г. Хабаровск |
|
23 апреля 2014 г. |
А73-15515/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.А. Швец
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска УФССП по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 24.02.2014
по делу N А73-15515/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска УФССП по Хабаровскому краю
об оспаривании постановлений отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска от 16.12.2013 г. N N 950016/13/01/27, 950026/13/01/27, 950019/13/01/27, 950018/13/01/27 о наложении административных штрафов по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованиями признать незаконными и отменить постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - отдел судебных приставов, ОСП по Центральному району) от 16.12.2013 N N 950016/13/01/27, 950026/13/01/27, 950019/13/01/27, 950018/13/01/27, которыми заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 24.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
03.07.2012 ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 046869862, выданного 27.06.2012 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 15.05.2012 г. по делу N 2-2880/12 о возложении обязанности на Министерство ЖКХ предоставить Борискиной Яне Владимировне на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах г. Хабаровска, за счет жилищного фонда Хабаровского края, возбуждено исполнительное производство N32028/12/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление. Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, послужило основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. постановления от 01.04.2013 о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора по исполнительному производству N 32028/12/01/27 в размере 5 000 руб.
Министерство ЖКХ обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.05.2013 по делу N 2-3976/13 в удовлетворении требований Министерства ЖКХ об оспаривании постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 01.04.2013 г. отказано.
По состоянию на 13.11.2013 решение суда должником не исполнено, в связи с чем судебным приставом-исполнителем 15.11.2013 Министерству ЖКХ Хабаровского края под штамп входящей корреспонденции вручено требование от 13.11.2013 N 32028/12/01/27 об исполнении решения суда в срок до 22.11.2013 г. Также Министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда.
06.12.2013 Министерству ЖКХ вручено извещение о необходимости представителю должника явиться 12.12.2013 в 12 час. 20 мин. в отдел судебных приставов для решения вопроса о привлечении Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
12.12.2013 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. в отношении Министерства ЖКХ, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 381/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 12.12.2013, полученным Министерством ЖКХ под штамп входящей корреспонденции 12.12.2013, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 16.12.2013 г. в 15 час. 20 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 1.
16.12.2013 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. вынесено постановление (исх. N 950016/13/01/27), которым Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
03.02.2012 отделом судебных приставов на основании исполнительного листа серии ВС N 041047566, выданного 25.01.2012 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 18.04.2011 по делу N 2-2656/11 о возложении обязанности на Министерство ЖКХ предоставить Бардеевой Лидии Сергеевне на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах г. Комсомольска-на-Амуре, за счет жилищного фонда Хабаровского края, возбуждено исполнительное производство N 4950/12/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление. Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, послужило основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. постановления от 03.04.2013 г. о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора по исполнительному производству N 4950/12/01/27 в размере 5 000 руб.
Министерство ЖКХ обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.05.2013 по делу N 2-3976/13 в удовлетворении требований Министерства ЖКХ об оспаривании постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 03.04.2013 отказано.
По состоянию на 13.11.2013 решение суда должником не исполнено, в связи с чем судебным приставом-исполнителем 15.11.2013 Министерству ЖКХ Хабаровского края под штамп входящей корреспонденции вручено требование от 13.11.2013 N 4950/12/01/27 об исполнении решения суда в срок до 22.11.2013. Также Министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда.
06.12.2013 Министерству ЖКХ вручено извещение о необходимости представителю должника явиться 12.12.2013 в 14 час. 00 мин. в отдел судебных приставов для решения вопроса о привлечении Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
12.12.2013 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. в отношении Министерства ЖКХ, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 366/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 12.12.2013, полученным Министерством ЖКХ под штамп входящей корреспонденции 12.12.2013, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 16.12.2013 в 17 час. 40 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 1.
16.12.2013 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. вынесено постановление (исх. N 950026/13/01/27), которым Министерство ЖКХ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
14.02.2012 отделом судебных приставов на основании исполнительного листа серии ВС N 019366153, выданного 22.09.2011 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 25.08.2011 по делу N 2-5104/11 о возложении обязанности на Министерство ЖКХ предоставить Журавлевой Злате Викторовне на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах п. Солнечный Солнечного района, за счет жилищного фонда Хабаровского края, возбуждено исполнительное производство N6495/12/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление. Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, послужило основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. постановления от 03.04.2013 о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора по исполнительному производству N 6495/12/01/27 в размере 5 000 руб.
