г. Хабаровск |
|
22 апреля 2014 г. |
А04-7708/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "СтройСервисРемонт": представитель не явился;
от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бурейском районе Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бурейском районе Амурской области
на решение от 27.01.2014
по делу N А04-7708/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Аныш Д.С.
по заявлению Закрытого акционерного общества "СтройСервисРемонт" (ОГРН 1037789066028, ИНН 7723502051)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бурейском районе Амурской области (ОГРН 1022800872511, ИНН 2813005400)
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "СтройСервисРемонт" (далее - общество, ЗАО "ССР") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнений в соответствии со статьей 49 АПК РФ, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бурейском районе Амурской области (далее - ответчик, УПФР в Бурейском районе Амурской области) об отмене решения от 29.07.2013 N 1 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - решение от 29.07.2013 N 1), предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), вынесенное УПФР в Бурейском районе Амурской области, в части суммы 110 924 руб. 78 коп
Решением от 27.01.2014 суд удовлетворил заявленные обществом требования.
Не согласившись с решением суда, УПФР в Бурейском районе Амурской области заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 15.02.2013 обществом были направлены в УПФР в Бурейском районе Амурской области сведения за 2012 год, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам проверки которых, получен отрицательный протокол контроля отчетности.
Кроме того, в результате неоднократного направления обществом сведений за 2012 год, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, также были получены отрицательные протоколы контроля отчетности от 01.03.2013, от 18.08.2013, от 08.04.2013.
19.06.2013 поступившие от ЗАО "ССР" сведения за 2012 год, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования приняты УПФР в Бурейском районе Амурской области сведения, в адрес юридического лица направлен положительный протокол контроля отчетности.
Решением начальника УПФР Бурейском районе Амурской области от 30.05.2013 N 1 к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ был привлечен Филиал ЗАО "СтройСервисРемонт" за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений за 2012 год (непредставление формы СЭВ-6-3) в виде финансовых санкций в размере 365 958 руб. 07 коп., а также за представление страхователем неполных, недостоверных сведений за 4 кв. 2012 г. о застрахованных лицах в виде финансовых санкций в размере 110 924 руб. 78 коп.
Решением управляющего Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области решение УПФР в Бурейском районе Амурской области от 30.05.2013 N 1 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете системе обязательного пенсионного страхования отменно на том основании, что акт об обнаружении правонарушения и решение о привлечении лица к ответственности на общую сумму 476 882 руб. 85 коп. оформлены и направлены не юридическому лицу ЗАО "СтройСервисРемонт", а его филиалу, совершившему правонарушение. При этом УПФР в Бурейском районе Амурской области указано на необходимость привлечения ЗАО "СтройСервисРемонт" к ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
24.06.2013 начальником отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности УПФР в Бурейском районе Амурской области составлен акт N 1 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
В акте от 24.06.2013 N 1 зафиксировано, что 15.02.2013 филиалом страхователя представлены неполные (без форм СЗВ-6-3) и недостоверные (по всем застрахованным лицам) сведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период 2012 год, что подтверждается отрицательным протоколом входного контроля. Повторно отчетность представлялась 01.03.2013, 14.03.2013, 29.03.2013, которая также содержала неполные и недостоверные сведения (отрицательные протоколы входного контроля). 10.04.2013 направлено уведомление N 10-464 о необходимости устранения обнаруженных ошибок в двухнедельный срок. Исправленная отчетность в полном объеме поступила в УПФР в Бурейском районе 19.06.2013, что подтверждается положительным протоколом входного контроля.
Рассмотрение акта было назначено на 29.07.2013, копия акта от 24.06.2013 N 1 направлена 26.06.2013 в адрес страхователя заказным письмом.
Решением начальника УПФР в Бурейском районе Амурской области от 29.07.2013 N 1 заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений за 2012 год в виде финансовых санкции в размере 365 958 руб. 07 коп., а также за представление страхователем неполных и недостоверных сведений за 2012 год в виде финансовых санкция в размере 110 924 руб. 78 коп.
