г. Томск |
|
22 апреля 2014 г. |
Дело N А67-7701/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гальчук М. М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Райх О. П. по дов. от 11.10.2013,
от административного органа: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу городской административной комиссии города Томска на решение Арбитражного суда Томской области от 21.02.2014 по делу N А67-7701/2013 (судья Гелбутовский В. И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Старый город" (ОГРН 1127017011439, ИНН 7017303574), г. Томск, к городской административной комиссии города Томска о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Старый город" (далее - ООО "СК "Старый город", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к городской административной комиссии города Томска (далее - ГАК г. Томска, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 47/5 от 03.12.2013 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.1 Закона Томской области от 26.12.2008 N 295-ОЗ "Кодекс Томской области об административных правонарушениях" (далее также - КТОАП) в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Томской области от 21.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ГАК г. Томска обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
ГАК г. Томска не согласна с выводами суда об отсутствии события административного правонарушения, в оспариваемом постановлении указано на нарушение обществом пунктов 2.1, 2.2, 2.5, 3.1 Положения о порядке размещения временных (некапитальных) объектов.
Апеллянт считает необоснованным также вывод суда о том, что ООО "СК "Старый город" осуществило все действия, необходимые для размещения временного (некапитального) объекта, до получения разрешительных документов общество не имело право размещать остановочный комплекс; заключение гражданско-правового договора между ООО "СК "Старый город" и ООО "Пик Строй" не свидетельствует о соблюдении заявителем процедуры получения разрешительных документов.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей ГАК г. Томска, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
ООО "СК "Старый город" в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании не соглашаются с ее доводами и просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 25.10.2013 должностным лицом Администрации Октябрьского района города Томска в отношении ООО "СК "Старый город" составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт нарушения обществом требований пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения "О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного постановлением мэра г. Томска 04.09.2007 N 536, выразившийся в размещении последним на земельном участке, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Иркутский тракт, 85 "б" (условно), временного некапитального объекта - остановочного комплекса с торговыми помещениями, не имея при этом правоустанавливающих документов и согласия правообладателя земельного участка на размещение указанного временного объекта.
03.12.2013 ГАК г. Томска, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, установив, что ООО "СК "Старый город" по адресу: г. Томск, ул. Иркутский тракт, 85 "б" (условно), в нарушение п. 2.1, 2.2, 2.4 Положения "О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного постановлением мэра города Томска от 04.09.2007 N 536, разместило временный объект - остановочный комплекс с торговыми помещениями, без соответствующего разрешения, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.1 Закона Томской области от 26.12.2008 N 295-ОЗ "Кодекс Томской области об административных правонарушениях", приняла постановление N 47/5 Городской административной комиссии города Томска, в соответствии с которым ООО "СК "Старый город" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.1 КТОАП в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя, заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В силу пункта 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 8.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил размещения временных объектов на территории муниципального образования.
Порядок размещения и контроля за размещением временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск" определен Положением "О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденным постановлением мэра города Томска от 04.09.2007 N 536 (далее - Положение).
Согласно пункту 1.2 Положения под временными (некапитальными) объектами понимаются объекты из легких сборных конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных помещений, которые могут быть разобраны и перенесены без значительного ущерба для них, эксплуатация которых осуществляется в ре-жиме временного использования на срок, определенный в договоре аренды земельного участка или ином документе, и право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке, в том числе объекты, предусмотренные настоящим Положением.
В пункте 1.3 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) перечислены объекты, относящиеся к временным, в том числе: киоски и павильоны розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, их комплексы, остановочные комплексы, а также иные временные объекты, отвечающие признакам, указанным в абзацах 1 и 2 пункта 1.2 настоящего Положения, и соответствующие типам временных объектов согласно ГОСТ 25957-83 "Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация, термины и определения" (п. 1.3.13 Положения).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) размещение и эксплуатация временных объектов, за исключением объектов, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения, осуществляются на основании:
- муниципального правового акта администрации Города Томска о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта (о размещении временного объекта);
- протокола о результатах проведенного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
- договора аренды земельного участка или иных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок в случае размещения временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица;
- паспорта временного объекта (после размещения временного объекта).
