г. Москва |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А40-123441/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Красновой С.В.,
судей Сумароковой Т.Я., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола помощником судьи Фроловым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от "20" декабря 2013 года по делу N А40-123441/13, принятое судьей Махлаевой Т.И. по иску Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН 7726639745, ОГРН 1097746680822), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Фаворит"
о признании незаконным отказа, об обязании зарегистрировать дополнительное соглашение
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Подгузов Д.Ю. по доверенности от 20.12.2013 от ответчика - Обижаева О.А. по доверенности от 30.12.2013;
от третьего лица - Коньков Е.Е. по доверенности от 15.04.2014
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), изложенного в письме от 06.06.2013 N 11/164/2013-66, в государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.02.2013 к договору аренды от 24.03.2008 N 01-00379/08 в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Народная, д. 13, и обязании Управления Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемый отказ является незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Фаворит" (далее - ООО "Фаворит").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2013 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда от 20.12.2013 является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, представители истца и третьего лица против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда от 201.2.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2013 не подлежащим изменению или отмене, учитывая следующее.
Как следует из материалов дела, Департамент имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.02.2013 к договору аренды от 24.03.2008 N 01-379/08 в отношении объекта недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Народная, д. 13, заключенного с ООО "Фаворит" сроком действия до 30.06.2015.
Письмом от 06.06.2013 N 11/164/2013-66 Управлением Росреестра по Москве в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды отказано со ссылкой на пункт 9 статьи 17.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ввиду отсутствия документов, подтверждающих исполнение требований указанной статьи.
Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договора аренды на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Судом установлено, что результат оценки рыночной стоимости арендной платы на дату заключения дополнительного соглашения от 06.02.2013 заявителем в регистрирующий орган представлен не был, оценка рыночной стоимости на указанную дату сторонами не производилась.
Между тем из материалов дела следует, что ООО "Фаворит" является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается выпиской из базы данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы (л.д. 47).
П. 6 договора аренды от 24.03.2008 предусмотрено, что величина арендной платы за объект аренды определяется на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы.
Согласно подписанному сторонами дополнительному соглашению от 16.05.2011 ООО "Фаворит" в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 30.12.2008 N 1218-ПП и от 12.04.2011 N 135-ПП предоставлена льгота по арендной плате, размер которой определен 1 800 руб./1 кв.м в год.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица пояснили, что дополнительное соглашение, определяющее размер арендной платы по договору аренды от 24.03.2008, в 2013 году сторонами подписано не было по причине отказа Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации спорного дополнительного соглашения (аудиопротокол от 16.04.2014).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правительством Москвы приняты постановления от 25.12.2012 N 800-ПП, N 809-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г.Москвы" и от 15.04.2013 N 236-ПП "О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", в соответствии с которыми ставка арендной платы для субъектов малого предпринимательства 2011-2012 годы была установлена в размере 1800 руб., арендная плата для субъектов малого и среднего предпринимательства на 2013 год - в размере 3500 руб.
В соответствии с пунктом 4 статьи 53 Федерального закона "О защите конкуренции" (в редакции от 28.07.2012, действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения) до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
В пункте 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрен закрытый перечень случаев, при наличии которых в государственной регистрации прав может быть отказано.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах представленное на государственную регистрацию дополнительное соглашение от 06.02.2013 соответствовало положениям закона и не требовалось оценки рыночной стоимости объекта аренды, в связи с чем отказ Управления Росреестра по Москве в связи с непредставлением документов, подтверждающих исполнение требований пункта 9 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", является неправомерным и нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда от 20.12.2013, в связи с чем оно подлежит оставлению в силе, а в удовлетворении апелляционной жалобы должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "20" декабря 2013 года по делу N А40-123441/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Т.Я. Сумарокова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123441/2013
Истец: Департамент городского имущества г. Москвы
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ООО "Фаворит"