г. Санкт-Петербург |
|
21 апреля 2014 г. |
Дело N А56-57004/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бернат К.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен),
от ответчика (должника): Тихоновой И.Е. по доверенности от 27.12.2013,
от 3-их лиц: 1) не явился (извещен), 2) Кузьменкова С.А. по доверенности от 19.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-4223/2014, 13АП-4226/2014) Комитета по транспорту и ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2013 по делу N А56-57004/2013 (судья Сенопальникова Л.И.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТ-СЕРВИС"
к Комитету по транспорту
третьи лица: 1. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Организатор перевозок", 2. Комитет финансов Санкт-Петербурга;
о взыскании денежных средств
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕСТ-СЕРВИС" (далее - истец, ООО "ВЕСТ-СЕРВИС") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по транспорту (далее - ответчик, Комитет по транспорту) о взыскании 1 881 705 руб. задолженности по субсидиям за февраль 2013 года на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по договору N 11-091/004 от 30.08.2011. Одновременно истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 40 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Определением суда от 23.10.2013 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее - третье лицо 2, Комитет финансов).
После обращения истца с настоящим иском в суд ответчик частично произвел перечисление субсидий за февраль 2013 года в отношении транспортных средств с низким расположением пола, в связи с чем истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 228 848 руб. задолженности по субсидиям за февраль 2013 по договору N 11-091/004 на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по транспортным средствам с не низким расположением пола.
Уточнения исковых требований были приняты судом.
Решением суда от 30.12.2013 в удовлетворении исковых требований отказано. С Комитета по транспорту в пользу ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" взыскано 40000 руб. расходов на оплату услуг представителя. ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 31 817,05 руб., перечисленная по платежному поручению от 11.09.2013 N 1068.
С апелляционными жалобами на указанное решение обратились истец - ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" и ответчик - Комитет по транспорту.
ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, просит отменить обжалуемое решение в указанной части, взыскать с Комитета по транспорту в пользу ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" задолженность по субсидиям за февраль 2013 по договору N 11-091/004 на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по договору от 30.08.2011 в размере 228 848 руб.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает следующее.
Федеральное законодательство не предусматривает установление каких-либо ограничений в оплате понесенных расходов по установленным льготам или преимуществам по провозной плате за перевезенных пассажиров.
Вместе с тем Распоряжением N 13-р устанавливает в противоречие статье 790 и статье 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, требование, что в случае если договором на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок установлена обязанность перевозчика осуществлять перевозку пассажиров автобусами только с низким расположением уровня пола, а фактически на маршруте одновременно работают автобусы с низким расположением уровня пола и не низким расположением уровня пола, к расчетам и оплате принимается только работа, выполненная перевозчиком автобусами с низким расположением уровня пола.
Также ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" ссылается на то, что приложением N 4 к договору имеет неопределенность в части определения уровня низкого пола.
При этом объем транспортной работы и, соответственно, размер субсидий в виде отсутствия предписанных между истцом и ответчиком документов определяются исходя из письма СПб ГКУ "Организатор перевозок" от 17.06.2013 N 06711.
Не согласившись с указанным решением, Комитет по транспорту также обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, на нарушение норм материального и процессуального права, просит обжалуемое решение в части взыскания с Комитета по транспорту в пользу ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" 40 000 руб. расходов на оплату представителя отменить.
Податель апелляционной жалобы указывает, что решение по делу вынесено судом не в пользу лица, которое понесло расходы на оплату услуг представителя.
Комитет финансов в отзыве на апелляционные жалобы считает, что правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца не имеется. Одновременно с этим Комитет финансов считает, что обжалуемое решение в части взыскания расходов на оплату услуг представителя не основано на нормах права и подлежит отмене.
Третье лицо 1 - СПб ГКУ "Организатор перевозок" отзывы на апелляционные жалобы истца и ответчика не представило.
В судебном заседании представитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца, поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Комитета финансов возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца и поддержал доводы апелляционной жалобы ответчика.
Истец и СПб ГКУ "Организатор перевозок", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционных жалоб, отзыва Комитета финансов на апелляционные жалобы истца и ответчика, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
30.08.2011 между Комитетом по транспорту (Комитет) и ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" (перевозчик) был заключен договор N 11-091/004 на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок (далее - договор N 11-091/004), в соответствии с пунктом 1.1. которого в целях удовлетворения потребностей населений города в пассажирских перевозках Комитет поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по организации и выполнению перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, проходящим по территории Санкт-Петербурга, перечень которых содержится в приложении N 1 к настоящему договору (далее - маршрут).
