г. Самара |
|
21 апреля 2014 г. |
Дело N А55-21385/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью НПО "Энергосервис" - извещен, не явился;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью НПО "Энергосервис"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2014 года по делу N А55-21385/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью НПО "Энергосервис", (ОГРН 1026300842061) г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью НПО "Энергосервис" (далее -заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным отказа предоставить в собственность ООО НПО "Энергосервис" за выкуп земельный участок с кадастровым номером 63:01:0308004:3 площадью 1320,0 кв.м., расположенный по адресу г. Самара, Красноглинский район, п. Красная Глинка, квартал 2, площадью 1320,0 кв.м. занимаемый мини-рынком; обязании Министерства имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок принять решение о предоставлении в собственность ООО НПО "Энергосервис" за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0308004:3 площадью 1320,0 кв.м., расположенного,по адресу г. Самара, Красноглинский район, п. Красная Глинка, квартал 2, площадью 1320,0 кв.м., занимаемого мини-рынком; обязании в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность ООО НПО "Энергосервис" земельного участка подготовить проекты договоров купли-продажи данного земельного участка и направить его, а также акт приемки-передачи земельного участка, в адрес ООО НПО "Энергосервис" с предложением о заключении указанного договора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Общество с ограниченной ответственностью НПО "Энергосервис" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что редакция пункта 3.1. Порядка, действовавшая на момент обращения ООО НПО "Энергосервис" в министерство, не предусматривала предоставление права собственности на испрашиваемый земельный участок без торгов, что не является препятствием для рассмотрения заявления ООО НПО "Энергосервис" в общем порядке на основании пунктов 2.11 - 2.13 Порядка.
При этом суд не учел, что заявление ООО НПО "Энергосервис" основано на пункте 3.1. Порядка, т.е. на норме права, закрепляющей обязанность министерства предоставить право на земельный участок во всех случаях обращения за этим правом, кроме исключений, установленных законом (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
По мнению подателя жалобы, при вынесении решения от 27.01.2014 по делу N А55-21385/2013 Арбитражным судом Самарской области неправильно применены нормы материального права, содержащиеся в 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлении Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 07.04.2014 года по 14.04.2014 года.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
28 ноября 2012 года ООО НПО "Энергосервис" обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0308004:3 площадью 1320,0 кв.м., расположенного по адресу г. Самара, Красноглинский район, п. Красная Глинка, квартал 2, площадью 1320,0 кв.м., занимаемого мини-рынком (л.д. 29).
На момент подачи заявления в министерство, на данном земельном участке уже находился мини-рынок, который не является объектом капитального строительства, о чем свидетельствует заключение ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 21.09.2011 (л.д.36).
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0308004:3 площадью 1320,0 кв.м. был изначально предоставлен Главой города Самары в соответствии с Постановлением от 06.05.1999 N 293 "О предоставлении ООО НПО "Энергосервис" в аренду земельного участка под установку модульного мини-рынка в квартале N2 поселка Красная Глинка Красноглинского района г. Самары", земельный участок был предоставлен в аренду на новый срок на основании Постановления Главы г. Самары от 31.03.2005 N 213 "Об утверждении проекта границ земельного участка..." (л.д.30, 31).
На основании Постановления Главы г. Самары от 31.03.2005 N 213 был заключен договор аренды земельного участка N 021918з от 17 июня 2005 года (л.д.32-33-35).
По договору аренды ООО НПО "Энергосервис" производит своевременную плату.
Уведомлением об отказе в предоставлении земельного участка от 20 июня 2013 года N 12-1/3495/12 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении ООО НПО "Энергосервис" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Красная Глинка, квартал 2, площадью 1320,0 кв.м. занимаемого мини-рынком (л.д. 715).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным суд первой инстанции исходил из того, что абзацем 6 п. 3.1 Порядка в редакции, действующей с 01.07.2012 (то есть на момент обращения и принятия оспариваемого отказа) не предусматривалась возможность предоставления земельных участков под временным (некапитальным) объектом в собственность.
В этой связи испрашиваемый обществом земельный участок объективно не может быть предоставлен ему в собственность.
Однако судом не учтено следующее.
В силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с абзацем 3 ст. 2.11 Порядка министерство должно было обеспечить проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
Пунктом 2.12 Порядка предусмотрено, что в недельный срок начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области (далее - организатор аукциона), осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
Согласно п. 2.13 Порядка организатор аукциона не позднее чем за 14 рабочих дней с момента получения решения министерства, указанного в пункте 2.12. настоящего Порядка, определяет время и место проведения аукциона, шаг аукциона, размер задатка, время и место ознакомления с документацией о проведении аукциона и обеспечивает публикацию информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в газете "Волжская коммуна", а также на официальном сайте Правительства Самарской области. Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, на основании опубликованной информации вправе обратиться к организатору аукциона с заявкой для участия в аукционе.
Договор купли-продажи земельного участка заключается министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее пяти дней со дня его подписания.
Общество обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Ссылка заинтересованного лица на некомплектность пакета документов в связи с отсутствием документов, предусмотренных Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, является не основательной.
