город Ростов-на-Дону |
|
22 апреля 2014 г. |
дело N А32-34018/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2014 по делу N А32-34018/2013, принятое судьёй Шкира Д.М., по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к заинтересованному лицу Управлению государственного строительного надзора по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общества "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо) от 02.09.2013 N 14-Ю-424с о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава правонарушения, а также отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что в силу статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) должностные лица органа государственного контроля не вправе проводить проверку в случае отсутствия при её проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица. Акт проверки представителю ОАО "РЖД" в нарушение требований части 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ не вручался. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной с грубым нарушением порядка, подлежат отмене. Таким образом, полученные с нарушением закона доказательства не могут быть использованы в качестве основания для привлечения к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление госстройнадзора Краснодарского края не согласилось с доводами апелляционной жалобы, указав на законность и обоснованность обжалуемого решения.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением о проведении внеплановой проверки от 24 июня 2013 года N 14-1694 Управлением проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства: "Многоэтажное здание", расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубые Дали, кадастровый номер земельного участка 23:49:0402012:1316.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российский Федерации по результатам проведенной проверки консультантом отдела государственного строительного надзора по городу Сочи Масалкиным И.В. 12 июля 2013 года составлен акт проверки N 14-Ю-184-ИМ, в котором зафиксированы следующие нарушения.
Согласно информации, предоставленной администрацией города Сочи земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402012:1316, земли населенных пунктов - для строительства многоквартирного жилого дома, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи и передан на права аренды ОАО "РЖД".
Согласно договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды, предоставляемого для строительства, от 04 июня 2012 года N 4900007573, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 июня 2013 года N 22/225/2013-072.
На указанном земельном участке выполнены конструкции 4-х этажного здания.
По своим характеристикам, в соответствии со статьями 49, 54 Градостроительного кодекса РФ указанный объект подлежит государственному строительному надзору.
В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьёй 49 указанного кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Однако проверкой установлено, что фактически положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на строительство объекта капитального строительство "Подготовительные работы по строительству технологического жилья для работников Северо-Кавказской железной дороги, обслуживающих объекты, построенные к Олимпийским играм 2014 г. в г. Сочи", расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубые Дали, кадастровый номер земельного участка 23:49:0402012:1316, отсутствует.
В соответствии с частью б статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство обязано обеспечивать ведение исполнительной документации.
Фактически исполнительная документация не представлена.
В соответствии с пунктом 2.18.8 Постановления Госгортехнадзора РФ "Об утверждении "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" установка кранов для выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ кранами (ППРК).
Проект производства работ кранами по строительству данного объекта не представлен.
В соответствии с пунктом 4.10 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" на границе зон постоянно действующих опасных производственных факторов (места вблизи неогороженных перепадов по высоте 1,3 м и более) должны быть установлены.
Защитные ограждения на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов не установлены (отсутствуют ограждения балконов здания, лестничных маршей).
В соответствии с пунктом 481 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях оборудуются пожарные щиты.
Фактически пожарные щиты и первичные средства пожаротушения отсутствуют.
В соответствии с пунктом 5.13 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски.
Фактически, не все лица, находящиеся на строительной площадке носят защитные каски.
На момент проверки административным органом установлено, что на объекте ведутся строительно-монтажные работы по установки опалубки 5-го этажа.
В соответствии с требованиями статей 28.1, 28.2, 28.5 КоАП РФ 12 июля 2013 года ввиду обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом, консультантом отдела государственного строительного надзора по городу Сочи Масалкиным И.В., уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол N 14-Ю-134-ИМ об административном правонарушении в строительстве по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в отсутствии законного представителя юридического лица.
В ходе рассмотрения дела факт нарушения градостроительного законодательства ОАО "РЖД" при строительстве объекта капитального строительства "Подготовительные работы по строительству технологического жилья для работников Северо-Кавказской железной дороги, обслуживающих объекты, построенные к Олимпийским играм 2014 года в городе Сочи", расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубые Дали, кадастровый номер земельного участка N 23:49:0402012:1316, был полностью подтвержден материалами дела, юридическое лицо ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 02 сентября 2013 года N 14-Ю-424с.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Статьей 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
По результатам административного расследования органом госстройнадзора установлено, что при строительстве объекта капитального строительства обществом допущены нарушения обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, а именно:
- в нарушение части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на строительство объекта капитального строительство "Подготовительные работы по строительству технологического жилья для работников Северо-Кавказской железной дороги, обслуживающих объекты, построенные к Олимпийским играм 2014 г. в г. Сочи", расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубые Дали, кадастровый номер земельного участка 23:49:0402012:1316, отсутствует;
- в нарушение части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо исполнительная документация не представлена;
- в нарушение пункта 4.10 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" защитные ограждения на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов не установлены (отсутствуют ограждения балконов здания, лестничных маршей);
- в нарушение пункта 5.13 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" не все лица, находящиеся на строительной площадке, носят защитные каски;
- в нарушение пункта 2.18.8 Постановления Госгортехнадзора РФ "Об утверждении "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" проект производства работ кранами по строительству данного объекта не представлен.
На момент проверки на объекте велись строительно-монтажные работы по установки опалубки 5-го этажа".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что материалами дела подтверждается факт наличия в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Вина юридического лица выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих невозможность их соблюдения.
Установленное органом госстройнадзора отсутствие в нарушение пункта 481 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" пожарных щитов и первичных средств пожаротушения относится к объективной стороне правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Ссылки заявителя жалобы на нарушения положений Закона N 294-ФЗ не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в силу пункта 3 части 3 статьи 1 положения вышеуказанного Закона не применяются при проведении административного расследования.
Кроме того, согласно части 6 статьи 27 Закона N 294-ФЗ до 1 июля 2014 года на территории муниципального образования город-курорт Сочи положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за предоставлением гостиничных услуг, услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания, за соблюдением соответствия их классификации гостиниц и (или) иных средств размещения, за осуществлением мониторинга выполнения договоров, заключенных правообладателями гостиниц и иных средств размещения с автономной некоммерческой организацией "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи", об организации размещения гостей XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, за выполнением требований правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, требований особого использования территорий в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, за соблюдением требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, требований в области строительства и требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2014 по делу N А32-34018/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34018/2013
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: Управление государственного строительного надзора по Краснодарскому краю
Третье лицо: ОАО "РЖД", Управление государственного строительного надзора КК