Согласно пункту 1.2. названного договора обязательные требования к режиму работы и подвижному составу на маршруте, на котором перевозчик имеет право осуществлять перевозки пассажиров и багажа, указываются в приложении N 2 к настоящему договору.
В пункте 8.1. данного договора определено, что настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.
В соответствии с пунктом 8.2. спорного договора срок окончания действия договора - 01.11.2016.
В пункте 10.1. стороны согласовали условие о том, что взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим договором, регламентируются действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
К договору N 11-091/004 имеется приложение N 4 "Обязательные технические и конструкционные характеристики автобусов большой вместимости, приобретаемых с целью замены подвижного состава, выбывшего по допустимому сроку эксплуатации".
09.10.2012 сторонами было подписано дополнительное соглашение N 11 к договору от 30.08.2011 N 11-091/004, согласно пункту 1 которого приложение N 2 было изложено в новой редакции.
15.04.2013 сторонами к спорному договору было подписано дополнительное соглашение N 15 на предоставление в 2013 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу, в соответствии с пунктом разделом 1 которого по настоящему дополнительному соглашению Комитет обеспечивает безвозмездное и безвозвратное перечисление субсидии из бюджета Санкт-Петербургу перевозчику в целях возмещения затрат или недополученных доходов перевозчика в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, поименованных в приложении N 1 к договору, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового использования и льготных категорий пассажиров в автобусах по установленным Правительством Санкт-Петербурга тарифам.
В разделе 2 указанного дополнительного соглашения определены условия предоставления субсидий.
Порядок, сроки предоставления, форма отчетности о выполнении условий предоставления субсидии, сроки и порядок предоставления субсидий установлены в разделе 3 названного дополнительного соглашения.
Согласно пункту 7.1. дополнительного соглашения N 15 настоящее дополнительное соглашение действует с 01.01.2013 по 31.12.2013.
Полагая, что у ответчика имеется задолженность по субсидиям за февраль 2013 по договору N 11-091/004 в размере 1 881 705 руб., истец обратился в суд с настоящим иском.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции истцу в соответствии с представленными документами была выплачена субсидия за февраль 2013 по автобусам с низким расположением пола.
Уточняя исковые требования, истец указал, что истцом были оказаны услуги по перевозке пассажиров автобусами, и данный объем услуг был подтвержден со стороны СПб ГКУ "Организатор перевозок" письмом от 17.06.2013 N 06711, и что сумма задолженности ответчика по субсидиям за февраль 2013 года по автобусам с не низким расположением пола составляет 228 848 руб.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает апелляционную жалобу ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Из заявленных исковых требований следует, что предметом настоящего спора является задолженность по субсидиям.
Отношения, связанные с предоставлением субсидий из бюджета, относятся к публично-правовым правоотношениям и регулируются нормами бюджетного законодательства.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 указанной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В статье 7 Закона Санкт-Петербурга от 08.02.2000 N 19-4 "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" установлено, что перевозчики, осуществляющие на основании договоров перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу, а также перевозки пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан, получают из бюджета Санкт-Петербурга в размере утвержденных бюджетных ассигнований возмещение затрат или недополученных доходов в связи с перевозкой пассажиров и багажа.
Порядок возмещения затрат либо недополученных доходов, указанных в настоящей статье, устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
06.03.2013 принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от N 149 "О предоставлении в 2013 году субсидий, предусмотренных Комитету по транспорту Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Данным Постановлением установлен Порядок предоставления в 2013 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах (далее - Порядок предоставления субсидий).
Из абзаца 2 пункта 4 Порядка предоставления субсидий следует, что Правительством Санкт-Петербурга было поручено Комитету по транспорту утвердить порядок определения размера предоставляемых субсидий с учетом размера затрат на оказание услуг по перевозке и размера доходов, полученных от оказания услуг по перевозке.
Во исполнение указанного Постановления Распоряжением Комитета по транспорту от 13.03.2013 N 13-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.03.2013 N 149 в части предоставления в 2013 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах" утвержден Порядок определения размера предоставляемых субсидий, порядок определения размера затрат на оказание услуг по перевозке и размера доходов, полученных от оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий пассажиров в автобусах.