На испрашиваемом земельном участке отсутствуют капитальные строения. Данное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, согласно разделу В3 которого на земельном участке расположено временное строение (л.д.40-42). Также указанный факт подтверждается заключением ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 21.09.2011 (л.д.36), а также уведомлением об отсутствии в ЕГРП от 07.11.2012 (л.д.37).
Из заявления общества следует, что испрашиваемый земельный участок ООО НПО "Энергосервис" предполагает приобрести не на основании статьи 36 ЗК РФ, в связи с чем суд признает правомерным довод заявителя о том, что представление документов, предусмотренных Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, не требуется.
Доводы заинтересованного лица об отсутствии волеизъявления на продажу земельного участка, а также о том, что бюджет Самарской области не дополучит денежные средства от аренды земельных участков, являются ошибочными, противоречащими указанному Порядку.
Утверждение министерства и департамента о невозможности предоставления земельного участка, так как он расположен в двух территориальных зонах (ПК-2 и Ж-4), является необоснованным.
Указанный в п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ критерий применяется только при формировании земельных участков.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" (далее - Правила) объекты недвижимости, существовавшие до вступления в силу настоящих Правил, являются не соответствующими настоящим Правилам в случаях, когда эти объекты имеют вид (виды) использования, которые не поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон (статья 30 Правил).
Согласно п. 1 ст. 6 Правил объекты недвижимости, ставшие не соответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами.
При этом исключения составляют те не соответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0308004:3 площадью 1320,0 кв.м. был изначально сформирован на основании Постановления Главы города Самары от 06.05.1999 N 293, он стал не соответствующим Правилам после их введения в действие, и, следовательно, может существовать и использоваться без приведения его в соответствие с Правилами.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, Положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Пункт 3.1 Порядка до внесения в него изменений постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, предусматривал возможность предоставления земельных участков в собственность под временные объекты без проведения торгов.
Таким образом, положения статьи 3.1 в новой редакции не предусматривают предоставление земельного участка для использования под временный (некапитальный) объект без проведения торгов в аренду, что не исключает предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11-.2.13 Порядка).
Общество обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность 28 ноября 2012 г., когда уже в пункт 3.1 Порядка были внесены изменения постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, в связи с чем как на момент подачи заявления, так и на момент принятия оспариваемого отказа, действующий нормативный акт предусматривал возможность предоставления земельных участков под временными объектами на территории городского округа Самара в собственность путем проведения торгов.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
Редакция пункта 3.1. Порядка, действовавшая на момент обращения ООО НПО "Энергосервис" в министерство, не предусматривала предоставление права собственности на испрашиваемый земельный участок без торгов, что не является препятствием для рассмотрения заявления ООО НПО "Энергосервис" в общем порядке на основании пунктов 2.11 - 2.13 Порядка.
При этом суд не учел, что заявление ООО НПО "Энергосервис" основано не на пункте 3.1. порядка, т.е. на норме права, закрепляющей обязанность министерства предоставить право на земельный участок во всех случаях обращения за этим правом, кроме исключений, установленных законом (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).
В рассматриваемом случае, обратившись 28 ноября 2012 г. в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, общество фактически просило Министерство принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка, так как Порядком установлена единая Форма заявления для всех случаев предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, и не предусмотрена специальная форма заявления при обращении заинтересованного лица для проведения торгов в форме аукциона.
Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность и лишение источника формирования бюджета в виде арендных платежей.
Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и другие обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации Министерством основанием для отказа в его выкупе.
Таким образом, Министерство обязано было по заявлению общества принять решение по проведению торгов в форме аукциона, в связи с чем заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.
Аналогичный правовой подход подтверждается сложившейся судебной практикой - постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2014 года по делу А55-10467/2013.
Апелляционный суд учитывает, что данном случае оспаривались не действия (бездействия) Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань, а ненормативный акт (решение об отказе в предоставлении земельного участка).
В соответствии с п. 3 части 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В данном случае требование заявлено о признании незаконным конкретного решения (ненормативного правового акта) об отказе в формировании земельного участка, в связи с чем подлежит применению п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, а не п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
В связи с этим достаточно в соответствии с положениями указанных норм АПК РФ указать на обязание устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
С учетом изложенного, в связи с неправильным применением норм материального права согласно п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области предоставить в собственность ООО НПО "Энергосервис" за выкуп земельный участок с кадастровым номером 63:01:0308004:3 площадью 1320,0 кв.м., расположенный по адресу г. Самара, Красноглинский район, п. Красная Глинка, квартал 2, площадью 1320,0 кв.м. занимаемый мини-рынком, а также обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя в установленном законом порядке.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2014 года по делу N А55-21385/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью НПО "Энергосервис" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области предоставить в собственность ООО НПО "Энергосервис" за выкуп земельный участок с кадастровым номером 63:01:0308004:3 площадью 1320,0 кв.м., расположенный по адресу г. Самара, Красноглинский район, п. Красная Глинка, квартал 2, площадью 1320,0 кв.м. занимаемый мини-рынком.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя в установленном законом порядке.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью НПО "Энергосервис", (ОГРН 1026300842061) г. Самара, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21385/2013
Истец: ООО НПО "Энергосервис"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА в лице филиала по Самарской области"