г. Самара |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А55-24946/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Липатникова Евгения Николаевича - Бандура Г.В., доверенность от 06.11.2013 г.,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 апреля 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2014 года по делу N А55-24946/2013, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Липатникова Евгения Николаевича, Самарская область, г. Тольятти,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании распоряжения незаконным в части установления выкупной цены земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Липатников Евгений Николаевич обратился в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о признании не соответствующим пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и незаконным пункта 2 Распоряжения N 576-р от 05.08.2013 г. в части установления выкупной цены земельного участка в размере, превышающем 1 105 386 руб. 19 коп.
Решением суда первой инстанции от 28 января 2014 года заявление удовлетворено.
Суд признал не соответствующим пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и незаконным пункт 2 Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области N 576-р от 05.08.2013 г. в части установления выкупной цены земельного участка в размере, превышающем 1 105 386 руб. 19 коп.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 25.03.2014 г.).
Обращает внимание на то, что оспариваемое заявителем распоряжение принято о предоставлении в собственность по заявлению на выкуп от 26 июня 2012 г., из чего согласно статье 2 Вводного земельного закона следует применение льготного порядка определения цены выкупа земельного участка.
Считает, что указанные обстоятельства не были опровергнуты заинтересованным лицом.
Аналогичная правовая позиция подтверждается судебной практикой по делам N A55-20S68/2012; А55-18591/2012.
Согласно Приложения к постановлению Правительства Самарской области от 22.01.2013 г. N 9 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для 9-го вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" порядковый номер 41, номер кадастрового квартала 63:09:0102158 установлено в рублях за один квадратный метр земли в размере 626, 29, т.е. кадастровая стоимость земельного участка определена: 70599 кв.м. х 626, 29 руб. = 44 215 447,71 руб., что подтверждено кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102158:633 на дату принятия (п. 7 Особые отметки: кадастровая стоимость на 05.08.2013 г. составляла 44 215 447,71 руб.) оспариваемого Распоряжения N 576-р от 05.08.2013 г.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Распоряжением N 576-р от 05.08.2013 г. Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области принято решение по заявлению ИП Липатникова Е.Н. от 26.06.2013 г. вх. N 14/1070 (л.д. 10-11).
Пунктом 2 указанного распоряжения установлена стоимость земельного участка в размере 104 718 790 руб. 71 коп.
Заявитель, полагая, что пункт 2 указанного распоряжения не соответствует Федеральному закону от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ и нарушает его права и интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании не соответствующим пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и незаконным пункта 2 Распоряжения N 576-р от 05.08.2013 г. в части установления выкупной цены земельного участка в размере, превышающем 1 105 386 руб. 19 коп..
28 января 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что поскольку на испрашиваемом заявителем земельном участке расположен объект, который был ранее отчужден из государственной собственности в порядке приватизации (договор передачи имущества в собственность акционерного общества N 149 от 20.07.1994 г. - л.д. 26-32), выкупная цена земельного участка должна быть определена в соответствии с правилами, установленными частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в размере, равном 2,5 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Судом установлено, что оспариваемое заявителем распоряжение ответчика о продаже земельного участка принято 05.08.2013 г.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102158:633 является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 17.05.1999 года, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 70599 кв.м., адрес: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Борковская, 14, запись в ЕГРП N 63.09.1/1999.4761 от 29.04.1999 г.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости с 26.02.2013 г. кадастровая стоимость составляет 44 215 447 руб. 71 коп.
Ответчиком было принято соответствующее решение, однако установленная цена земельного участка не соответствует требованиям Вводного земельного закона РФ и Закона Самарской области "О земле", так как кадастровая стоимость должна учитываться на момент принятия решения.
В силу статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В этой связи, принимая решение о предоставлении в собственность земельного участка, подлежат применению актуальные на этот момент сведения о кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу Вводного земельного закона цена является устанавливаемой уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, следовательно, цена будет определена только после её указания в соответствующем решении.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с пунктами 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
По представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки (пункт 10 Правил).
В период совершения управлением кадастра оспариваемых действий сведения об экономических характеристиках земельных участков в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов.
В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд обоснованно посчитал, что расчёт выкупной цены спорного земельного участка на дату принятия решения о его предоставлении в собственность должен составить 1 105 386 руб. 19 коп., исходя из кадастровой стоимости 44 215 447 руб. 71 коп. х 2,5%.
При данных обстоятельствах в распоряжении цена продажи земельного участка, превышающей указанную сумму не соответствует требованиям пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Липатникова Евгения Николаевича.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2014 года по делу N А55-24946/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24946/2013
Истец: ИП Липатников Евгений Николаевич
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области