город Воронеж |
|
22 апреля 2014 г. |
N А64-9146/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.В.,
при участии:
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ООО Агрофирма "Тамбовская": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.01.2014 по делу N А64-9146/2012 (судья Игнатенко В.А.) по заявлению Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172) о признании недействительным решения, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тамбовская",
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее также - Комитет) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС, антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным решения от 21.11.2012 по делу N А3-11/12 о нарушении законодательства о защите конкуренции.
Решением от 28.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что законодатель указывает на то, что соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть во всех случаях совершено в письменной форме.
Указывает на то, что документального подтверждения поступления заявки в Комитет не представлено, в связи с чем, по мнению заявителя апелляционной жалобы, последний не мог нарушить пункт 11 Правил об организации и проведении торгов.
Доводы отзыва УФАС на апелляционную жалобу сводятся к тому, что такое основание, как отсутствие заключенного договора о задатке в перечне оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, утвержденном Правилами об организации и проведении торгов, не предусмотрено.
Полагает необоснованным утверждение заявителя об отсутствии доказательств намерения ООО "Агрофирма Тамбовская" подать заявку на участие в аукционе.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В УФАС поступила жалоба от 07.11.2012 от ООО Агрофирма "Тамбовская" на действия организатора торгов - Комитет при проведении открытого по составу участников и форме подачи предложений о цене аукциона по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся собственности области.
Комитет выступил в качестве организатора торгов по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тамбовской области, и расположенных в границах Никифоровского района, в количестве 6 единиц, отдельными лотами, общей площадью 6 960 000 кв. м., по перечню согласно приложению N 1, на аукционе, открытом по составу участников и форме подачи предложений о цене, по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.
Комитет издал приказ от 03.10.2012 N 704 "О проведении аукциона по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности области, расположенных в границах Никифоровского района". Данным приказом определено, что аукцион состоится 08.11.2012 г. в 11 час. 00 мин. по адресу: г. Тамбов, ул. Московская, д. 65, комн. 16. Заявки принимаются с 05.10.12 по 06.11.12 в Комитете по управлению имуществом по вышеуказанному адресу, комн. 25.(л.д. 14, т. 1)
В специальном выпуске N 78 (1310) от 05.10.2012 газеты "Тамбовская жизнь" опубликовано извещение Комитета по управлению имуществом Тамбовской области о проведении открытых по составу участников и форме подачи предложений о цене аукционов по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Тамбовской области (л.д. 30-31 т. 1). В извещении о проведении аукциона, размещенном комитетом, содержался перечень документов, представляемых претендентом для участия в аукционе.
Согласно указанному перечню претенденту необходимо представить, в том числе договор о задатке в двух экземплярах, платежный документ (платежное поручение) с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение претендентом задатка в счет обеспечения оплаты земельных участков; доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени претендента, если заявка подается представителем претендента.
В третьем разделе извещения указана дата начала приема заявок: 05.10.2012, 9 час. 00 мин. по местному времени, дата окончания приема заявок: 06.11.2012, 17 час. 00 мин. по местному времени, место приема заявок: г. Тамбов, ул. Московская, д. 65, здание Комитета, каб. 25.
В процессе рассмотрения жалобы ООО Агрофирма "Тамбовская" Комиссия УФАС установила, что указанному выше юридическому лицу было отказано в приеме заявки по причине отсутствия доверенности в подтверждение полномочий действовать от имени данной организации.
В ходе рассмотрения дела N А3-11/12 антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Комитетом пункта 11 Правил об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808, выразившиеся в том, что 06.11.12 после 17 часов 00 мин. ООО Агрофирма "Тамбовская" было отказано в приеме заявки, при этом отметка об отказе в принятии документов с указанием причины отказа, на заявке названного претендента на участие в аукционе поставлена не была.