Согласно пункту 2.2 Положения (в редакции, действовавшей на момент возведения объекта) земельный участок для размещения временного объекта предоставляется в аренду на срок, предусмотренный договором аренды.
В силу пункта 2.4 Положения размещение временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица, допускается только с согласия правообладателя земельного участка при условии соответствия разрешенного использования указанного земельного участка назначению временного объекта.
В соответствии с пунктом 6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов" (далее - Регламент), утвержденного постановлением Администрации г. Томска N 721 от 29.06.2012, результатом I этапа предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов" является получение заявителем одного из следующих документов:
- информационного письма о выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта с приложением копии протокола заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов и расчета платы за фактическое использование земельного участка по установленным ставкам арендной платы за весь период эксплуатации временного объекта, указанный в заявлении о предоставлении муниципальной услуги, с предложением произвести оплату в соответствии с расчетом платы за фактическое использование земельного участка;
- информационного письма об отказе в выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта с приложением копии протокола заседания комиссии по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов;
- информационного письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
В силу пункта 6.2 Регламента результатом II этапа предоставления муниципальной услуги является получение заявителем следующего документа:
- разрешения на размещение временного (некапитального) объекта;
- информационного письма об отказе в выдаче разрешения на размещение временного (некапитального) объекта.
Таким образом, временный объект, для которого необходимо получение разрешительных документов на его установку, это самостоятельный объект, устанавливаемый строго на земельном участке в соответствии с документом, подтверждающим права на использование земельного участка, при этом установка этого объекта, в данном случае, остановочного комплекса должна осуществляться на основании разрешения, выданного администрацией в установленном порядке и форме.
В то же время пунктом 2.5 Положения установлено, что размещение временных объектов, перечисленных в пунктах 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3 Положения и соответствующих техническим параметрам и требованиям к временным объектам мелкорозничной торговли, осуществляется без принятия муниципальных правовых актов администрации Города Томска о предоставлении земельных участков, о размещении временных объектов, а также без заключения договоров аренды земельного участка, на основании разрешения, выданного департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.
Судом установлено, что ООО "СК "Старый город", являясь участником реализации проекта "Новые остановки Томска" заключило с МУП "Агентство развития Города Томска" агентский договор N 2/3 от 05.06.2013, по условиям которого последний обязуется выполнить все фактические и юридические действия по согласованию размещения остановочных комплексов, оформлению необходимой разрешительной документации (пункт 3.1.1 агентского договора), а общество обязуется установить остановочный комплекс, в том числе, остановочный комплекс, расположенный по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 85 "б", соответствующий требованиям, предусмотренных муниципальными правовыми актами (пункт 3.2.1 агентского договора).
15.07.2013 МУП "Агентство развития города Томска" письмом N 121/1 уведомило ООО "СК "Старый город", что Департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска, на основании поданных заявок на размещение временных (некапитальных) объектов - остановочных комплексов, представлены расчеты за фактическое использование участка, в том числе по адресу: Иркутский тракт, 85 "б".
Из представленного расчета за фактическое использование земельного участка в 2013 год по состоянию на 12.07.2013 усматривается, что данный расчет является платой за землю по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 85 "б".
28.06.2013 ООО "СК "Старый город" заключило с ООО "Пик Строй" договор подряда N 04, согласно которому последний обязуется изготовить, осуществить монтаж и установку открытого остановочного комплекса на площадке, расположенной по адресу: г.Томск, Иркутский тракт, 85 "б" (ориентировочно) (пункт 1.2 договора).
31.07.2013 сторонами договора подписан акт о приемке выполненных работ N 17, согласно которому изготовление остановочного комплекса по адресу: г. Томск, Иркутскому тракту, 85 "б" выполнено полностью и в срок.
При обследовании земельного участка по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 85 "б" (условно) должностными лицами администрации г. Томска составлен акт от 25.10.2013, в котором указано, что по вышеуказанному адресу самовольно установлен временный (некапитальный) объект - остановочный комплекс светло-зеленого цвета с вывеской "МилоСлава" и "ГАИ", площадь объекта составляет 100 кв.м., что было положено в основу при составлении протокола об административном правонарушении от 25.10.2013 и постановления от 03.12.2013 N 47/5 ГАК г. Томска о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.1 КТОАП.
