г. Москва |
|
21 апреля 2014 г. |
Дело N А41-51382/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Келехсаевым Д.О.,
при участии в заседании:
от ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Центрального управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Перевезенков П.С. представитель по доверенности от 30 декабря 2013 года N 244,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 марта 2014 года по делу N А41-51382/13, принятое судьей Бобриневым А.А., по заявлению ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" к Центральному управлению федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании постановления в части,
УСТАНОВИЛ:
ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" (далее - интернат, ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ЦУ Ростехнадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23 сентября 2013 года N 5.3-1673пл-Пс/0503-2013 о привлечении интерната к административного наказания в части 1 в связи с отсутствием события административного правонарушения (л.д. 3-4 т. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 марта 2014 года в удовлетворении заявления ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" отказано (л.д. 156-163 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" к административной ответственности, требования пункта 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115 (далее - Правила от 24 марта 2003 года N 115), не распространяются на ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат", поскольку ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" к лечебно-профилактическим учреждениям не относится.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат", извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Представитель Центрального управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя Центрального управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, административным органом проведена плановая выездная проверка ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - котельная, per. N А02-51763-0001, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, д. Колычево, ул. Зинаиды Самсоновой д. 31, требований к эксплуатации тепловых энергоустановок, требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; организации мониторинга состояния антитеррористической защищенности критически важных опасных производственных объектов в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Центрального управления Ростехнадзора на 2013 год.
По результатам проверки составлен акт проверки от 20 сентября 2013 года N 5.3-1673пл-А/0416-2013, в котором зафиксировано, что ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" нарушены требований пункта 2.2.1 Правил, при эксплуатации тепловых сетей за пределами здания котельной не обеспечивается их соответствие требованиям пунктов 9.1, 9.3 нормативно-технического документа СНнП 41-02-2003 "Тепловые сети", а именно:
по территории лечебного (лечебно-профилактического) учреждения (пункты 2.3, 2-4 Устава ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат") выполнено надземная прокладка трубопроводов тепловых сетей, что не допускается;
в помещении топливоподачи котельной не организован систематический контроль загазованности воздуха в местах возможного скопления газа, нарушен пункт 4.2.12 Правил от 24 марта 2003 года N 115;
более 5 лет не подвергаются техническому освидетельствованию специализированной организацией строительные конструкции здания котельной, нарушен пункт 3.3.9 Правил от 24 марта 2003 года N 115;
приказом от 17 января 2013 года N 78-1 в качестве специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат", назначен и.о. главного инженера ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат", а также в качестве заместителя специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат", назначен начальник котельной ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" Соловей А.И., не прошедшие проверку знаний Правил, в комиссии органов Ростехнадзора, нарушены пункты 12, 13 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РД-03-19-2007; требования пунктов 2.2.2, 2.3.14, 2.3.15, 2.3.20 Правил от 24 марта 2003 года N 115;
к самостоятельному обслуживанию и ремонту оборудования котельной, тепловых сетей допущен персонал (слесарь-ремонтник Рычков В.Н.), не имеющий соответствующего удостоверения на право самостоятельной работы по обслуживанию и ремонту оборудования котельной, тепловых сетей, не прошедший обучение и первичную проверку знаний правил эксплуатации, техники безопасности, должностных и эксплуатационных инструкций по программе профессионального обучения, согласованной с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или ее территориальными органами, предусматривающей теоретическое и производственное обучение, нарушены пункты 7, 8, 11, 26 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РД-03-19-2007; требования пунктов 2.2.1, 2.2.5, 2.3.14 Правил от 24 марта 2003 года N 115;
не разработаны технические паспорта тепловых сетей за пределами здания котельной (по форме приложения N 5 Правил), нарушены пункты 2.8.1, 6.2.23 Правил от 24 марта 2003 года N 115.
Административным органом в отношении ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" составлен протокол от 20 сентября 2013 года N 5.3-1673пл-Пр/0503-2013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Центрального управления Ростехнадзора вынесено постановление от 23 сентября 2013 года N 5.3-1673пл-Пс/0503-2013, в соответствии с которым ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей 00 копеек (л.д. 5-7 т. 1).
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявления ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат", суд первой инстанции исходил из наличия в действиях учреждения состава вмененного административного правонарушения, соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения общества к административной ответственности.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность использования энергетических ресурсов, устройств и объектов, их потребляющих или связанных с энергоносителями, а объективная сторона заключается в нарушении установленных норм и правил, в том числе правил эксплуатации электроустановок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации теплоустановок и содержания их в исправном состоянии приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых электроустановок.
Согласно пункту 2.2.1 Правил от 24 марта 2003 года N 115, руководитель организации обеспечивает: содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок; разработку должностных и эксплуатационных инструкций для персонала; обучение персонала и проверку знаний правил эксплуатации, техники безопасности, должностных и эксплуатационных инструкций; поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок; соблюдение требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих взаимоотношения производителей и потребителей тепловой энергии и теплоносителя; предотвращение использования технологий и методов работы, оказывающих отрицательное влияние на людей и окружающую среду; учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случаев и принятие мер по предупреждению аварийности и травматизма; беспрепятственный доступ к энергоустановкам представителей органов государственного надзора с целью проверки их технического состояния, безопасной эксплуатации и рационального использования энергоресурсов; выполнение предписаний органов государственного надзора в установленные сроки.
В силу пункта 2.2.2 Правил от 24 марта 2003 года N 115 для непосредственного выполнения функций по эксплуатации тепловых энергоустановок руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместителя из числа управленческого персонала или специалистов, со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний настоящих Правил, правил техники безопасности и инструкций.
