г. Москва |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А41-50793/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Бирюкова О.В., по доверенности от 01.04.2013,
от заинтересованного лица - Соболева Л.В., по доверенности от 10.04.2014 N 26дов-132,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2014 года по делу N А41-50793/13, принятое судьей Синицей И.В., по заявлению открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" (ИНН 5036065113, ОГРН 1057746555811) к Комитету лесного хозяйства Московской области об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО "МОЭСК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания от 06.08.2013 об устранении нарушения лесного законодательства в отношении ОАО "Московская объединенная электросетевая компания".
Решением от 21 февраля 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель Комитета ссылался на то, что по всей протяженности лесных участков срубленная древесина сложена в штабеля у стенки леса, однако порубочные остатки не убраны, в результате чего нарушены пункты 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, актом осмотра территории лесного участка и приложенной к нему фототаблицей. Согласно п. 4.10 договора подряда подрядчик при сдаче работ заказчику предъявляет всю исполнительную и иную необходимую по СНиП и иным нормативным актам документацию о выполненных работах. На момент проверки срок действия договора подряда истек, работы подрядчика по договору подряда окончены и сданы, но выявленные порубочные остатки и древесина находятся на месте проведения работ длительное время. Следовательно, обязанность по устранению нарушения лежит на ОАО "МОЭСК", о чем и было вынесено предписание.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, указал, что ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности лежит не на заказчике, а на подрядчике, на которого договором возложена обязанность по информированию органов лесхоза о начале производства работ, рубок и сдаче заготовленной древесины. Таким образом, заявитель считает, что предписание выдано ненадлежащему лицу. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о частичном удовлетворении апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, 23.07.2013 Ногинским филиалом ГКУ МО "Мособллес" проведен осмотр территории лесного участка в Луковском участковом лесничестве, расположенном вблизи дер. Богослово Ногинского района Московской области.
В ходе осмотра установлено, что в квартале N 35 выделы 11, 47, квартале N 37 выдел 4, квартале N 41 выделы 11, 10, 12, 20, 23, 38, 39, 45, на которых в 2012-2013 годах производилась рубка лесных насаждений для эксплуатации линий электропередач ВЛ-110кВ "Ногинск-Шерна", ВЛ-110кВ "Ногинск-Черноголовка", по всей протяженности лесных участков в указанных кварталах обнаружена сложенная в штабеля древесина у стенки леса, порубочные остатки не убраны, о чем составлен акт осмотра территории лесного участка от 23.07.2013 (л.д. 61-62). К акту приложены фотографии (л.д. 63-67).
06.08.2013 в отношении ОАО "МОЭСК" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ. В протоколе указано, что обществом нарушены п.п. 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 417 от 30.06.2007, Постановление губернатора МО от 26.04.2013 N 104-ПП (л.д. 56).
В тот же день Ногинским филиалом ГКУ МО "Мособллес" вынесено предписание об устранении нарушений лесного законодательства, адресованное ОАО "МОЭСК", а именно: обществу предложено устранить следующие нарушения: в Луковском участковом лесничестве квартал 35, выдела 11, 47; квартал 37 выдел 4; квартал 41 выдела 11, 10, 12, 20, 23, 38, 39, 45, а именно: согласовать места складирования древесины с сотрудниками Ногинского филиала ГКУ "Мособллес", заготовленную древесину складировать на согласованных местах хранения и очистить лесные участки от порубочных остатков в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (л.д. 73).
Не согласившись с предписанием, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о незаконности предписания ГКУ МО "Мособллес" от 06.08.2013 в части возложения на общество обязанностей по согласованию места складирования древесины с сотрудниками Ногинского филиала ГКУ "Мособллес", и по складированию заготовленной древесины на согласованных местах хранения, на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства (пункт 5 Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160.
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается, в том числе: посадка и вырубка деревьев и кустарников (пункт 10 Порядка).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Согласно пункту 5 той же статьи в целях эксплуатации линий электропередачи, в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно -защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Подпунктами "а" и "б" пункта 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, предусмотрено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, в охранных зонах сетевых организаций, осуществляется вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Согласно пункту 6 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604, местом нахождения древесины является земельный участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, т.е. просеки трасс линий электропередачи, без права передвижения заготовленного леса.
Согласно материалам дела 05.08.2011 между ОАО "МОЭСК" (Заказчик) и ООО "Лесторг" (подрядчик) заключен договор подряда N 2-ЛТ.
Согласно пункту 1.1 договора подрядчик выполняет работы по реконструкции воздушных линий электропередачи напряжением 35-220 кВ, связанные с расширением просеки воздушных линий. Действия ОАО "МОЭСК" и подрядной организации направлены на предотвращение аварий, чрезвычайных ситуаций, устранение угроз безопасности населению, жизни людей и надежности работы электросетевого комплекса региона.
В соответствии с пунктом 4.17 договора подрядчик обязуется сдавать заготовленную древесину собственникам, в т.ч. путем подготовки и направления уведомлений подразделениям Росимущества, как представителю собственника - Российской Федерации или иным собственникам (при наличии информации о них) с учетом положений статей 210, 211 ГК РФ, положений ГК РФ о действиях в интересах третьего лица, вместе с информацией в соответствии с Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 N 604, или иным путем в случае изменения Лесного законодательства или поступления указаний собственников, основанных на требованиях законодательства РФ, обязательных к исполнению Подрядчиком и (или) Заказчиком.
В ходе осмотра уполномоченным органом были обнаружены факты нарушения ОАО "МОЭСК" требований пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, а именно: обнаружена сложенная в штабеля древесина у стенки леса, порубочные остатки не убраны.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра территории лесного участка от 23.07.2013, приложенными фотографиями.
Довод общества о том, что предписание выдано ненадлежащему лицу, поскольку ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности лежит не на заказчике, а на подрядчике, на которого договором возложена обязанность по информированию органов лесхоза о начале производства работ, рубок и сдаче заготовленной древесины, апелляционный суд признает необоснованным в силу следующего.
Заключение договора подряда не освобождает ОАО "МОЭСК" от исполнения требования законодательства по содержанию лесных участков, выделенных для размещения линий электропередачи.
Являясь собственником линии электропередачи, расположенной на спорном лесном участке, ОАО "МОЭСК" обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расширению просеки, и, следовательно, несет ответственность в случае нарушения данных требований.
Частью 2 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного Кодекса Российской Федерации, принадлежит Российской Федерации.
Учитывая, что заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонд, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, решение вопроса о вывозе и хранении заготовленной древесины возложено на органы Росимущества.
Следовательно, ОАО "МОЭСК" и подрядные организации, осуществляющие работы по договору, не имеют права распоряжаться заготовленной древесиной, так как не являются ее собственниками.
В материалы дела представлены письма от 21.11.2011, направленные подрядчиком ООО "Лесторг" в адрес Управления лесного хозяйства по г.Москве и Московской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом - собственника древесины, в которых общество сообщает о вырубке деревьев по договору подряда от 05.08.2011 N 2-ЛТ, сложении древесины в штабеля и готовности ее к сдаче в объемах, согласно приложенным актам.
В соответствии с требованиями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон и Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ обязательства по уведомлению государственного органа надлежащим образом исполнены.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Комитет не представил надлежащих доказательств в обоснование возложенных на общество оспариваемым предписанием обязанностей согласовать места складирования древесины с сотрудниками Ногинского филиала ГКУ "Мособллес", а заготовленную древесину складировать именно на согласованных местах хранения.
Таким образом, апелляционный суд оспариваемое предписание в части возложения на общество указанных обязанностей находит не соответствующим действующему лесному законодательству.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного апелляционный суд признает недействительным предписание комитета лесного хозяйства в отношении ОАО "МОЭСК" от 06.08.2013 об устранении нарушений лесного законодательства в части возложения на общество обязанности согласовать места складирования древесины с сотрудниками Ногинского филиала ГКУ "Мособллес", заготовленную древесину складировать на согласованных местах хранения.
На основании части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу пункта 61 "Правил заготовки древесины", утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила заготовки древесины), содержащемуся в четвертом разделе "Требования к организации и проведению работ по заготовке древесины", очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. В соответствии с приведенной нормой очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков возложена на лицо, ответственное за вырубку лесных насаждений, которым в рассматриваемом случае является ОАО "МОЭСК".
Согласно акту осмотра территории от 23.07.2013 по всей протяженности лесных участков выявлено наличие неубранных порубочных остатков, что также очевидно следует из фототаблицы, являющейся приложением к акту осмотра.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о правомерном возложении на общество обязанности по очистке лесных участков от порубочных остатков в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание в части возложения на общество обязанности по очистке лесных участков от порубочных остатков является законным.
Поскольку решением суда первой инстанции предписание признано незаконным в полном объеме, суд апелляционной инстанции в указанной части решение суда считает необходимым изменить, признав недействительным предписание Комитета лесного хозяйства в отношении ОАО "МОЭСК" от 06.08.2013 об устранении нарушений лесного законодательства лишь в части возложения на общество обязанности согласовать места складирования древесины с сотрудниками Ногинского филиала ГКУ "Мособллес", заготовленную древесину складировать на согласованных местах хранения. Требования общества о признании незаконным предписания в части обязанности по очистке лесных участков от порубочных остатков надлежит оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.02.2014 по делу N А41-50793/13 изменить в части.
Признать недействительным предписание комитета лесного хозяйства в отношении ОАО "МОЭСК" от 06.08.2013 об устранении нарушений лесного законодательства в части возложения на общество обязанности согласовать места складирования древесины с сотрудниками Ногинского филиала ГКУ "Мособллес", заготовленную древесину складировать на согласованных местах хранения. В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50793/2013
Истец: Комитет лесного хозяйства МО, ОАО "Московская объединенная электоросетевая космпания", ОАО Московская объединенная электросетевая компания филиал Восточные электрические сети
Ответчик: ГКУ МО "Мообллес" Ногинский филиал, Комитет лесного хозяйства МО
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес" Ногинский филиал