресурсы" является обязание Финансового управления в срок, не превышающий трёх дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу, приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Ртищевского муниципального района, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений администрации Ртищевского муниципального района, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения администрацией Ртищевского муниципального района требований, исполнительного листа АС N 002991947, выданного 11.01.2013 Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 27.11.2012 по делу А57-14326/2012; обязание администрации Ртищевского муниципального района обеспечить выделение в месячный срок лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения требований указанного исполнительного листа.
Апелляционная инстанция считает указанные меры необходимым и адекватным удовлетворённым требованиям способом восстановления нарушенных прав. В результате такого способа восстановления права будет достигнута цель обращения заявителя в суд с рассмотренным заявлением. Принятие каких-либо иных мер для восстановления нарушенного права не требуется.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части отказа в удовлетворении заявленных требований и восстановлении нарушенных прав.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.02.2014 по делу N А57-19084/2013 изменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Обязать Финансовое управление администрации Ртищевского муниципального района в срок, не превышающий трёх дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу, приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Ртищевского муниципального района, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений администрации Ртищевского муниципального района, открытых в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения администрацией Ртищевского муниципального района требований, исполнительного листа АС N 002991947, выданного 11.01.2013 Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 27.11.2012 по делу А57-14326/2012.
Признать незаконным бездействие администрации Ртищевского муниципального района по выделению лимитов бюджетных обязательством (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансовых расходов для исполнения требований исполнительного листа АС N 002991947, выданного 11.01.2013 Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 27.11.2012 по делу А57-14326/2012.
Обязать администрацию Ртищевского муниципального района обеспечить выделение в месячный срок лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа АС N 002991947, выданного 11.01.2013 Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 27.11.2012 по делу А57-14326/2012.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19084/2013
Истец: ООО "Средневолжские ресурсы"
Ответчик: Администрация Ртищевского муниципального района, Ликвидационная комиссия Администрации МО г. Ртищево, Финуправление Ртищевского муниципального района