г. Хабаровск |
|
24 апреля 2014 г. |
А73-14169/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Хабаровсккрайгаз": представитель не явился;
от Отделения надзорной деятельности по Солнечному району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения надзорной деятельности по Солнечному району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю
на решение от 18.02.2014
по делу N А73-14169/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровсккрайгаз"
к Отделению надзорной деятельности по Солнечному району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю
об отмене постановления от 22.11.2013 N 156/157/158 о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Хабаровсккрайгаз" (далее - ОАО "Хабаровсккрайгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения надзорной деятельности по Солнечному району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - ОНД по Солнечному муниципальному району, Отделение надзорной деятельности, административный орган) от 22.11.2013 N 156/157/158, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением суда от 18.02.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, так как судом первой инстанции установлено нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ОНД по Солнечному муниципальному району обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора Солнечного района по пожарному надзору Чиркина М.А. от 19.08.2013 N 124 должностным лицом Отдела надзорной деятельности проведена плановая выездная проверка объектов, принадлежащих ОАО "Хабаровсккрайгаз": газовый участок п. Солнечный, склад хранения газовых баллонов п. Горин, склад хранения газовых баллонов п. Березовый.
В ходе проверки выявлены нарушения, которые отражены в акте проверки от 17.09.2013 N 124:
На газовом участке п. Солнечный:
- отсутствует программа пожарно-технического минимума, согласованная с территориальным органом ГПН. Не определены порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума, чем нарушен пункт 3 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (далее - Правила противопожарного режима, ППР), НПБ 645 п. 35, 37, 53;
- не обновлены инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом 18 Правил противопожарного режима;
- на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности, выполненные в соответствии с ГОСТ - нарушен пункт 33 ППР;
- не проводится проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год с составлением соответствующего акта - нарушен п. 55 ППР;
- не проведена проверка огнетушащего вещества в 6 порошковых огнетушителях, отсутствуют роторные пломбы желтого цвета - нарушены пункты 476, 477, 478 ППР, НПБ 166-97 п. 8.2;
- отсутствует договор на техническое обслуживание систем противопожарной защиты зданий (автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре), не проводится техническое обслуживание, отсутствует годовой план-график) - нарушен п. 63 ППР.
На складе хранения газовых баллонов п. Горин:
- не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности на участке хранения баллонов газа - нарушены пункты 2, 460 ППР;
- склад с газовыми баллонами расположен на территории, прилегающей к жилому дому, территория на очищена от горючих материалов - пункты 19, 20 ППР;
- шкаф для газовых баллонов не имеет жалюзи для проветривания, а также предупреждающие надписи "Огнеопасно. Газ - нарушен п. 93 ППР;
- не проведена проверка огнетушащего вещества в порошковом огнетушителе, отсутствует роторная пломба желтого цвета - нарушены пункты 476, 477, 478 ППР, НПБ 166-97 п. 8.2.
На складе хранения газовых баллонов п. Березовый:
- не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности на участке хранения баллонов газа - нарушены п. 2, 460 ППР;
- баллоны с горючим газом "Пропан" хранятся в вертикальном положении без специальных устройств, исключающих падение (п. "и" п. 355 ППР;
- в помещении склада баллонов с газом "Пропан" допускается хранение посторонних веществ и материалов (автомобильная покрышка, ящик) - нарушен пп. "к" п. 355 ППР;
- отсутствуют эксплуатационные паспорта на огнетушители - пункт 475 ППР;
- огнетушитель N 4 на складе хранения баллонов газа находится в неисправном состоянии, показания манометра в положении "0"; - нарушен п. 478 ППР;
- запорно-пусковое устройство огнетушителя N 2 на складе хранения баллонов газа не имеет пломбы - п. 475 ППР;
- допускается эксплуатация всех огнетушителей с истекшим сроком проверки огнетушащего вещества - п. 478 ППР, НПБ 166-97 п. 8.2;
- склад хранения баллонов газа "пропан" не оборудован системой автоматической пожарной сигнализации - абз. 3 п. 6 НПБ 110-03.
При проведении проверки и составлении акта присутствовали заместитель начальника Солнечного газового участка Китов П.Е., мастер газового участка п. Березовый Евстратенко П.М., мастер газового участка п. Горн Фадеев А.И.
Уведомлением от 17.09.2013 N 454-2-20 ОАО "Хабаровсккрайгаз" по юридическому адресу г. Хабаровск, ул. Брестская, 51 извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 27.09.2013 в 10-00 по адресу п. Солнечный Хабаровского края, ул. Геологов, 26 каб. 7 (л.д. 105).
Повторным уведомлением от 22.10.2013 N 492-2-20 генеральный директор ОАО "Хабаровсккрайгаз" по юридическому адресу г. Хабаровск, ул. Брестская, 51, уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 05.11.2013 в 10-00.