В соответствии с пунктом 2.3.14 Правил от 24 марта 2003 года N 115 проверка знаний настоящих Правил, должностных и эксплуатационных инструкций производится: первичная - у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием энергоустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3-х лет; периодическая - очередная и внеочередная.
На основании пункта 2.3.15 Правил от 24 марта 2003 года N 115 очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в три года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок - не реже 1 раза в год.
Пункт 2.3.20 Правил от 24 марта 2003 года N 115 устанавливает, что проверка знаний настоящих Правил у ответственных за исправное состояний безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией тепловых энергоустановок, проводится в комиссии органов государственного энергетического надзора.
В силу пункта 2.5.1 Правил от 24 марта 2003 года N 115 при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы: генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями; утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию; акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции; акты приемочных комиссий; исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей; технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей; технический паспорт теплового пункта; инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда.
На основании пункта 3.3.9 Правил от 24 марта 2003 года N 115 строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией.
В соответствии с пунктом 4.2.12 Правил от 24 марта 2003 года N 115 в помещениях топливоподачи необходимо организовать систематический контроль загазованности воздуха в местах возможного скопления газа.
Пункт 6.2.33 Правил от 24 марта 2003 года N 115 устанавливает, что на каждый вновь вводимый в работу участок теплосети (независимо от параметров теплоносителя и диаметра трубопроводов) составляется паспорт установленной формы (Приложение N 5). В паспорте ведется учет продолжительности эксплуатации трубопроводов и конструкций теплосети, делаются записи о результатах всех видов испытаний (кроме ежегодных на прочность и герметичность по окончании отопительного сезона), заносятся сведения о ремонтах, реконструкциях и технических освидетельствованиях.
На основании пунктов 9.1, 9.3 "СНиП 41-02-2003. Тепловые сети" (приняты Постановлением Госстроя РФ от 24 июня 2003 года N 110) в населенных пунктах для тепловых сетей предусматривается, как правило, подземная прокладка (бесканальная, в каналах или в городских и внутриквартальных тоннелях совместно с другими инженерными сетями). При обосновании допускается надземная прокладка тепловых сетей, кроме территорий детских и лечебных учреждений. При выборе трассы допускается пересечение жилых и общественных зданий транзитными водяными тепловыми сетями с диаметрами теплопроводов до 300 мм включительно при условии прокладки сетей в технических подпольях и тоннелях (высотой не менее 1,8 м) с устройством дренирующего колодца в нижней точке на выходе из здания. В виде исключения допускается пересечение транзитными водяными тепловыми сетями диаметром 400 - 600 мм, давлением МПа жилых и общественных зданий при соблюдении следующих требований: прокладка должна предусматриваться в проходных монолитных железобетонных каналах с усиленной гидроизоляцией. Концы канала должны выходить за пределы здания не менее чем на 5 м; водовыпуски диаметром 300 мм должны осуществляться из нижних точек канала за пределами здания в ливневую канализацию; при монтаже обязательна 100%-ная проверка сварных швов стальных труб теплопроводов; запорная и регулировочная арматура должна устанавливаться за пределами здания; теплопроводы в пределах здания не должны иметь ответвлений.
Пересечение транзитными тепловыми сетями зданий и сооружений детских дошкольных, школьных и лечебно-профилактических учреждений не допускается. Прокладка тепловых сетей по территории перечисленных учреждений допускается только подземная в монолитных железобетонных каналах с гидроизоляцией. При этом устройство вентиляционных шахт, люков и выходов наружу из каналов в пределах территории учреждений не допускается, запорная арматура должна устанавливаться за пределами территории.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что предприятием сделано не было.
Как следует из материалов дела, ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" оказывает стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста (женщин 55 лет и старше, мужчин 60 лет и старше) и инвалидов 1 и 2 группы (в возрасте 18 лет и старше), страдающих психическими заболеваниями, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Московской области.
Согласно Приложению N 1 к Приказу от 28 января 2000 года N 11/19 "Об утверждении перечня, групп и категорий лечебно-профилактических учреждений, выполняющих программу ОМС Московской области" на территории Егорьевского района Московской области находятся 5 лечебно-профилактический учреждений. В указанном перечне ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" отсутствует.
Согласно пункту 1.1. приказа от 03 ноября 2000 года N 390 Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об организации работы по утверждению Уставов (положений) подведомственных Минздраву России Предприятий, учреждений и организаций Уставы лечебно-профилактических учреждений утверждаются Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Устав ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" утвержден Министром социальной защиты населения Московской области приказом от 19 декабря 2011 года N 552.
Однако в связи с тем, что ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" к лечебно-профилактическим учреждениям не относится, требования пункта 2.2.1 Правил, на ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" не распространяются.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии нарушения требований пункта 2.2.1 Правил от 24 марта 2003 года.
Вина ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" для соблюдения требований Правил (пунктов 2.2.2, 2.3.14, 2.3.15, 2.3.20, 2.2.5, 2.3.14, 2.8.1, 3.3.9, 4.2.12 6.2.23), однако не предприняло необходимых мер.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления от 23 сентября 2013 года N 5.3-1673пл-Пс/0503-2013 о привлечении ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат" к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 марта 2014 года по делу N А41-51382/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-51382/2013
Истец: ГБСУСО МО "Колычевский психоневрологический интернат", Государственное бюджетное стационарное Учреждение социального обслуживания МО "Колычевский психоневрологический интернат"
Ответчик: ЦУФ службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору