г. Пермь |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А50-24191/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Полевщиковой С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
от заявителя - муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 7 с углубленным изучением английского языка" г. Перми (ОГРН 1025900528290, ИНН 5902291886) - Деменева Т.А. (доверенность от 18.11.2013)
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края от 04 февраля 2014 года
по делу N А50-24191/2013, принятое судьей Байдиной И.В.
по заявлению муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 7 с углубленным изучением английского языка" г. Перми (ОГРН 1025900528290, ИНН 5902291886)
к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) с требованием:
- признать незаконным решение ГУ - ПРО ФСС РФ N 1117 от 14.10.2013 г. о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов, пени, штрафа в отношении работников, вышедших на трудовую пенсию по старости, имеющих стаж педагогической деятельности 25 и более лет, работников, которым была произведена частичная оплата стоимости санаторно-курортной путевки, молодых специалистов;
- признать незаконным решение ГУ - ПРО ФСС РФ N 1297 от 14.10.2013 г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части доначисления страховых взносов, пени, штрафа в отношении работников, вышедших на трудовую пенсию по старости, имеющих стаж педагогической деятельности 25 и более лет, работников, которым была произведена частичная оплата стоимости санаторно-курортной путевки, молодых специалистов,
установил:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 7 с углубленным изучением английского языка" г. Перми (далее - заявитель, учреждение, МАОУ "СОШ N7") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решений, вынесенных Государственным учреждением - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд) от 14.10.2013 г. N 1297 в части выводов о не включении в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение; единовременных выплат сотрудникам в связи с выходом на пенсию по старости; единовременных выплат молодым специалистам, с начислением соответствующих сумм страховых взносов, пени и штрафа; и N 1117 от 14.10.2013 г. в части выводов о не включении в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний единовременных выплат сотрудникам в связи с выходом на пенсию по старости; единовременных выплат молодым специалистам, с начислением соответствующих сумм страховых взносов, пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.02.2014 заявленные требования удовлетворены путем признания незаконным указанных выше решений.
В порядке распределения судебных расходов с Фонда в пользу учреждения взыскана государственная пошлина в размере 4000 руб.
Не согласившись с судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, доводы которого поддержал в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Фонд, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, извещен надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направил, что в порядке п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, отделением Фонда проведена плановая выездная проверка заявителя с целью проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составлен акт выездной от 13.09.2013 N 1765, и вынесено решение от 14.10.2013 N 1297.
Кроме того, отделением Фонда проведена плановая выездная проверка заявителя с целью проверки начисления, уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств, по результатам которой составлен акт от 13.09.2013 N 1765 н/с, на основании которого вынесено решение N 1117 от 14.10.2013.
В частности, заинтересованным лицом сделаны выводы о том, что учреждение не включило в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством следующие суммы: компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении; оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение в 2011 и 2012г.г.; единовременные выплаты молодым специалистам; единовременные выплаты сотрудникам в связи с выходом на пенсию по старости.
Не согласившись с решениями в части выводов о занижении базы, учреждение обратилось в суд с заявлением, рассмотрев которое, суд признал его подлежащим удовлетворению
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда отмене, а доводы жалобы удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, т.е. для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом N 125-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
На основании статьи 20 Федерального закона N 125-ФЗ (пункт 1) средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, а также иных источников, перечисленных в названной норме.
При этом объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются, как это следует из пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 20.2. Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Как сказано выше, выплаты такого же характера содержатся в пункте 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно материалам настоящего дела учреждением произведены выплаты единовременных пособий работникам, с которыми трудовые договоры были расторгнуты в связи с выходом на пенсию, а также выплачены единовременные пособия молодым специалистам.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные выплаты относятся к государственным пособиям.
Статьей 17 Закона Пермского края N 587-ПК (далее - Закон N 587-ПК) предусмотрены социальные гарантии педагогическим работникам.
В ч. 1 ст. 17 названного Закона определено, что в Пермском крае педагогическому работнику государственного (краевого) образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения, финансируемого за счет субвенций из бюджета Пермского края, дополнительно к федеральным устанавливаются социальные гарантии и льготы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона Пермского края N 587-ПК в редакции, действовавшей в проверяемый период, лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственные (краевые) образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения, финансируемые за счет субвенций из бюджета Пермского края, выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере и устанавливается ежемесячная надбавка в течение 3 лет.
Единовременное пособие выплачивается один раз по первому месту работы после окончания указанного в данном пункте образовательного учреждения.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Закона Пермского края N 587-ПК в редакции, действовавшей в проверяемый период, предусмотрено, что педагогическим работникам (в том числе руководителям) образовательных учреждений при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере.
Таким образом, руководствуясь вышеназванными положениями Закона N 212-ФЗ, Закона N 125-ФЗ, Закона Пермского края N 587-ПК, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что единовременные пособия, выплаченные заявителем указанным выше лицам, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам и должны включаться в базу для начисления страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица о том, что спорные выплаты не носят компенсационный характер, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в силу положений вышеприведенных норм права произведенные выплаты являются пособиями и носят характер государственной поддержки
Ссылка отделения Фонда на то, что спорные выплаты не являются государственными пособиями, поскольку установлены не законодательством Российской Федерации, а законодательством Пермского края, судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованная, поскольку согласно буквальному толкованию вышеназванных норм статей федеральных законов N 212-ФЗ и N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, т.е. в рассматриваемом случае в соответствии с законодательным актом субъекта Российской Федерации - Законом Пермского края N 587-ПК.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда, которым признано необоснованным доначисление фондом страховых взносов, пени и привлечение учреждения к ответственности в связи с не включением в базу для начисления страховых взносов сумм оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение своих работников.
Статьей 15 ТК РФ определено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 57 ТК РФ предусматривает возможность включения сторонами в трудовой договор дополнительных положений, в частности об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.
В статье 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ч. 2 ст. 164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом или другими федеральными законами.
Материалами дела установлено, что учреждением в проверяемом периоде произведена оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников.
Законом Пермского края от 08.12.2006 N 30-КЗ предусмотрены социальные гарантии работникам бюджетных учреждений Пермского края.
Пунктом 3 статьи 3 данного Закона определено, что финансовая помощь местным бюджетам за счет средств бюджета Пермского края на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений, работающих в сферах, указанных в статье 1 настоящего Закона, предоставляется в форме субсидий при условии долевого участия органов местного самоуправления в финансировании данных расходов за счет собственных средств в размере не менее 30% стоимости таких путевок.
Пунктом 2 решения Пермской городской думы от 25.09.2007 N 224 "Об обеспечении путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений города Перми на 2007-2013 годы" установлено, что финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений города Перми осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Перми в размере не менее 30% от стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансовой помощи в виде субсидий из бюджета Пермского края на очередной финансовый год на эти цели в размере не более 60% от стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, собственных средств работников муниципальных учреждений города Перми в размере 10% от стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
В соответствии с п. 3 данного решения объем средств бюджета города на обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений города Перми определяется ежегодно при формировании бюджета города Перми.
С учетом названных норм, выплаченные учреждением суммы на оплату санаторно-курортного лечения, являются компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а не выплаченными в рамках трудовых отношений, и соответственно не подлежат обложению страховыми взносами в силу действия п. 1 ч. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 февраля 2014 года по делу N А50-24191/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24191/2013
Истец: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N7 с углубленным изучением английского языка" г. Перми
Ответчик: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