Решением управляющего Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области от 10.01.2014 N 10-20-117, отменено решение УПФР в Бурейском районе Амурской области от 29.07.2013 N 1 в части привлечения ЗАО "ССР" к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательства пенсионного страхования за 2012 год по форме СЗВ-6-3.
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области в решении от 10.01.2014 N 10-20-117 указано, что ЗАО "ССР" необоснованно привлечено к ответственности в части непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2012 год по форме СЗВ-6-3 в сумме 365 958 руб. 07 коп., так как согласно протоколу приема отчетности указанные формы, хотя и с многочисленными ошибками, но были представлены в срок 15.02.2013.
Привлечение к ответственности ЗАО "ССР" в части представления неполных и недостоверных сведений в соответствии со статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ на сумму 110 924 руб. 78 коп. признано законным.
Не согласившись с решением УПФР в Бурейском районе Амурской области от 29.07.2013 N 1 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" к страхователям, в числе прочих, отнесены юридические лица (в том числе иностранные) и их обособленные подразделения. Под отчетным периодом понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в органы пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, а также сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям установлена пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) в виде финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного, страховщик в рамках осуществления контроля за уплатой страховых взносов, с учетом положений статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, вправе привлечь к ответственности общество за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу пунктов 1, 2, 6, 9 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов, имеют право, в том числе, проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в установленном настоящим Федеральным законом порядке; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски, в частности, о взыскании штрафов за предусмотренные настоящим Федеральным законом правонарушения. Порядок осуществления контроля за уплатой страховых взносов предусмотрен главой 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно пункту 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Таким образом, в силу прямого указания закона решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности должно содержать конкретные обстоятельства вменяемого в вину этому лицу правонарушения, а также указание на то, в чем выразились противоправные деяния этого лица, а именно какие конкретно недостоверные сведения были указаны в представленных документах как в отношении конкретных застрахованных лиц, так и в отношении конкретных сумм страховых взносов именно у этих лиц.
В качестве объективной стороны состава правонарушения обществу вменено представление 15.02.2013 недостоверных (по всем застрахованным лицам) сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный 2012 год согласно отрицательному протоколу входного контроля.
Однако в чем именно выразилась недостоверность представленных сведений, в том числе применительно к каждому из работников, кроме указания общей фразы, из составленных акта проверки от 24.06.2013 и решения от 29.07.2013 не усматривается, что является препятствием для оценки правильности квалификации вмененного в вину обществу деяния.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение от 29.07.2013 N 1, вынесенное по результатам рассмотрения акта от 24.06.2013 N 1 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, не отвечает требованиям пенсионного законодательства.
Также оспариваемое решение от 29.07.2013 N 1 не содержит доводов ЗАО "ССР", изложенных в письме от 27.06.2013, приводимых обществом в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами заявителя, в части нарушения органом порядка привлечения к ответственности в связи с нарушением установленных сроков составления акта от 24.06.2013 N 1.
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (пункт 4 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения вручается лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком страховых взносов соответствующего решения. Если указанными способами вручить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (пункт 13 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Согласно пункту 12 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Как следует из акта проверки от 24.06.2013 N 1, а также подтверждается протоколом контроля отчетности, факт представления ЗАО "ССР" неполных и недостоверных сведений был выявлен УПФР в Бурейском районе Амурской области 15.02.2013.
Таким образом, акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, подлежал составлению не позднее 27.05.2013, вместе с тем в нарушение пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, акт камеральной проверки составлен только 24.06.2013, что также является основанием для признания оспариваемого решения недействительным.
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно признал решение УПФР в Бурейском районе Амурской области от 29.07.2013 N 1 в части привлечения ЗАО "ССР" к ответственности за представление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах в виде финансовых санкций в сумме 110 924 руб. 78 коп. недействительным.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 27.01.2014 по делу N А04-7708/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7708/2013
Истец: ЗАО "СтройСервисРемонт"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бурейском районе Амурской области