Кроме того, антимонопольным органом было также установлено, что требования организатора торгов в части предоставления договора о задатке в двух экземплярах противоречат требованиям пунктов 8 и 10 Правил и ограничивают доступ к участию в аукционе, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения жалобы ООО Агрофирма "Тамбовская", антимонопольным органом по делу о нарушении законодательства о защите конкуренции N А3-11/12 принято решение от 21.11.2012, которым жалоба указанной организации была признана обоснованной (пункт 1). Пунктом 2 данного решения Комитет признан нарушившим порядок проведения торгов, установленный Постановлением Правительством РФ от 11.11.2002 N 808 действиями по нарушению порядка размещения информации о проведении торгов и порядка подачи заявок на участие в них. Пунктом 3 данного решения Комиссия решила рассмотреть вопрос об обращении в арбитражный суд Тамбовской области о признании аукциона по лотам N 1, N 2. N 4, N 6, заключенного по его результатам договора недействительным.
Полагая неправомерным и необоснованным принятое УФАС решение от 21.11.2012 по делу N А3-11/12 о нарушении законодательства о защите конкуренции, Комитет обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ; Закон о защите конкуренции) при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
Пунктом 8 Правил об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, установлен перечень сведений, которые должно содержать извещение о проведении торгов, опубликованное в средствах массовой информации.
Согласно подпунктам ж и е пункта 8 указанных Правил извещение о проведении торгов должно содержать сведения о форме заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; а также сведения о начальной цене предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления.
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 10 статьи 38.1 ЗК РФ и пунктом 8 Правил N 808 извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка.
В соответствии с абзацем 4 пункта 10 Правил юридическое лицо дополнительно прилагает к заявке нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки.
Правилами не предусмотрено право организатора торгов требовать у представителей претендента - юридического лица доверенность на представление интересов Общества и документов, подтверждающих личность.
К заявке должны прилагаться документы, подтверждающие право на осуществление действий в отношении претендента.
Однако, проверка данных полномочий, а также проверка документов в составе заявки в соответствии с пунктом 15 Правила относится к функциям Комиссии, но не к лицам, принимающим заявки.
Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.
В силу пункта 15 Правил претендент не допускается к участию в торгах в случае, если представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении, или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации.
Согласно части 16 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока ее приема, возвращается в день ее поступления заявителю. Аналогичные положения установлены в пункте 11 Правил N 808.
Из материалов дела усматривается, что в разделе 3 извещения о проведении аукциона, опубликованного в газете "Тамбовская жизнь" N 139 от 05.10.2012, указан перечень документов, представляемых для участия в аукционе.
Требование о наличии договора о задатке, в том числе, в двух экземплярах, в законе и Правилах не содержится.
В связи с указанным обстоятельством, антимонопольный орган пришел к правильному выводу о нарушении Комитетом требований пункта 8 Правил N 808.
Кроме того, суд правомерно указал на то, что данное требование ограничивает доступ к участию в аукционе.
Факт явки представителя ООО Агрофирма "Тамбовская" в каб. 25 и обращения к начальнику отдела продаж Комитета для подачи заявки на участие в аукционе судом установлен и Комитетом не отрицается.
ООО Агрофирма "Тамбовская" было отказано в принятии заявки после 17 час. 00 мин., при этом причина отказа в принятии заявки не была указана Комитетом.
Суд пришел к верному выводу о том, что в данном случае Комитет должен был зарегистрировать поступившую заявку с указанием даты и времени подачи документов, возвратить с указанием причин ее возвращения, что сделано не было.
В связи с чем, антимонопольным органом сделан правильный вывод о нарушении организатором торгов требований пункта 11 Правил.
В апелляционной жалобе заявитель сослался на отсутствие судебной оценки доводам заявителя, однако эти доводы фактически представляют собой цитаты из норм права.
Арбитражный суд области оценил представленные доказательства в совокупности надлежащим образом, доводы апелляционной жалобы по мнению апелляционной коллегии, основанием для их переоценки не являются.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ для признания незаконным решения антимонопольного органа не имеется.
На основании вышеизложенного, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку органы государственной власти освобождены Налоговым кодексом Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании госпошлины с Комитета судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.01.2014 по делу N А64-9146/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-9146/2012
Истец: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области
Ответчик: ООО "Агрофирма "Тамбовская", Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
Третье лицо: ООО "Агрофирма "Тамбовская", ООО "Трио", Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области