05.11.2013 главным государственным инспектором Солнечного муниципального района по пожарному надзору Савиным А.А. в отсутствие законного либо иного уполномоченного представителя общества, составлены протоколы N 156, 157, 158 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Копии протоколов направлены в адрес общества заказной корреспонденцией.
Протоколы содержат информацию о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 22.11.2013 в 11-00 по адресу п. Солнечный, ул. Геологов, 26 каб. 7.
Постановлением главного государственного инспектора Солнечного района по пожарному надзору Чиркина М.А. от 22.11.2013 N 156/157/158, вынесенным в присутствии представителя ОАО "Хабаровсккрайгаз" Мартынова В.М., действующего по общей доверенности от 28.10.2013 N 04-22/370, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Несогласие заявителя с постановлением административного органа послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, является административным правонарушением предусмотренной частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, является административным правонарушением, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности определены в статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности). При этом в силу положений статьи 38 этого же закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством могут нести как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закона N 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ч.3 ст.5 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
По правилам, установленным статьей 83 Закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
В соответствии с пунктами 7 и 14 НПБ 110-03, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03) АУПТ и АУПС должны проектироваться в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
Правилами противопожарного режима установлены следующие требования пожарной безопасности:
В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения (Пункт 2).
Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.(Пункт 3).
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Руководителем организации, на объекте которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара (Пункт 35).
Руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года (Пункт 55).
Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров (Пункт 63).
Пункт 355.При хранении газа:
и) баллоны с горючим газом, имеющие башмаки, хранятся в вертикальном положении в специальных гнездах, клетях или других устройствах, исключающих их падение. Баллоны, не имеющие башмаков, хранятся в горизонтальном положении на рамах или стеллажах. Высота штабеля в этом случае не должна превышать 1,5 метра, а клапаны должны закрываться предохранительными колпаками и быть обращены в одну сторону;
к) хранение каких-либо других веществ, материалов и оборудования в помещениях складов с горючим газом не разрешается;
Пункт 460.Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
Пункт 461. В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;
е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).
Пункт 462. В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:
а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;
б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;
в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;
д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;
ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;
з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
Пункт 475. Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской.
Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа.
Пункт 476. Опломбирование огнетушителя осуществляется заводом-изготовителем при производстве огнетушителя или специализированными организациями при регламентном техническом обслуживании или перезарядке огнетушителя.
Пункт 477. На одноразовую номерную контрольную пломбу роторного типа наносятся: индивидуальный номер пломбы; дата в формате квартал-год; модель пломбировочного устройства; символ завода-изготовителя пломбировочного устройства.
Контрольные пломбы с ротором белого цвета используются для опломбирования огнетушителей, произведенных заводом-изготовителем.
Контрольные пломбы с ротором желтого цвета используются для опломбирования огнетушителей после проведения регламентных работ специализированными организациями.
478. Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
Нарушение указанных норм образует составы административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение установленного порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.
Из смысла и содержания статьи 28.2 КоАП РФ следует, что составление протокола в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, должно осуществляться в его присутствии (присутствии его законного представителя) либо, в случае его отсутствия, при условии надлежащего уведомления лица (его законного представителя) о времени и месте составления протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.4. КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пунктах 10, 24 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Указанный в части 2 статьи 25.4. КоАП РФ перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица не является.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Отделения надзорной деятельности оформлено уведомление от 22.10.2013 N 492-2-20 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 05.11.2013 в 10-00.
Вместе с тем, сведений о надлежащем вручении названного уведомления законному представителю ОАО "Хабаровсккрайгаз" в материалах дела не имеется.
В качестве единственного доказательства административным органом представлен отчет об отправке факса от 23.10.2013. Однако такой отчет сам по себе не является надлежащим доказательством уведомления от 22.10.2013 N 492-2-20, поскольку не содержит достоверных сведений о наименовании и содержании отправляемого документа.
В свою очередь общество отрицает факт надлежащего уведомления законного представителя о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях.
При составлении протоколов 05.11.2013 законный либо иной уполномоченный представитель ОАО "Хабаровсккрайгаз" не присутствовал.
При таких обстоятельствах следует признать, что надлежащего уведомления общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Кроме того, в виду вышеизложенных обстоятельств, совершение названных процессуальных действий в один день, в рассматриваемом случае, не обеспечило реализацию прав организации, предусмотренных частью 1 статью 25.1 КоАП РФ, надлежащим образом.
Таким образом, данное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности не позволило управлению рассмотреть дело всесторонне, полно и с учетом возможных возражений со стороны общества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о ненадлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом процессуального требования является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанное нарушение носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данным нарушением вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Указанные выше процессуальные нарушения являются существенными, поскольку не могли позволить всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объеме.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в них доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:ё
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.02.2014 по делу N А73-14169/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14169/2013
Истец: ОАО "Хабаровсккрайгаз"
Ответчик: ОНД по Солнечному муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, Отделение надзорной деятельности по Солнечному району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, Отделение надзорной деятельности по Солнечному району УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю