г. Хабаровск |
|
23 апреля 2014 г. |
А73-15512/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.А. Швец
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска УФССП по Хабаровскому краю: представитель не явтлся;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 24.02.2014
по делу N А73-15512/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска УФССП по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 16.12.2013 г. по исполнительному производству N 44562/12/01/27 о наложении административного штрафа
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю (далее - отдел судебных приставов, ОСП по Центральному району) от 16.12.2013, вынесенного в рамках исполнительного производства N 44562/12/01/27, о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Решением от 24.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
19.09.2012 отделом судебных приставов на основании исполнительного листа серии ВС N 042411685, выданного 14.09.2012 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 05.05.2012 г. по делу N 2-1577/12 об обязании Министерства ЖКХ предоставить Зотовой Любови Васильевне вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах г. Хабаровска на состав семьи из двух человек общей площадью не менее 30 кв.м., за счет жилищного фонда Хабаровского края, возбуждено исполнительное производство N 44562/12/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление. Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. постановления от 01.04.2013 о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора по исполнительному производству N 44562/12/01/27 в размере 5 000 руб.
Министерство ЖКХ обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.05.2013 по делу N 2-3976/13 в удовлетворении требований Министерства о признании незаконным постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 01.04.2013 отказано.
По состоянию на 13.11.2013 решение суда должником исполнено не было, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем Светлановой Е.В. Министерству выдано требование от 13.11.2013 исх. N 44562/12/01/27 об исполнении решения суда в срок до 22.11.2013. Также Министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда. Вышеуказанное требование получено Министерством 15.11.2013 г. под штамп входящей корреспонденции.
12.12.2013 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. в отношении Министерства, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 380/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 12.12.2013, полученным Министерством под штамп входящей корреспонденции 12.12.2013, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 16.12.2013 в 15 час. 30 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 1.
16.12.2013 начальником отдела судебных приставов Прохватиловым И.А. вынесено постановление, которым Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, должнику назначен административный штрафа в размере 30 000 руб.
Несогласие должника с постановлением о наложении штрафа явилось основанием для обращения в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 за N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В соответствие со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу статьи 113 Закона N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.09.2012 отделом судебных приставов на основании исполнительного листа серии ВС N 042411685, выданного 14.09.2012 г. Центральным районным судом г. Хабаровска, в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возбуждено исполнительное производство N44562/12/01/27. Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника возложена обязанность за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить гражданке Зотовой Любови Васильевне благоустроенное жилое помещение.
В ходе исполнительного производства должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда. В ответ от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края поступали информационные письма аналогичного содержания, а именно: о наличии обстоятельства, препятствующего исполнению решения суда, - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в г. Хабаровске.
15.11.2013 должнику было вручено очередное требование об исполнении судебного решения в срок до 22.11.2013. В требовании должник был предупрежден, в том числе об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.
Однако, в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа должником не исполнены.
В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Министерства установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Зотовой Л.В. благоустроенного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 36 ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Министерство с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта, в связи с невозможностью исполнения судебного акта, не обращалось.
Не представлено Министерством и доказательств о принятии должником всех возможных мер для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения, а именно кредит в банке для покупки квартиры в целях исполнения решения суда, неоднократные письменные обращения в Министерство для выделения средств для покупки квартиры и иных мер направленных на исполнение решений суда.
Предоставление жилого помещения только лишь после приобретения Министерством соответствующего жилого помещения свидетельствует о бездействии Министерства и нежелании в установленный законом срок исполнять решения суда и требования судебного пристава.
Ссылка должника на отсутствие свободных жилых помещений, не свидетельствует об уважительности причин неисполнения судебного акта, поскольку право гражданина на получение жилого помещения не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у должника соответствующей жилой площади.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 16.12.2013.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.02.2014 по делу N А73-15512/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15512/2013
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФССП по Хабаровскому краю, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска УФССП по Хабаровскому краю