г. Самара |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А49-5802/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Кузнецова С.А., Буртасовой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кислициной Н.А.,
с участием:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом:
от третьего лица- не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 апреля 2014 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-26-1" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 февраля 2014 года по делу N А49-5802/2013 (судья Аверьянов С.В.),
по иску муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы", г. Пенза, ОГРН 1075836002450, ИНН 5836013530, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-26-1", г. Пенза, ОГРН 1075836004089, ИНН 5836627202,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, г. Пенза,
о взыскании 12 340 342 руб. 51 коп,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г. Пензы" (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-26-1" (далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности в сумме 12 340 342 руб. 51 коп. за тепловую энергию, поставленную за период с апреля по май 2013 года по договору энергоснабжения N 3153 от 31.01.2008.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27.02.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить в части взыскания 359 396 руб. 24 коп. и в удовлетворении требований в данной части отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В представленном отзыве третье лицо просит удовлетворить апелляционную жалобу ответчика, изменить решение суда.
Истец отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд принял определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
31.01.2008 между предприятием (энергоснабжающая организация) и обществом (абонент) заключен договор энергоснабжения N 3153 в редакции дополнительных соглашений (далее - договор), по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для нужд отопления горячего водоснабжения многоквартирных домов, а абонент обязуется оплачивать за счет средств собственников (населения) принятую тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пунктом 1 статьи 548 Кодекса).
Пунктом 4.6 договора предусмотрено, что расчеты по договору в объеме нормативного потребления должны производиться в срок до 25 числа месяца следующего за расчетным.
Из материалов дела следует, что во исполнение договорных обязательств истец в период с апреля по май 2013 года поставил ответчику тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения и выставил для оплаты счета-фактуры N 3153-04-1183 от 30.04.2013, N 3153-05-514 от 31.05.2013 на общую сумму 12 698 016 руб. 05 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате полученной энергии, послужило основанием для обращения предприятия с настоящим иском в арбитражный суд о взыскании долга в сумме 12 340 342 руб. 51 коп.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 16 постановления Правительства "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Пунктом 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), установлено, что под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети). Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 28.11.2012 N 145 установлен тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемой предприятием потребителям на территории г. Пензы, состоящий состоит из компонента на холодную воду (с НДС) 15,88 руб. за 1 куб. м. и компонента на тепловую энергию (с НДС) 1106,76 руб. за 1 Гкал (т. 2 л. д. 57).
Стоимость горячей воды, поставленной в спорный период, рассчитана истцом с учетом тарифа на горячую воду, установленного вышеуказанным Приказом.
Как следует из материалов дела, объем поставленной тепловой энергии ответчиком не оспаривается.
Разногласия между сторонами возникли относительно тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости горячей воды. В частности, ответчик и третье лицо полагают, что стоимость данного коммунального ресурса должна быть определена с применением тарифов, установленных приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26.04.2013 N 23 (далее - Приказ N 23), согласно которому тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения установлен в размере 88 руб. 77 коп. (с НДС) за 1 куб. м.
Отклоняя доводы ответчика и третьего лица в данной части, суд обоснованно исходил из следующего.
Статьей 424 Кодекса установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно статье 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), применяемого во взаимосвязи с пунктом 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) органы регулирования муниципальных образований, на основании соответствующих решений Региональной службы по тарифам, регулируют тарифы и услуги коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила), организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов (пункт 8 Правил); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до принятия закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливают регулируемые тарифы (пункт 4 Правил); тарифы вводятся в действие с начала очередного года (пункт 6 Правил); решение об установлении тарифов обратной силы не имеет (пункт 25 Правил).
Тариф на горячую воду для потребителей истца стоимостью 88, 77 руб. (с НДС) за 1 куб. м горячей воды был установлен приказом Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области N 121 от 28.11.2011 (с НДС) и действовал с 01.09.2012 по 31.12.2012.
С 01.01.2013 подлежал применению двухкомпонентный тариф на горячую воду для потребителей истца, утвержденный приказом Управления от 28.11.2012 N 145.
В соответствии пунктом 1 статьи 4 Кодекса акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Приказом N 23 были внесены изменения в Приказ Управления N 145 от 28.11.2012, в соответствии с которым, тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей предприятия установлены с 01.01.2013 по 30.06.2013 в размере 75,23 руб. за 1 куб. м (без НДС), 88,77 руб. за 1 куб. м (с НДС), с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 86, 62 руб. за 1 куб. м (без НДС) 102, 21 руб. за 1 куб. м (с НДС).
В пункте 8 Приказа N 23 указано, что он вступает в силу с 11.05.2013, что соответствует положениям Постановления Правительства Пензенской области от 15.12.2004 N1013-пП.
Следовательно, тариф на горячую воду, установленный Приказом N 23, подлежит применению только с 11.05.2013.
Приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 28.11.2012 N 145 в спорном периоде не отменен, в судебном порядке не признан недействующим.
Таким образом, стоимость поставленных в период с апреля до 11 мая 2013 года энергоресурсов рассчитана истцом правильно, в соответствии с тарифами, установленными Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 28.11.2012 N 145.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Статьей 14 Закона N 210-ФЗ установлены основания досрочного пересмотра тарифов и надбавок, в том числе, в случае изменения установленных или установления предельных индексов (пункт 9 части 1).
Таким образом, в случае изменения предельных индексов должны быть пересмотрены тарифы на коммунальный ресурс и принят соответствующий нормативный акт.
В отсутствие нормативного акта о досрочном пересмотре тарифа по указанной причине, доводы ответчика и третьего лица о росте платы за коммунальные услуги выше предельных максимальных уровней тарифов, не могут быть приняты во внимание.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика и третьего лица о том, что стоимость коммунального ресурса должна быть определена с применением тарифов, установленных Приказом N 23.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы и третьего лица отклоняет, и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 февраля 2014 года по делу N А49-5802/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5802/2013
Истец: Муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г. Пензы", Муниципальное казённое предприятие "Теплоснабжение города Пензы"
Ответчик: ООО "Управляющая организация "Жилье-26-1"
Третье лицо: Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, Управление по регулированию цен, тарифов и энергоснабжению Пензенской области