В то же время, как указано выше, обществом в материалы дела представлены доказательства того, что за разрешением на установку указанного комплекса по поручению общества в департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Томска обращалось МУП "Агентство развития города Томска", действующее на основании агентского договора N 2/3 от 05.06.2013.
Комиссией по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов от 05.07.2013, как следует из выписки из протокола N 10 заседания данной комиссии, решено выдать разрешение с 08.07.2013 по 07.07.2018 при согласовании с ГИБДД; письмом ГИБДД от 05.07.2013 N 20/392 МУП "Агентство развития г. Томска" сообщено, что в компетенцию Госавтоинспекции не входит согласование схем расположения остановочных комплексов.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом были осуществлены все действия для получения разрешения на размещение временного (некапитального) объекта - остановочного комплекса по адресу г. Томск Иркутский тракт, 85 "б", в связи с чем, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.1 КТОАП - административным органом в соответствии со статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ не доказана вина общества в совершении данного правонарушения.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на то, что согласно протоколу об административном правонарушении от 25.10.2013 нарушение обществом требований пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения выразилось в размещении временного некапитального объекта - остановочного комплекса с торговыми помещениями, в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 85 "б" (условно) общей площадью 100 кв.м. и согласия правообладателя земельного участка. Согласно оспариваемому постановлению нарушение обществом пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения выразилось в размещении остановочного комплекса с торговыми помещениями без соответствующего разрешения, что не соответствует протоколу.
При этом, как правильно указано в решении суда, Положение разграничивает порядок размещения временных объектов и документы, на основании которых осуществляется размещение и эксплуатация временных объектов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данных обстоятельствах не представляется возможным определить событие вмененного обществу правонарушения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд, оценив в порядке статьи 71, 210 АПК РФ представленные сторонами доказательства, дав надлежащую правовую оценку приведенным доводам заявителя и возражениям административного органа, пришел к обоснованному выводу о незаконности постановления о привлечении ООО "СК "Старый город" к административной ответственности по части 2 статьи 8.1 КТОАП.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Так, суд апелляционной инстанции считает необоснованной ссылку апеллянта на то, что оспариваемое постановление содержит указание не непредставление заявителем всех документов, указанных в пункте 3.1 Положения.
Между тем, ООО "СК "Старый город", согласно постановлению от 03.12.2013, привлечено к ответственности не за непредставление каких-либо документов при подаче заявки по пункту 3.1 Положения, а за отсутствие разрешения на размещение объекта в нарушение пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения.
Необоснованным является и довод жалобы о том, что заявка общества на размещение объекта не поступала в комиссию.
Согласно пункту 3.2 Положения, подача заявки напрямую заявителем в комиссию не предусмотрена, в комиссию заявка на размещение временного объекта направляется на рассмотрение после регистрации соответствующим органом администрации города.
Материалами дела подтверждается, что заявление о выдаче разрешения на размещение на размещение временных (нестационарных) объектов - остановочных комплексов от 04.06.2013 N 95, в том числе по спорному адресу, была подана МУП "Агентство развития города Томска" в департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска (л.д. 79), которая впоследствии была рассмотрена Комиссией по выдаче разрешений на размещение временных (некапитальных) объектов от 05.07.2013, принято решение о выдаче разрешения на размещение остановочного комплекса, выдан расчет на оплату фактического использования земельного участка под временный (некапитальный) объект по адресу: г.Томск, Иркутский тракт, 85 "б". При этом плата департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска за использование обществом земельного участка принимается, иного не следует из материалов дела.
Невыдача указанным органом обществу разрешения на размещение временного (нестационарного) объекта - остановочного комплекса по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 85 "б", в виде отдельного документа при вышеизложенных обстоятельствах не свидетельствует о вине общества в его неполучении.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 21.02.2014 по делу N А67-7701/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7701/2013
Истец: ООО "Строительная компания "Старый город"
Ответчик: Городская административная комиссия г. Томска