г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А56-80676/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Несмиян С.И.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Фомин И.А., доверенность от 26.12.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7880/20144) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2014 по делу N А56-80676/2013 (судья Сенопальникова Л.И.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания Северо-Запад"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 55 410 рублей,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания Северо-Запад" (далее - ООО "Холдинговая компания Северо-Запад") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") 55 410 рублей пени за просрочку доставки порожних вагонов за май-июнь 2013 год на основании договора N 4/56/2011 от 01.04.2011 на подачу и уборку вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования.
Определением от 13.01.2014 суд принял исковое заявление в порядке упрощенного производства.
Решением от 28.02.2014 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение отменить, в иске отказать. Податель жалобы полагает, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Условий перевозок пассажиров, багажа, товара и грузов в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении. Требования истца вытекают не из договора перевозки, а из договора на подачу и уборку вагонов от 01.04.2011 N 4/56/2011. Также истцом нарушен претензионный порядок, установленный пунктом 5 статьи 33 Условий.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2014 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ООО "Холдинговая компания Северо-Запад" (грузовладелец), ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Арго лес" (контрагент) заключен договор от 01.04.2011 N 4/56/2011 на подачу и уборку вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, в соответствии с которым перевозчик обязуется подавать вагоны под погрузку своим локомотивом на пути необщего пользования контрагента.
В период с мая по июнь 2013 года ответчик нарушил сроки доставки порожних вагонов N N 54205406, 54205489, 54205646, 54205653, 54229737, 54230206, 54233622, 54237011, 54237169, 54237177 (собственник ЗАО "Евросиб СПБ-транспортные системы"), в подтверждение чего истцом представлены железнодорожные накладные NN 641913, 641923, 642415, 642422, 641924, 641925, 642423, 642424, 641926, 642425.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 02.07.2013 исх. N 68 с требованием об уплате 55 710 рублей пени за просрочку доставки порожних вагонов на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта.
Оставление претензии без удовлетворения повлекло обращение ООО "Холдинговая компания Северо-Запад" в арбитражный суд с иском.
Апелляционный суд полагает решение подлежащим отмене ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что, если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
Параграфом 1 статьи 3 Условий перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее - Условия) перевозок предусмотрено, что они применяются при перевозках грузов, предъявляемых к отправлению по накладной российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения.
Из представленных в материалы дела накладных следует, что вагоны следовали от станций Иматранкоски и Йоутсено VR, до станции Заборье РЖД.
Согласно параграфам 1, 5 статьи 13 Условий срок доставки определяется на весь путь следования грузов, перевозимых грузовой скоростью, исходя из следующих норм: срок, связанный с приемом к перевозке и выдачей - 1 сутки; срок на перевозку грузов повагонными или поконтейнерными отправками на каждые начатые 200 тарифных километров в пределах каждой железной дороги, участвующей в перевозке - 1 сутки. Исчисление срока доставки начинается с 00 час. 00 мин. дня, следующего за днем, в который груз принят к перевозке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Условий за просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает лицу, имеющему право распоряжения грузом, возмещение, исходя из провозной платы за перевозку по той железной дороге, которая допустила просрочку, в следующем размере:
- 6% провозной платы при просрочке не свыше одной десятой общего срока доставки;
- 12% провозной платы при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых общего срока доставки;
- 18% провозной платы при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых общего срока доставки;
- 24% провозной платы при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых общего срока доставки;
- 30% провозной платы при просрочке более четырех десятых общего срока доставки.
Размер возмещения в случае нарушения срока доставки товаробагажа или груза не должен превышать 30% провозной платы, за исключением случаев, указанных в § 2 настоящей статьи.
Кроме того, истцом нарушены нормы пункта 1 статьи 33 Условий, в соответствии с которым претензии должны быть предъявлены по каждой отправке отдельно, в то время как истцом в одной претензии заявлены требования по нескольким накладным.
При подаче иска истцом правоотношения сторон по договору международной перевозки ошибочно квалифицированы как правоотношения по договору на подачу и уборку вагонов, и при этом применена ответственность, предусмотренная статьей 97 Устава железнодорожного транспорта для договора перевозки.
В статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" дано определение понятия перевозки в прямом международном сообщении - это перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.
В статье 56 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" дано определение договора на подачу и уборку вагонов для грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.
Пунктом 2.1 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" предусмотрено, что подача и уборка вагонов пользователю или контрагенту, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры или иному владельцу железнодорожного пути необщего пользования, имеет склады и погрузочно-разгрузочные площадки, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов.
Пунктом 2.15 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования предусмотрено, что подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем или пользователем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.
Договоры на подачу и уборку вагонов регулируют правоотношения исключительно касающиеся путей необщего пользования. При использовании путей общего пользования используются договоры перевозки, договоры об использовании инфраструктуры и др.
Статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлена ответственность за просрочку доставки грузов, порожних вагонов по договору перевозки в прямом смешанном сообщении. К правоотношениям из подачи и уборки вагонов и из международного прямого сообщения данная ответственность не применяется. Необоснованное смешение сроков доставки и сроков подачи и уборки вагонов привело к не правильному применению международного договора, законов и иных правовых актов РФ, что является основанием к отмене судебного акта и к отказу в иске.
Учитывая, что истцом в исковом заявлении правоотношения сторон ошибочно квалифицированы как возникшие из договора от 01.04.2011 N 4/56/2011 на подачу и уборку вагонов, суду первой инстанции надлежало при решении спора установить содержание фактического правоотношения, и с учетом Условий перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении отказать в иске или предложить истцу изменить основание иска. В рамках заявленного правового основания иск неправомерен.
Исковое заявление не может быть оставлено без рассмотрения, поскольку истец не ссылается в обоснование иска на Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении, которым предусмотрен особый претензионный порядок урегулирования споров.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению с отказом в иске.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2014 по делу N А56-80676/2013 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания Северо-Запад" (ОГРН 1073525007555) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80676/2013
Истец: ООО "Холдинговая компания Северо-Запад"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"