Данным Порядком установлено, что в случае, если договором установлена обязанность перевозчика осуществлять перевозку пассажиров автобусами только с низким расположением уровня пола, а фактически на маршруте работают одновременно автобусы с низким расположением уровня пола и не низким расположением уровня пола, то к расчетам и оплате принимается только работа, выполненная перевозчиком автобусами с низким расположением уровня пола.
Предоставление субсидий на осуществление перевозки граждан по регулируемому тарифу в автобусах на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах осуществлялось на основании дополнительных соглашений о предоставлении субсидий к договорам на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами.
Из раздела 3 дополнительного соглашение N 15 к договору N 11-091/004 следует, что выплата ООО "Вест-Сервис" субсидий осуществляется после предоставления последним отчетности по установленным Комитетом по транспорту формам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что представленные ООО "Вест-Сервис" отчеты о выполнении объемов перевозок и расчеты субсидий за февраль месяц 2013 года не соответствовали форме отчетности, установленной договором, и были заполнены в нарушение порядка расчета суммы субсидий к оплате, установленного Распоряжением N 13-р.
В соответствии с Распоряжением N 13-р в случае, если договором установлена обязанность перевозчика осуществлять перевозку пассажиров автобусами только с низким расположением уровня пола, а фактически на маршруте работают одновременно автобусы с низким расположением уровня пола и не низким расположением уровня пола, к расчетам и оплате принимается только работа, выполненная перевозчиком автобусами с низким расположением уровня пола.
По вопросу оплаты по вышеуказанному договору Комитетом по транспорту в адрес ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" были направлены письма от 20.05.2013 N 01-09-6936/13-0-1 и от 11.09.2013 N 01-09-6936/13-1-1, из которых следует, что представляемая истцом отчетность не соответствовала установленным формам, в связи с чем возвращалась ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" без подписания.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается истцом, что в связи с устранением допущенных нарушений при составлении отчетности истцу в соответствии с представленными документами была выплачена субсидия за февраль 2013 по автобусам с низким расположением пола.
Из приложения N 2 к договору N 11-091/004 в редакции дополнительного соглашения N 11 от 09.10.2012 следует, что перевозки по маршруту 2А должны осуществляться автобусами с низким уровнем пола.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, обязательства ответчика исполнены в полном объеме в соответствии с Порядком, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга, в связи с чем суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылка ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" на то, что приложением N 4 к договору имеет неопределенность в части определения уровня низкого пола, отклоняется апелляционным судом, поскольку указанное приложение содержит обязательные технические и конструкционные характеристики автобусов большой вместимости, приобретаемых с целью замены подвижного состава, выбывшего по допустимому сроку эксплуатации, в то время как предметом рассмотрения настоящего спора является требование истца о выплате субсидии.
Вместе с тем судебная коллегия усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета по транспорту, в связи с чем решение суда подлежит изменению.
Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в случае принятия судебного акта в пользу истца.
Из материалов дела следует, что в данном деле истец отказался от части исковых требований по возмещению субсидии в размере 1 652 857 руб. в связи с перечислением Комитетом по транспорту данной суммы. Однако материалами дела подтверждается, что выплата истцу субсидии за февраль 2013 года в ходе рассмотрения настоящего спора было связано не с фактом обращения ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" с иском в суд, а поскольку истцом были устранены замечания, указанные Комитетом в письме от 26.05.2013 N 01-09.6936/13-0-1, и выполнены законные требования ответчика о предоставления истцом отчета о выполнении объемов перевозок и расчета субсидий за февраль 2013 года в соответствии с распоряжением Комитета по транспорту N 13-р и Дополнительным соглашением N 15 в отношении оказания услуг автобусами с низким уровнем пола.
В удовлетворении остальной части исковых требований истцу было отказано, поскольку суд первой инстанции правомерно посчитал их необоснованными.
Таким образом, решение по настоящему делу было вынесено не в пользу истца, в связи с чем у суда отсутствовали правовые и фактически основания для взыскания в пользу истца судебных расходов на оплату услуг представителя. В удовлетворении требований истца следовало отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями часть 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2013 по делу N А56-57004/2013 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
"В удовлетворении исковых требований ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" отказать. Возвратить ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 31 817,05 руб., перечисленные по платежному поручению N 1068 от 11.09.2013".
Апелляционную жалобу ООО "ВЕСТ-СЕРВИС" оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57004/2013
Истец: ООО "ВЕСТ-СЕРВИС"
Ответчик: Комитет по транспорту
Третье лицо: Комитет финансов СПб, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Организатор перевозок"