Министерство ЖКХ обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.05.2013 по делу N 2-3976/13 в удовлетворении требований Министерства ЖКХ об оспаривании постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 03.04.2013 отказано.
По состоянию на 13.11.2013 решение суда должником не исполнено, в связи с чем судебным приставом-исполнителем 15.11.2013 Министерству ЖКХ под штамп входящей корреспонденции вручено требование от 13.11.2013 N 6495/12/01/27 об исполнении решения суда в срок до 22.11.2013. Также Министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда.
12.12.2013 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. в отношении Министерства ЖКХ, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 372/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 12.12.2013, полученным Министерством ЖКХ под штамп входящей корреспонденции 12.12.2013, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 16.12.2013 г. в 16 час. 50 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 1.
16.12.2013 начальником ОСПпо Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. вынесено постановление (исх. N 950019/13/01/27), которым Министерство ЖКХ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
06.02.2012 отделом судебных приставов на основании исполнительного листа серии ВС N 041046589, выданного 19.01.2012 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 30.12.2011 по делу N 2-7125/11 о возложении обязанности на Министерство ЖКХ предоставить Корнилову Степану Петровичу на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах г. Хабаровска, за счет жилищного фонда Хабаровского края, возбуждено исполнительное производство N5275/12/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление. Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, послужило основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. постановления от 03.04.2013 о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора по исполнительному производству N 5275/12/01/27 в размере 5 000 руб.
Министерство ЖКХ обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.05.2013 по делу N 2-3976/13 в удовлетворении требований Министерства ЖКХ об оспаривании постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 03.04.2013 отказано.
По состоянию на 13.11.2013 решение суда должником не исполнено, в связи с чем судебным приставом-исполнителем 15.11.2013 Министерству ЖКХ Хабаровского края под штамп входящей корреспонденции вручено требование от 13.11.2013 N 5275/12/01/27 об исполнении решения суда в срок до 22.11.2013. Также Министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда.
06.12.2013 Министерству ЖКХ вручено извещение о необходимости представителю должника явиться 12.12.2013 в 11 час. 30 мин. в отдел судебных приставов для решения вопроса о привлечении Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
12.12.2013 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. в отношении Министерства ЖКХ, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол N 373/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 12.12.2013, полученным Министерством ЖКХ под штамп входящей корреспонденции 12.12.2013, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 16.12.2013 в 16 час. 40 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 1.
16.12.2013 начальником ОСП по Центральному району Прохватиловым И.А. вынесено постановление (исх. N 950018/13/01/27), которым Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Несогласие должника с постановлениями о наложении штрафа явилось основанием для обращения в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 за N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В соответствие со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу статьи 113 Закона N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, отделом судебных приставов на основании исполнительных листов Центрального районного суда г. Хабаровска возбуждены исполнительные производства N 32028/12/01/27 от 03.07.2012, N4950/12/01/27 от 03.02.2012, N 6495/12/01/27 от 14.02.2012, N5275/12/01/27 от 06.02.2012.
Согласно требованиям указанных исполнительных документов на должника - Министерство ЖКХ возложена обязанность за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить благоустроенное жилое помещение гражданам Борискиной Я.В., Бардеевой Л.С., Журавлевой З.В. и Корнилову С.П. соответственно.
В ходе указанных выше исполнительных производств должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решений суда. В ответ от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края поступали информационные письма аналогичного содержания, а именно: о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решений суда - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в г. Хабаровске, в п. Солнечный Солнечного района и в г. Комсомольске-на-Амуре.
Однако, в установленные судебным приставом-исполнителем сроки требования исполнительных документов должником исполнены не были.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства ЖКХ события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Министерства установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению гражданам благоустроенных жилых помещений.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решений суда должнику было известно со дня вынесения соответствующих судебных актов, то есть в 2011-2012г.г. Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю не может быть признан уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода времени вступившего в законную силу судебного решения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский суд по правам человека.
Также следует отметить, что исполнение должником требований исполнительного документа по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем, не свидетельствует об отсутствии самого факта административного правонарушения и не может служить основанием для освобождения правонарушителя от административной ответственности, а является лишь способом устранения нарушения законодательства и может быть признано в качестве смягчающего обстоятельства при определении меры ответственности.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушения малозначительными и применить статью 2.9. КоАП РФ.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 16.12.2013.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.02.2014 по делу N А73-15515/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15515/2013
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФССП по Хабаровскому краю, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска УФССП по Хабаровскому краю